Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 18:08, курсовая работа
Уникальный климат, ресурсный потенциал, стратегическое значение, основной форпост арктического проекта. Мурманская область образована 28 мая 1938 г. Территорию области составляет Кольский полуостров, омываемый водами Баренцева и Белого морей. Ее площадь 144,9 тыс. кв. км (8,6 % территории СЗФО и 0,85 % РФ).
1. Профиль Мурманской области
2. Историческая ретроспектива
3. Основные итоги 1990–2000-х гг. Проблемы развития Мурманской области
3.1. Экономический спад в 1990-е и проблема роста в 2000-е гг.
3.2. Текущие последствия мирового экономического кризиса для Мурманской области: экономический спад в 2009 г.
3.3. Уровень и качество жизни в Мурманской области
3.4. Упадок агропромышленного сектора в 1990-е гг. и его последствия
3.5. Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики
3.6. Бюджетная сеть
3.7. Состояние региональных финансов
3.8. Экологическая ситуация: зоны экологического бедствия и высокие риски
3.9. Включенность в систему трансграничного и международного сотрудничества
4. Внешние факторы:
новые возможности, рамки и обстоятельства, в которых развивается Мурманская область
4.1. Арктика вновь на повестке дня
4.2. Кризис мировой экономики и разворот сырьевого суперцикла
4.3. Новые поколения и технологии, меняющие общество
5. Вызовы развития Мурманской области
6. Сценарии
7. Миссия (цели) и задачи органов власти и видение Мурманской области
7.1. Миссия и задачи РОИВ
7.2. Видение «Мурманская область-2025»
8. Основные направления социально-экономического развития Мурманской области
8.1. Основополагающие принципы развития Мурманской области
8.2. Основные направления социально-экономического развития
8.3. Механизмы реализации: роль федерального центра, политики РОИВ и формирование коалиций
9. Список использованной литературы
В-третьих,
передовые технологии и
В-пятых, новые возможности для девелопмента. Стимулирование и поддержка градостроительных проектов нового качества за счет разработки (адаптации) и внедрения системы стандартов и норм в области строительства и девелопмента, обеспечивающих качество и энергоэффективность возводимых объектов, а также концептуальную «встраиваемость» новых объектов в городскую систему Мурманска; стимулирование развития новых форматов в сфере жилищного строительства, строительства объектов коммерческой и деловой недвижимости; поддержка и стимулирование проектов комплексного освоения территории как ключевого условия для масштабирования «городской» экономики.
Ключевые идеи и направления работ в рамках «Городского проекта» необходимо отразить в стратегиях городов, мастер-планах, комплексных программах ресурсосбережения и энергоэффективности, концепциях бренда города. Мурманск является ключевым, но не единственным объектом городского развития.
8. Инновации и экономика, основанная на знаниях: университет, его инновационный пояс и сетевой центр знаний и превосходства в Арктике.
