Оценка экономического потенциала Мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Уникальный климат, ресурсный потенциал, стратегическое значение, основной форпост арктического проекта. Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ).

Содержание

1. Профиль Мурманской области
2. Историческая ретроспектива
3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области
3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.
3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.
3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
3.6. Бюджетная сеть
3.7. Состояние региональных финансов
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
5. Вызовы развития Мурманской области
6. Сценарии
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
7.1. Миссия и задачи РОИВ
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
8.2. Основные направления социально-экономического развития
8.3. Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций
9. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Региональная экономика.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики

К 1989 г. население  Мурманской области достигло 1 164 586 чел. Осуществлявшиеся с 1930–50-х гг. масштабные проекты освоения минерально-сырьевой базы, обеспечение Мурманском стратегической функции в условиях холодной войны и необходимость развития Северного морского пути – при доступном на тот момент уровне технологий – требовали вовлечения значительных людских ресурсов, размещавшихся в крупных городских центрах: Мурманске, Апатитах, Кировске, Мончегорске, Кандалакше, закрытых гарнизонах Северного флота. С этой целью государство разработало и внедрило разветвленную систему поддержки северных территорий, в т.ч. и Мурманской области. Помимо районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы система поддержки включала ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, сокращенную рабочую неделю для женщин, дополнительный выходной день для работников, имеющих детей до 16 лет, и т.д.

Экономические трудности 1990-х гг. заставили государство существенно пересмотреть приоритеты развития, что выразилось в сокращении Северного

флота, снижении грузооборота на Севморпути (с 8–10 млн. т в конце 1980-х гг. до 2 млн. т  в 2000-е гг.), а также в пересмотре системы северных льгот. Так, был ликвидирован ряд федеральных законов, регулировавших проблемы Севера, а также устранен ряд соответствующих норм из других федеральных законов. Наиболее показательным примером является принятие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которым была ликвидирована гарантия, предусматривающая выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. С 1995 г. в России стали действовать различные программы государственной поддержки переселения граждан из северных районов, с 1998 г. - Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Сокращение населения области до 836374 чел. в 2009 г. (в наибольшей степени этот процесс затрагивает города) влечет за собой возникновение проблем с уже сложившейся и рассчитанной на большее население инженерной инфраструктурой. При этом централизованность и ориентированность в основном на промышленность электро- и теплоснабжения, особенности жилого фонда, представленного в большинстве своем многоквартирными домами, не позволяют проводить последовательную оптимизацию инженерной инфраструктуры.

 3.6. Бюджетная сеть

В связи со специфическим  характером структуры системы расселения большая часть учреждений бюджетной  сети расположена в двух крупных  узлах – там достигнута плотность  сети, характерная для старожильческих территорий Центральной России.

Первый узел включает г. Мурманск и 5 закрытых административно-территориальных  образований на побережье Кольского  залива и Баренцева моря: Североморск, Александровск, Заозерск, Видяево, Островной. Здесь расположено более половины стационаров (включая госпитали ВМФ), большая часть учреждений среднего и почти все учреждения высшего профессионального образования, отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты как класс учреждений здравоохранения. Уровень обеспеченности бюджетной сетью в целом соответствует уровню, характерному для регионов средней полосы России с высокой плотностью населения. Второй узел состоит из городов Оленегорск, Мончегорск, Апатиты, Кировск и Полярные Зори – центров развития горнодобывающей промышленности, науки и энергетики. Отраслевая специализация определила расположение филиалов таких вузов, как МГТУ, ИНЖЭКОН, Петрозаводский госуниверситет (горный и физико-энергетический факультеты). Медицинская помощь осуществляется в том числе и ФАПами, поскольку подведомственная территория городов включает и ряд удаленных сельских населенных пунктов. Остальная часть территории области (Ловозерский, Кандалакшский, Ковдорский, Терский, Кольский и Печенгский районы) значительно уступает по степени развития бюджетной сети.

