Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа
Уникальный климат, ресурсный потенциал, стратегическое значение, основной форпост арктического проекта. Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ).
1. Профиль Мурманской области
2. Историческая ретроспектива
3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области
3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.
3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.
3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
3.6. Бюджетная сеть
3.7. Состояние региональных финансов
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
5. Вызовы развития Мурманской области
6. Сценарии
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
7.1. Миссия и задачи РОИВ
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
8.2. Основные направления социально-экономического развития
8.3. Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций
9. Список использованной литературы
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
К 1989 г. население Мурманской области достигло 1 164 586 чел. Осуществлявшиеся с 1930–50-х гг. масштабные проекты освоения минерально-сырьевой базы, обеспечение Мурманском стратегической функции в условиях холодной войны и необходимость развития Северного морского пути – при доступном на тот момент уровне технологий – требовали вовлечения значительных людских ресурсов, размещавшихся в крупных городских центрах: Мурманске, Апатитах, Кировске, Мончегорске, Кандалакше, закрытых гарнизонах Северного флота. С этой целью государство разработало и внедрило разветвленную систему поддержки северных территорий, в т.ч. и Мурманской области. Помимо районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы система поддержки включала ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, сокращенную рабочую неделю для женщин, дополнительный выходной день для работников, имеющих детей до 16 лет, и т.д.
Экономические трудности 1990-х гг. заставили государство существенно пересмотреть приоритеты развития, что выразилось в сокращении Северного
флота, снижении грузооборота на Севморпути (с 8–10 млн. т в конце 1980-х гг. до 2 млн. т в 2000-е гг.), а также в пересмотре системы северных льгот. Так, был ликвидирован ряд федеральных законов, регулировавших проблемы Севера, а также устранен ряд соответствующих норм из других федеральных законов. Наиболее показательным примером является принятие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которым была ликвидирована гарантия, предусматривающая выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. С 1995 г. в России стали действовать различные программы государственной поддержки переселения граждан из северных районов, с 1998 г. - Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Сокращение населения области до 836374 чел. в 2009 г. (в наибольшей степени этот процесс затрагивает города) влечет за собой возникновение проблем с уже сложившейся и рассчитанной на большее население инженерной инфраструктурой. При этом централизованность и ориентированность в основном на промышленность электро- и теплоснабжения, особенности жилого фонда, представленного в большинстве своем многоквартирными домами, не позволяют проводить последовательную оптимизацию инженерной инфраструктуры.
3.6. Бюджетная сеть
В связи со специфическим характером структуры системы расселения большая часть учреждений бюджетной сети расположена в двух крупных узлах – там достигнута плотность сети, характерная для старожильческих территорий Центральной России.
Первый узел
включает г. Мурманск и 5 закрытых административно-
Средняя обеспеченность учреждениями образования и здравоохранения в Мурманской области превышает общероссийские показатели (по ДОУ на 10 тыс. чел. – в 1,16 раза, по числу больничных коек и мощности АПУ – на 2,6 %). Такая ситуация обусловлена сокращением населения области на 28,2 % за 1989–2009 гг. Города области в наибольшей степени оказались затронуты данным процессом, при этом темпы сокращения населения соответствующих возрастных групп существенно превышали темпы оптимизации бюджетной сети.
При этом
Мурманская область отстает по
обеспеченности домами-
Слабое развитие дорожной сети в области (в 2008 г. – 18,5 км автодорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км территории, что в два раза меньше, чем в среднем по России) и низкая плотность населения (в Ловозерском и Терском районах – 0,2 чел. на 1 кв. км) являются предпосылками к внедрению принципа удаленного предоставления бюджетных услуг с применением передовых коммуникационных, медицинских, образовательных и социально-гуманитарных технологий. В 2006–2008 гг. в области осуществлялась региональная программа «Разработка телекоммуникационных технологий в здравоохранении Мурманской области», в соответствии с которой произошло оснащение 27 учреждений здравоохранения телекоммуникационным оборудованием, вычислительной техникой и программным обеспечением. Участниками программы стали только учреждения здравоохранения Мурманска, Апатитов, Мончегорска и Печенги, т.е. в настоящий момент остаются неохваченными наиболее удаленные и зачастую самые проблемные с точки зрения качества и объема предоставляемых услуг территории Мурманской области (Ловозерский, Терский, Ковдорский и Кандалакшский районы).