Во-первых, необходима модернизация университетской среды и образования. В целях модернизации университетской среды и создания Кольского (Арктического) университета52 необходимо обеспечить четырехстороннее взаимодействие между регионом, Министерством образования и науки РФ, университетами и корпорациями, готовыми участвовать в процессе. Корпорации могут войти в попечительский совет вуза, принимать участие в обновлении учебных планов и образовательных технологий, спонсировать исследования и развитие исследовательской и опытной базы вуза. Во-вторых, необходимо развернуть т.н. инновационный пояс университета, который станет локусом региональной инновационной системы. Приоритетные направления исследований, научных изысканий, поиска идей и инноваций в университетской и околоуниверситетской среде включают для Мурманска: морскую деятельность и технологии, изучение океана – биоресурсы и ресурсы шельфа, энергия волн и приливов и т.д., технологии жизнедеятельности в Арктике, арктические экосистемы и изменения климата, проведение научных исследований, направленных на развитие горнопромышленного комплекса. Реализация данных научных направлений возможна только при финансировании подавляющей доли научных исследований из федерального бюджета. Инновационный пояс университета должен включать весь спектр инфраструктуры выработки идей, создания технологий, их оформления и подготовки к внедрению и коммерциализации, в т.ч. в виде патентов, лицензий и компаний spin-off. Ключевыми элементами инновационного пояса Арктического университета являются: - центр дизайна и технологий, включающий учебные и научные лабораторные комплексы и фонды специализированных научно-исследовательских грантов; - бизнес-инкубатор с центром патентного поиска и защиты;
- центр трансферта технологий;
- дуальный (созданный
совместно университетом и
- безопасность
(ФГУ «Администрация морского
порта Мурманск», аварийно-
В-четвертых, проект
по развитию довузовского профессионального
образования путем создания ресурсных
центров по профильному обучению на
уровне «средняя общеобразовательная
школа – учреждение начального профобразования»,
что позволит всем обучающимся старшей
школы осваивать индивидуальные образовательные
программы и снизит поступление на рынок
труда лиц, не имеющих профессии, создания
двухуровневых комплексов, в которых будет
осуществляться подготовка по программам
НПО и СПО (в том числе по программам прикладного
бакалавриата), что позволит лицам, имеющим
начальное профессиональное образование,
получить профессиональное образование
следующего уровня по сокращѐнным программам, создания
условий для дальнейшего оптимального
развития системы профессионального образования,
которые включают в себя: обеспечение
сетевого взаимодействия учреждений образования,
науки, бизнеса и экономики в целом, что
соответствует определению сетевых связей
как важнейшего элемента экономики знаний;
внесение изменений в образовательный
процесс, в содержание образования, ориентация
на подготовку в форме прикладного бакалавриата,
который закладывает основу формирования
профессиональной культуры и основных
компетентностей, развитие общественной
оценки качества профессионального образования,
составление рейтингов учреждений профессионального
образования, сопоставление их с рейтингами
аналогичных учреждений других регионов.
9. Культурное и духовное развитие, здоровье как основа человеческого капитала
Во-первых, формирование в Мурманской области культурной политики, включающей работу с ценностями молодежи через образование в качестве основного элемента. Во-вторых, обеспечение культурного разнообразия территории.
В-третьих, формирование здорового образа жизни посредством просветительской деятельности, направленной на повышение уровня знаний жителей региона относительно факторов риска для здоровья, охраны здоровья, способов его укрепления, развития физкультуры и массового спорта, повышения доступности спортивной инфраструктуры, повышения статуса спортивных соревнований, проходящих в Мурманской области , а также более активного вовлечения региона в проведение этапов кубков России, Европы и мира по зимним видам спорта.
10. Доступное, комфортное и современное (на основе передовых технологий и архитектурных решений) жилье для Крайнего Севера
Отрасль жилищного строительства, пережившая глубокий спад в связи со снижением спроса (отток населения из области, сокращение, но затем восстановление уровня доходов при недостатке качественного предложения), нуждается в комплексном восстановлении, но на принципиально новых основаниях. Во-первых, необходим переход на современные и более эффективные группы технологий – так называемые MMC (Modern Methods of Construction), предполагающие «панельный» принцип строительства и минимизацию влажных операций и используемые в первую очередь при малоэтажном строительстве. Однако важным условием успешной инсталляции технологических решений является учет специфических природно-климатических условий региона (районов). Во-вторых, необходимо государственное стимулирование рынка жилья путем запуска специальных механизмов стимулирования спроса и конкуренции, в частности, создания регионального фонда ипотечного кредитования. В-третьих, необходимо развитие строительства за счет восстановления и развития производственной базы комплекса – промышленности строительных материалов, развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной отрасли, содействия техническому перевооружению, освоению новых технологий и на этой основе повышения производственной мощности и конкурентоспособности подрядных строительно-монтажных организаций области для реализации проектов производственного и социального назначения. В-четвертых, необходимо развитие институтов и организаций, обслуживающих инвестиционный процесс: финансово-кредитных, страховых, лизинговых, консалтинговых фирм, укрепление институтов, обеспечивающих соблюдение прав собственности и выполнение контрактных обязательств, содействие созданию и деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.