Средняя обеспеченность учреждениями образования и здравоохранения  в Мурманской области превышает  общероссийские показатели (по ДОУ  на 10 тыс. чел. – в 1,16 раза, по числу  больничных коек и мощности АПУ –  на 2,6 %). Такая ситуация обусловлена сокращением населения области на 28,2 % за 1989–2009 гг. Города области в наибольшей степени оказались затронуты данным процессом, при этом темпы сокращения населения соответствующих возрастных групп существенно превышали темпы оптимизации бюджетной сети.

 При этом  Мурманская область отстает по  обеспеченности домами-интернатами  для престарелых и инвалидов  (взрослых и детей): в 2010 г. –  22,2 места на 10 тыс. жителей (при  нормативе 30 мест на 10 тыс. жителей,  установленном распоряжением Правительства  РФ от 03.07.1996 № 1063-р, или 74 % от установленного норматива). Кроме того, в регионе существует дефицит мест в стационарных учреждениях психоневрологического профиля (обеспеченность местами на 26 % ниже нормативной), а также недостаточно высокий уровень охвата престарелых граждан и инвалидов нестационарными формами социального обслуживания.

Слабое развитие дорожной сети в области (в 2008 г. – 18,5 км автодорог общего пользования  с твердым покрытием на 1000 кв. км территории, что в два раза меньше, чем в среднем по России) и низкая плотность населения (в Ловозерском и Терском районах – 0,2 чел. на 1 кв. км) являются предпосылками к внедрению принципа удаленного предоставления бюджетных услуг с применением передовых коммуникационных, медицинских, образовательных и социально-гуманитарных технологий. В 2006–2008 гг. в области осуществлялась региональная программа «Разработка телекоммуникационных технологий в здравоохранении Мурманской области», в соответствии с которой произошло оснащение 27 учреждений здравоохранения телекоммуникационным оборудованием, вычислительной техникой и программным обеспечением. Участниками программы стали только учреждения здравоохранения Мурманска, Апатитов, Мончегорска и Печенги, т.е. в настоящий момент остаются неохваченными наиболее удаленные и зачастую самые проблемные с точки зрения качества и объема предоставляемых услуг территории Мурманской области (Ловозерский, Терский, Ковдорский и Кандалакшский районы).

Внебюджетная  социальная сеть в области развита  слабо14. Негосударственный сектор представлен в основном учреждениями высшего профессионального образования, сосредоточен в г. Мурманске и г. Коле и в большинстве своем предоставляет подготовку по гуманитарным специальностям, экономике и управлению. В здравоохранении негосударственный сектор развился в специализированной медицинской помощи массового потребления – стоматологии, акушерстве и гинекологии. При этом как государственные, так и частные учреждения слабо учитывают смену парадигм в развитии здравоохранения, заключающуюся в переходе от концепции лечения (treatment paradigm, illness) к концепции wellness. Первая рассматривает здоровье человека как его физическое состояние, болезнь – как набор различных симптомов, объединенных только диагнозом, а организм – как набор систем, работающих отдельно друг от друга. Вторая стремится интегрировать в понятие здоровья эмоциональную составляющую, считая, что появление болезней связано с образом жизни и душевным состоянием человека. Организм рассматривается как единое целое, а здоровое состояние более не приравнивается к отсутствию симптомов болезней. Наличие в регионе сети учреждений, предоставляющих услуги в рамках парадигмы wellness – йога, фитнес, спа, танцы, аэробика и др., – превращается из экзотической «фишки» в важный фактор конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

 

3.7. Состояние региональных финансов

В период с 2000 по 2008 г. Мурманская область демонстрировала  одни из самых высоких в СЗФО темпов роста доходов консолидированного бюджета. Основой формирования бюджета  Мурманской области являются:

- налог на  прибыль организаций;

- налог на  доходы физических лиц; 

- налог на  имущество организаций, в совокупности  составляющие более 58,6 % доходов  областного и более 59,2 % доходов  консолидированного бюджета области. 

Объем расходов консолидированного бюджета Мурманской области в 2008 г. составил 47,4 млрд. руб., доля расходов на социальную сферу – 56,9 %, т.е. бюджет сохраняет социальную направленность (3-е место по доле расходов на социальную сферу в расходах консолидированного бюджета среди регионов СЗФО после Республики Коми и Псковской области)

В соответствии с данными ежегодного мониторинга  соблюдения субъектами РФ требований Бюджетного кодекса РФ и качества управления бюджетами субъектов  РФ, проводимого Министерством финансов РФ, Мурманская область (по состоянию на конец 2008 г.):

1. Не имеет  просроченных (нерегулируемых) задолженностей  по долговым обязательствам, государственный  долг составляет 1 тыс. руб. в  расчете на жителя области. 

2. Не имеет  замечаний к соблюдению Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Имеет ряд  несоответствий показателей оценки  качества управления бюджетом  субъекта РФ нормативным критериям17, в том числе:

темп роста  налоговых и неналоговых доходов  областного бюджета ниже, чем аналогичный показатель в среднем по РФ, – в 2008 г. отставание темпов с коэффициентом 1,26;

отсутствие бюджета, утвержденного сроком на три года: очередной финансовый год и плановый период;

низкий показатель доли расходов бюджета, формируемых  в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета Мурманской области (12 % областного бюджета).

     Основные бюджетные риски для Мурманской области:

1. Сильная подверженность  конъюнктурным рискам, которые выражаются  в зависимости от финансово-экономического  положения крупных компаний горнопромышленного комплекса, уровень прибыли которых напрямую связан с изменением цен на мировых сырьевых рынках.

2. Управленческие  риски, связанные с низким уровнем  программного планирования расходов  бюджета.

3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски

Мурманская область  является крупнейшим в мире сосредоточением  объектов атомной энергетики. Помимо Кольской АЭС (и хранящегося на ней  до отправки на предприятие «Маяк» в Челябинской области отработанного  ядерного топлива) в регионе расположена главная база Северного флота, имеющая в своем составе десятки надводных кораблей и подводных лодок с атомной ходовой установкой с ядерными ракетами на борту, а также суда атомного технического обслуживания (АТО). На берегу расположены базы обеспечения, судоремонтные заводы, специализирующиеся на ремонте судов с атомными силовыми установками, хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов (в т.ч. плавучие), отработанных каналов реакторов, технические базы перезарядки реакторов. Мурманск является портом приписки для шести российских атомных ледоколов («Россия», «Таймыр», «Советский Союз», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы»), атомного лихтеровоза и пяти судов АТО (используются для подзарядки ядерных реакторов ледоколов, транспортировки ядерного топлива и хранения твердых и жидких радиоактивных отходов). В Мурманске расположено предприятие «Радон» – хранилище для ионизирующих источников низкой и средней активности (с 2008 г. входит во ФГУП «РосРАО»). В Ловозерском районе ведется добыча лопаритовых руд, обладающих свойствами радиоактивности. Наконец, в 1972 и 1984 гг. в 21 км северо-восточнее Кировска произведено два ядерных взрыва в мирных целях (дробление апатитовой руды) суммарной мощностью около 4 килотонн.

    Экономика  Мурманской области, ее производственная и социальная инфраструктура базируются и развиваются за счет видов экономической деятельности, интенсивно эксплуатирующих различные виды природных ресурсов и оказывающих негативное влияние на состояние окружающей природной среды. Основными источниками загрязнения природной среды являются предприятия горнопромышленного и агропромышленного комплексов, транспорта и ЖКХ. За последние 3–5 лет снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов составило 9–10 %. При этом с каждым годом увеличивается масса выбросов загрязняющих веществ на одного жителя области от передвижных источников (за 2005–2008 гг. рост 63 %).

Предприятия горнопромышленного комплекса Мурманской области являются главными источниками образования отходов (в 2008 г. на ГПК приходилось 99 % всех отходов области – 203,1 млн. т отходов в виде хвостов обогащения, вскрышных и проходческих пород, содержащих тяжелые металлы, а в ряде случаев являющихся источником гамма-фона от радиоактивных руд). Кроме того, ГПК оказывает негативное влияние на природную среду за счет отчуждения земель под отвалы вскрышных и проходческих пород, сбросов загрязняющих веществ и пыления полей хвостохранилищ, выбросов диоксида серы, диоксида углерода, оксидов азота, углеводородов.

Информация о работе Оценка экономического потенциала Мурманской области