Внебюджетная социальная сеть в области развита слабо14. Негосударственный сектор представлен в основном учреждениями высшего профессионального образования, сосредоточен в г. Мурманске и г. Коле и в большинстве своем предоставляет подготовку по гуманитарным специальностям, экономике и управлению. В здравоохранении негосударственный сектор развился в специализированной медицинской помощи массового потребления – стоматологии, акушерстве и гинекологии. При этом как государственные, так и частные учреждения слабо учитывают смену парадигм в развитии здравоохранения, заключающуюся в переходе от концепции лечения (treatment paradigm, illness) к концепции wellness. Первая рассматривает здоровье человека как его физическое состояние, болезнь – как набор различных симптомов, объединенных только диагнозом, а организм – как набор систем, работающих отдельно друг от друга. Вторая стремится интегрировать в понятие здоровья эмоциональную составляющую, считая, что появление болезней связано с образом жизни и душевным состоянием человека. Организм рассматривается как единое целое, а здоровое состояние более не приравнивается к отсутствию симптомов болезней. Наличие в регионе сети учреждений, предоставляющих услуги в рамках парадигмы wellness – йога, фитнес, спа, танцы, аэробика и др., – превращается из экзотической «фишки» в важный фактор конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
3.7. Состояние региональных финансов
В период с 2000 по
2008 г. Мурманская область демонстрировала
одни из самых высоких в СЗФО темпов
роста доходов
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на
имущество организаций, в
Объем расходов консолидированного бюджета Мурманской области в 2008 г. составил 47,4 млрд. руб., доля расходов на социальную сферу – 56,9 %, т.е. бюджет сохраняет социальную направленность (3-е место по доле расходов на социальную сферу в расходах консолидированного бюджета среди регионов СЗФО после Республики Коми и Псковской области)
В соответствии
с данными ежегодного мониторинга
соблюдения субъектами РФ требований
Бюджетного кодекса РФ и качества
управления бюджетами субъектов
РФ, проводимого Министерством
1. Не имеет просроченных (нерегулируемых) задолженностей по долговым обязательствам, государственный долг составляет 1 тыс. руб. в расчете на жителя области.
2. Не имеет замечаний к соблюдению Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Имеет ряд
несоответствий показателей
темп роста
налоговых и неналоговых
отсутствие бюджета, утвержденного сроком на три года: очередной финансовый год и плановый период;
низкий показатель доли расходов бюджета, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета Мурманской области (12 % областного бюджета).
Основные бюджетные риски для Мурманской области:
1. Сильная подверженность
конъюнктурным рискам, которые выражаются
в зависимости от финансово-
2. Управленческие
риски, связанные с низким
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
Мурманская область
является крупнейшим в мире сосредоточением
объектов атомной энергетики. Помимо
Кольской АЭС (и хранящегося на ней
до отправки на предприятие «Маяк»
в Челябинской области
Экономика Мурманской области, ее производственная и социальная инфраструктура базируются и развиваются за счет видов экономической деятельности, интенсивно эксплуатирующих различные виды природных ресурсов и оказывающих негативное влияние на состояние окружающей природной среды. Основными источниками загрязнения природной среды являются предприятия горнопромышленного и агропромышленного комплексов, транспорта и ЖКХ. За последние 3–5 лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов составило 9–10 %. При этом с каждым годом увеличивается масса выбросов загрязняющих веществ на одного жителя области от передвижных источников (за 2005–2008 гг. рост 63 %).
Предприятия горнопромышленного комплекса Мурманской области являются главными источниками образования отходов (в 2008 г. на ГПК приходилось 99 % всех отходов области – 203,1 млн. т отходов в виде хвостов обогащения, вскрышных и проходческих пород, содержащих тяжелые металлы, а в ряде случаев являющихся источником гамма-фона от радиоактивных руд). Кроме того, ГПК оказывает негативное влияние на природную среду за счет отчуждения земель под отвалы вскрышных и проходческих пород, сбросов загрязняющих веществ и пыления полей хвостохранилищ, выбросов диоксида серы, диоксида углерода, оксидов азота, углеводородов.
Информация о работе Оценка экономического потенциала Мурманской области