Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение общей оценки динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь.
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) Характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Белоруссии;
2) Проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) Социальная политика государства.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. НОМИНАЛЬНЫЙ, РАСПОЛОГАЕМЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД. ИСТОЧНИК ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ..........................................5
Сущность и классификация доходов населения…………………………5
Формирование доходов населения………………………………………..8
Динамика и структура денежных доходов населения Беларуси.…..…11
ГЛАВА 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДОХОДЫ………………………………….14
2.1. Понятие дохода в теории факторов……………………………………...14
2.2. Факторные доходы и их функциональное распределение……………..15
2.3. Доходы, как результат перераспределения совокупного общественного
продукта……………………………………………………………………23
Государственная политика доходов…………………………………….25
ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА, КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ……………………………………30
Причины дифференциации……………………………………………...30
Кривая Лоренца и коэффициент Джини………………………………..31
Неравенство доходов населения и его причины……………………….33
Подходы к сглаживанию неравенства…………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...
Очевидно,
что при равном распределении
доходов, какими бы благими намерениями
оно не оправдывалось, в обществе не будут
производиться так называемые предметы
«роскоши», так как их некому будет купить.
Сошлемся на высказывание экономиста
И. Бентама: «При подведении всех частных
богатств под один уровень общество должно
лишиться всех тех предметов потребления,
которые иначе не могут существовать,
как образуя ценность, превышающую установленный
уровень». С другой стороны, столь же очевидно,
что в обществе с неравным распределением
доходов выпускаемая продукция и оказываемые
услуги будут значительно разнообразнее,
а структура потребления разных доходных
групп будет существенно различаться.
И то, что для одних будет предметом первой
необходимости, для других может оказаться
предметом роскоши.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни.
Главным вектором социально-экономического развития белорусского государства является повышение общественного благосостояния, улучшение уровня и качества жизни населения.
Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
В январе 2009 г. объем денежных доходов населения составил 6,5 трлн. рублей и по сравнению с январем 2008 г. увеличилась на 24% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 15,1%. В результате денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен, увеличились на 7,7%.
Основными источниками формирования денежных доходов населения
являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе 2009 г. составил 76,5%.
Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.
В последние годы повышение денежных доходов населения республики осуществляется в более тесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности. Это вызвано как достижением качественно нового уровня личных доходов граждан, так и необходимостью обеспечения стабильного развития национальной экономики в перспективе.
В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами: создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей; обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.
Главная составляющая доходов населения – заработная плата.
Номинальная начисленная средняя заработная плата работников республики в январе 2009 г. составила 919,6 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2008 г. уменьшилась на 8,1%, или на 80,6 тыс. рублей.
Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуга) в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. увеличилась на 5,5%, по сравнению с декабрем 2008 г. - уменьшилась на 11,7%.
Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.
Заработная
плата работника зависит от отработанного
рабочего времени, выработки, качественных
показателей труда, соблюдения технико-технологических
стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными
размерами не ограничивается.
Информация о работе Оценка динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь