Оценка экономического потенциала Мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Уникальный климат, ресурсный потенциал, стратегическое значение, основной форпост арктического проекта. Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ).

Содержание

1. Профиль Мурманской области
2. Историческая ретроспектива
3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области
3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.
3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.
3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
3.6. Бюджетная сеть
3.7. Состояние региональных финансов
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
5. Вызовы развития Мурманской области
6. Сценарии
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
7.1. Миссия и задачи РОИВ
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
8.2. Основные направления социально-экономического развития
8.3. Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

         В-третьих, реализация проектов строительства новых ГОК и ГМК. Включает в себя строительство ряда новых горно-обогатительных и горно-металлургических комбинатов. Реализация инвестиционных проектов направлена на замещение убывающей добычи природных ресурсов на существующих месторождениях, а также на выпуск новой для региона продукции (титановый и ванадиевый шлаки – м/р «Юго-Восточная Гремяха», хромовый концентрат – м/р «Сопчеозерское»).

     Эти  проекты обеспечат значительный  долгосрочный приток капитала  и прирост ВРП (т.е. добавленной  стоимости, создаваемой на территории  области).

2. Кластеры вокруг стратегических проектов. Для того чтобы в полной мере использовать инновационный и высокотехнологичный потенциал стратегических проектов, масштабировать импульс развития, задаваемый ими, необходимо стимулировать формирование в Мурманской области кластеров, связанных с добычей ресурсов на шельфе, разработкой запасов руд и транспортной логистикой.

   Во-первых, технологический кластер обеспечения шельфовой добычи в Арктике: особенность этого кластера заключается в том, что он ориентирован на инвестиционный спрос, рождаемый за счет разработки Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений. Учитывая, что основная часть инвестиционных вливаний придется на 2011–2017 гг., основные усилия по стимулированию создания кластера со стороны Правительства Мурманской области должны предприниматься в ближайшее время (2010–2012 гг.). По оценкам ЦСР «Северо-Запад», до 150 млрд. руб. может быть освоено в рамках создания технологического кластера обеспечения шельфовой добычи в Арктике. После выхода 1-й фазы Штокмана на проектную мощность после 2017 г. кластер должен стать основным поставщиком услуг и кадров для освоения Арктики в Баренц-регионе, добившись тем самым глобальной конкурентоспособности. Наряду с ядром кластера (ООО «Газпром добыча шельф», Shtokman Development AG) он будет включать целый ряд компаний, являющихся поставщиками специализированного оборудования, услуг и технологий добычи на шельфе. Значительная часть заказов (морская техника, ее обслуживание и монтаж) может и должна быть размещена на судоремонтных предприятиях области – СРЗ «Нерпа», СРЗ–35, СРЗ–10, СРЗ–82 и др. В рамках кластера необходимо укрепить позиции геолого-геофизических и поисково-разведочных предприятий, размещенных в Мурманской области, - ФГУП «Арктикморнефтегазразведка», ОАО «Севморнефтегеофизика», ОАО «Арктические морские инженерно-геологические экспедиции», ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» и др. Необходимо использовать объем знаний об Арктике, накопленный за несколько десятилетий работы Кольским научным центром РАН и другими научными организациями региона. Во взаимодействии с поставщиками технологий добычи газа на шельфе и специализированного оборудования Арктический центр подготовки специалистов должен провести анализ потребностей, а также разработать и внедрить новые учебные планы по подготовке специалистов, требуемых для разворачиваемого кластера, в образовательных учреждениях региона, включая Мурманский государственный технический университет.

Центром «кристаллизации» кластера должна стать учрежденная  Правительством Мурманской области  Ассоциация «Мурманшельф», которая объединяет более 240 предприятий промышленности, строительства, транспорта, сервисных, логистических, финансовых и образовательных организаций. Уже сейчас Ассоциация в значительной степени выполняет функции координационного центра по подготовке предприятий и трудовых ресурсов к выполнению крупных инвестиционных проектов по шельфовой добыче в Арктике и является площадкой для трансфера шельфовых технологий. Во-вторых, горно-химический и металлургический кластер Мурманской области: создание кластера обусловлено сменой технологической платформы в добывающей отрасли, что, с одной стороны, ведет к снижению числа занятых на предприятиях, а с другой стороны - к повышению требований к персоналу. Развитие кластера тесно связано с вводом в эксплуатацию новых месторождений и приходом новых инвесторов, в дальнейшем он должен работать на нужды добывающих компаний. В рамках поддержки развития кластера Правительству Мурманской области требуется инициировать создание технолого-сервисных парков в Апатитах и Кандалакше, а также индустриального парка в Мончегорске, которые позволят российским компаниям - потребителям комплексных технологических решений и поставщикам этих решений наладить оперативное взаимодействие и проводить эффективное обучение персонала работе с новой техникой. С учетом усложнения условий добычи отдельных полезных ископаемых (переход к добыче подземным способом) и повышения наукоемкости горного дела в Апатитах должен развиваться научно-образовательный модуль как на базе существующих организаций (Кольский научный центр РАН, Кольский филиал Петрозаводского государственного университета, Апатитский филиал МГТУ), так и путем привлечения новых (например, Санкт-Петербургского государственного горного института). В рамках кластера должны быть найдены решения экологических проблем, связанных с горнодобывающей деятельностью. Речь идет как о рекультивации земель и решении проблемы с существующими отвалами пустых пород и хвостохранилищами, так и о внедрении принципа безотходных производств и устойчивого развития.

В-третьих, производственный и транспортно-логистический кластер  на основе МТУ: особенности создания кластера заключаются в привлечении  средств государства и частных  компаний на основе принципа ГЧП. По сути, проект МТУ представляет собой кластер, включающий стивидорные компании, Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт» (обеспечение безопасности мореплавания, лоцманские услуги, ледокольные проводки, буксировка), логистические и транспортные компании, ОАО «РЖД», оператора ПОЭЗ, владельцев грузов, нефтеперерабатывающий завод и др. От эффективности работы всех составляющих кластера зависит успех проекта Мурманского транспортного узла, сможет ли он в дальнейшем предлагать 53

конкурентоспособный и разнообразный продукт, несмотря на слабые стороны порта.

Вызов 2. Узкий  сырьевой профиль региональной экономики  создает высокие риски неустойчивости перед лицом внешних факторов, а также не способствует повышению  стабильности населения и системы  расселения и развитию местной культуры.  

3. Восстановление традиционного базового рыбопромышленного сектора на новой технологической и организационной основе

Во-первых, необходимы модернизация рыболовецкого флота  для океанического и прибрежного  рыболовства, строительство перерабатывающих цехов (в первую очередь в непосредственной близости от мест вылова), инфраструктуры хранения (в т.ч. холодильных установок), упаковки и транспортировки рыбы, создание брендов и маркетинг готовой (упакованной и брендированной) продукции на внутреннем российском и внешних рынках. В рамках данного направления необходимо как продолжать существующую практику государственной поддержки хозяйствующих субъектов (предоставление субсидий предприятиям на реализованную продукцию, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для модернизации и приобретения оборудования, обеспечение залоговой базы), так и улучшать инвестиционный климат в рыбной отрасли. Кроме того, Правительству области следует поддерживать ассоциативные и кооперативные практики малых и средних предприятий для усиления их переговорной позиции с крупными игроками рынка и розничными сетями, что позволит в том числе обеспечить занятость местного населения и развить прибрежные поселения.

Во-вторых, комплексная  научная оценка потенциала развития рыбоводства и эксплуатации малоиспользуемых объектов биологических ресурсов в регионе с последующим привлечением стратегических инвесторов, обладающих необходимыми технологиями и капиталом. Со стороны исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления требуется внедрение комплекса мер по стимулированию инвестиций в аквакультуру (субсидирование кредитных договоров, обеспечение залоговой базы, оперативное решение вопросов по выделению земельных и водных участков и пр.).

В-третьих, создание и поддержка в г. Мурманске специализированной площадки по продаже живой/охлажденной и мороженой рыбы (рыбной биржи). В рамках данного проекта, направленного в первую очередь на выстраивание связей между рыбодобывающими предприятиями и переработчиками, розничными сетями, оптовиками и логистическими компаниями, необходимо предусмотреть и создание крупного розничного рыбного рынка, способного стать важной составляющей имиджа г. Мурманска.

4. Туризм – необходимо использовать уникальный потенциал территории для развития нового значимого сектора экономики, обеспечивающего устойчивость системы расселения. Первое направление – горнолыжный туризм в Хибинах (гг. Кировск, Апатиты, Мончегорск, Кандалакша, Полярные Зори, Мурманск). Второе направление – развитие лесного экотуризма - предусматривает: - создание соответствующего турпродукта и его господдержка; - обучение и аттестация проводников; - создание инфраструктуры экотуризма (хостелы, хижины, кемпинги); - организация комплекса услуг (транспортное обеспечение, кейтеринг, развлечения и активный отдых – экскурсии по знаменательным местам, нетронутым уголкам природы, рыбалка, сбор ягод и грибов, фотоохота, реализация сувениров и пр.); - проведение рекламной работы. Третье направление – спортивная рыбалка и рыболовный туризм, водный туризм (сплав и подъем по рекам). Четвертое направление – развитие этнокультурного туризма и культурного предпринимательства среди коренных малочисленных народов Севера в форме развития художественных промыслов и производства сувенирной продукции, этнических ансамблей и художественных коллективов, индивидуального творчества. Пятое – круизный, познавательный и деловой городской туризм в Мурманске.

5. Восстановление потенциала агропромышленного комплекса и пищевой промышленности, обеспечивающей потребности местного населения в высококачественных диетических продуктах питания. Стратегическими подотраслями АПК в Мурманской области являются:

1. Мясное и  молочное скотоводство. Предусматривается  создание современных фермерских  хозяйств.

2. Свиноводство в виде развития современных ферм, обустроенных комплексами переработки отходов жизнедеятельности свиней в энергию (биогаз) и в удобрения.

3. Птицеводство  мясного и яичного направлений. 

4. Северное оленеводство.

 5. Пушное звероводство.

6. Тепличное овощеводство на основе передовых технологий гидропоники.

7. Сбор и переработка  дикорастущих грибов и ягод.

Обновление агропроизводства путем привлечения стратегических инвесторов должно сопровождаться, во-первых, инвестициями в развитие заготовительно-кормовой базы, во-вторых, созданием условий для модернизации и развития малых и средних предприятий пищевой промышленности Мурманской области, обеспечивающих поставку на рынок конечной продукции в упаковке, под торговой маркой и с высокими потребительскими свойствами.

6. Традиционные виды хозяйствования как основа жизни и культуры малочисленных народов. Традиционные виды хозяйствования заслуживают отдельного внимания по той причине, что с ними связана культурная самобытность и социальное развитие малочисленных народов Крайнего Севра, проживающих на территории Мурманской области. Основные направления развития традиционных видов хозяйственной деятельности включают:

во-первых, развитие оленеводства как основы сохранения традиций и культуры малочисленных  народов Кольского полуострова подразумевает создание современной инфраструктуры доступа на ключевые российские и внешние рынки оленины, а именно:

- строительство  отвечающих требованиям Европейского  союза убойных пунктов и холодильных  установок в оленеводческих хозяйствах Мурманской области;

- строительство  сертифицированного комплекса по  переработке оленины, шкур, крови,  костей, желез внутренней секреции  и по производству широкого  ассортимента продукции, включая  медицинские препараты и биологические  добавки. Важно формирование единой маркетинговой стратегии и эффективных каналов сбыта, узнаваемого бренда саамской (мурманской/кольской) оленины:

- создание специализированных  возможностей экспортного кредитования  оленеводческих хозяйств Мурманской  области; - получение оленеводческими хозяйствами сертификата на экспорт оленины в страны ЕС и другие важнейшие рынки сбыта; - получение СХПК документов на экспорт медицинских препаратов и биологических добавок в страны Юго-Восточной Азии.

7. Городская экономика и развитие городских пространств: развитие сети основных городов и Мурманск как главный город макрорегиона. В условиях повышающейся информированности, мобильности и требовательности людей в отношении среды обитания только современная городская экономика, создающая обилие новых рабочих мест и комфортные современные городские пространства, способна привлекать и удерживать талантливую молодежь.

     В Мурманске и основных элементах городской системы Кировск –Апатиты – Полярные Зори – Кандалакша необходимо реализовать масштабные проекты городского развития, разворачивающиеся по следующим направлениям. Во-первых, формирование и развитие т.н. «городских» секторов экономики как базового сектора городской занятости, своего рода «окна возможностей» для самореализации молодежи и привлечения талантов.

Во-вторых, развитие и повышение качества городской  среды Мурманска и других основных городских центров региона как  питательной среды для развития креативной индустрии и сферы  услуг и коммуникационной площадки для жителей и гостей города. Данное направление включает в себя разработку мастер-плана города в качестве материальной проекции концептуальных решений, связанных с формированием и реформированием городской среды; стимулирование проектов по созданию и реконструкции публичных пространств и общественных зон, торговых улиц; мероприятия, направленные на повышение качества уличной городской инфраструктуры.

Информация о работе Оценка экономического потенциала Мурманской области