В-пятых, необходима государственная программа для привлечения частных инвестиций и инвестиций из федерального центра для развития регионального строительного комплекса, а именно: строительство на территории Мурманской области собственных заводов по выпуску строительных материалов (завод по выпуску керамического кирпича, цех по производству панелей для малоэтажного и высотного домостроения, завод по производству цемента), что позволит уменьшить себестоимость строительства объектов в регионе. В-шестых, необходимо продолжать реализацию в Мурманской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Вызов 4. Устаревшая инфраструктура, не позволяющая обеспечить высокое (необходимое) качество жизни, условия для динамичного развития экономики как в части инфраструктурных ограничений, так и развития человеческого капитала.
11. Модернизация и развитие бюджетной сети предполагает:
Во-первых, развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний, повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, совершенствование медицинской помощи матерям и детям. Во-вторых, развитие технологий «удаленного» оказания основных бюджетных и государственных услуг здравоохранения, образования и социальной помощи и защиты. Телекомпонента в здравоохранении, образовании, социальной защите и оказании госуслуг должна последовательно расширяться. Важнейшей задачей является обеспечение охвата всех (в первую очередь наиболее удаленных и труднодоступных) населенных пунктов системами «удаленного» оказания бюджетных услуг, опирающимися на «узловые» объекты в Мурманске или в городской системе Мончегорск – Оленегорск – Апатиты – Кировск – Полярные Зори. В рамках разработки и реализации концепции удаленного предоставления образовательных услуг необходимо уделить внимание не только вопросам организации и технологической платформы (в т.ч. и базового программного продукта телеобразования – системы управления знаниями), но и специализации и контента – т.е. содержания и спектра образовательных продуктов. К определению специализации и формированию контента необходимо привлекать крупные компании и основные вузы (Правительство области может заключать договоры с вузами по разработке интернет-порталов довузовской подготовки (дистанционного образования), ориентированных на обучение старшеклассников по программам профильного и углубленного изучения отдельных предметов).
Спектр бюджетных услуг, оказываемых в «удаленном» режиме, необходимо последовательно расширять. В небольших и удаленных населенных пунктах центры «удаленного» предоставления бюджетных услуг должны иметь совмещенный и комплексный характер, т.е. обеспечивать доступ в Интернет, к услугам телемедицины, телеобразования, государственным услугам. Необходимо отдельно выработать концепции оказания услуг здравоохранения и образования для вахтовых рабочих, занятых на Штокмановском месторождении и на объектах берегового технологического комплекса в с.п. Териберка. В-третьих, необходимо последовательно осуществлять оптимизацию (без снижения качества и доступности бюджетных услуг) бюджетного сектора, обновлять материально-техническую базу и внедрять передовые технологии в медицине, образовании и управлении бюджетным сектором. Комплексная модернизация бюджетного сектора, связанная с изменениями уровня применяемых технологий, принципов организации, целеполагания и управления, должна сопровождаться внедрением новых систем мотивации и разработкой программ повышения квалификации и переобучения персонала. В-четвертых, необходимо стимулировать развитие внебюджетного сектора предоставления услуг социального назначения: образовательные услуги и индустрия здоровья, способная обслуживать специфические запросы визитеров (туристов и вахты), отражающая изменения в восприятии необходимого «минимума» у населения. Для этого необходима комплексная программа государственно-частного партнерства в социально значимых сферах (здоровье, культурное развитие и образование), предполагающая стимулирование инвестиций и предоставление гарантий частным инвесторам (в т.ч. иностранным), желающим вкладывать средства в данные сектора. Целью является обеспечение развития перспективных и новых сегментов т.н. индустрии здоровья (йога, фитнес спа, танцы, аэробика и др.) и «фабрик» человеческого капитала.
Информация о работе Оценка экономического потенциала Мурманской области