Оценка динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение общей оценки динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь.

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:

1) Характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Белоруссии;

2) Проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;

3) Социальная политика государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. НОМИНАЛЬНЫЙ, РАСПОЛОГАЕМЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД. ИСТОЧНИК ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ..........................................5

Сущность и классификация доходов населения…………………………5
Формирование доходов населения………………………………………..8
Динамика и структура денежных доходов населения Беларуси.…..…11
ГЛАВА 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДОХОДЫ………………………………….14

2.1. Понятие дохода в теории факторов……………………………………...14

2.2. Факторные доходы и их функциональное распределение……………..15

2.3. Доходы, как результат перераспределения совокупного общественного

продукта……………………………………………………………………23

Государственная политика доходов…………………………………….25
ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА, КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ……………………………………30

Причины дифференциации……………………………………………...30
Кривая Лоренца и коэффициент Джини………………………………..31
Неравенство доходов населения и его причины……………………….33
Подходы к сглаживанию неравенства…………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...

Работа содержит 1 файл

Доходы населения.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

     Главный источник прибыли, по мнению большинства  авторов, - капитал. Они же отмечают и такой фактор, что рост капитала зависит от инвестированных средств, инвестированной прибыли. Следовательно, между прибылью и капиталом существует прямая и обратная связь и взаимозависимость.

      Предпринимательский доход (прибыль) приходится на предпринимательскую способность, или предприимчивость. Этот доход является вознаграждением предпринимателя за выполнение им следующих функций: соединение капитала, труда и естественных ресурсов в единый процесс производства товара или услуги; принятие основных решений по управлению фирмой; введение новых продуктов, технологий; риск, относящийся к вложенным средствам - своим собственным и своих компаньонов или акционеров.

      Часть предпринимательского дохода называется нормальной прибылью. Это минимальный доход, необходимый для продолжения функционирования предпринимателя в какой-либо сфере хозяйственной деятельности. Выплата такой нормальной прибыли, как минимальная заработная плата предпринимателя, входит, по сути, в издержки производства. Но если общий доход фирмы превышает ее общие издержки (включая нормальную прибыль), то это превышение и доставляется предпринимателю.

      Процент

     Доходом на капитал экономическая теория называет процент. На практике он предстает в нескольких видах. Если капитал имеет денежную форму, то поставщики денежного капитала получают доход в виде ссудного процента. Если капитал предстает в овеществленной форме, то его владельцы на некорпоративного предпринимательского сектора получают доход в виде дохода на собственность, а корпорации - в виде прибылей корпораций. Мы можем отметить, что процент - это та часть дохода, которую получает владелец капитала в течение года.

      При определении ставки процента следует  учитывать различия между номинальной ставкой и реальной, очищенной от инфляции.

      Реальная  ставка - это процентная ставка с поправкой на инфляцию: она равна номинальной ставке минус уровень инфляции. Именно реальная ставка имеет главное значение для принятия решений по инвестициям. Процентная ставка распределяет имеющиеся в наличии деньги между теми отраслями, где они окажутся наиболее производительными и, следовательно, наиболее прибыльными.

      Рента

     В стоимость любого товара входит составной частью в стоимость природных ресурсов, включая землю. Доход, который приносит этот фактор производства, называется рентой, или экономической рентой. В более широком смысле экономическая рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничено. Объем используемых природных ресурсов, как правило, не изменяется в сколько-нибудь значительных масштабах. Фиксированный характер предложения этих ресурсов означает, что спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту.

     Хотя  для общества в целом естественные ресурсы выступают как бесплатный дар природы, но, с точки зрения отдельных пользователей ее, рентные платежи представляют собой издержки. Для отдельных фирм или предприятий земля имеет альтернативные варианты использования (например, для возделывания сельскохозяйственных культур или для жилищного строительства). Такая альтернатива определяет в немалой степени хозяйственное поведение фирмы.

        2.3.     Доходы,     как       результат     перераспределения

      совокупного   общественного   продукта 

       Рассмотрим  доходы как результат перераспределения  совокупного общественного продукта. До того как произведённый продукт поступит в личное потребление, то есть примет форму частных доходов из него следует вычесть следующие статьи:

  • фонд возмещения потреблённых средств производства – то есть стоимость потреблённого постоянного капитала – амортизация.
  • фонд накопления, – то есть все возможные фонды развития производства на предприятии.
  • резервный и страховой фонды – для обеспечения стабильного и непрерывного производственного процесса.
  • издержки управления – издержки на обеспечение нормального функционирования государственных и хозяйственных управленческих структур.
  • социальные фонды, направленные на удовлетворение массовых потребностей – образование, здравоохранение, культура и др. социальные фонды для удовлетворения потребностей нетрудоспособных членов общества (пенсии, пособия, стипендии).

      В перечисленных со второго по шестой пунктах дается характеристика направлений распределения созданного прибавочного продукта.

      Оставшаяся  часть нераспределённого продукта направлена на удовлетворение частных  потребностей, то есть является доходом, распределённым между различными участниками производства в следующих формах:

  • как заработная плата работников фирм и объединений всех форм собственности.
  • как выплаты и льготы из общественных (социальных) фондов потребления в части, поступающей работникам производственной сферы.
  • как доходы от частнохозяйственной деятельности и личного подсобного хозяйства.

      В результате мы видим, что в основе индивидуального дохода большинства населения лежит заработная плата.

      Во  всех  странах  в  материальном производстве ежегодно создается общественный продукт, формируется национальный доход. За  счет  его  существует и развивается общество. Национальный доход распределяется между собственниками  факторов  производства. Такими  факторами   являются труд, капитал (денежный и производительно примененный предпринимателями) и земля. На уровне микроэкономики (предприятий, хозяйственных объединений) соответственно  образуются основные формы доходов: заработная плата, прибыль, процент и земельная рента.

      В условиях  рыночной  экономики  все  доходы выступают в денежной форме и находятся в органической связи с ценами производственных  факторов: ценой труда, суммой чистой выручки от продажи изготовленных товаров по рыночным ценам, ценой ссудного (денежного) капитала и  ценой  земли. Поэтому важную  роль в установлении их величины играют рыночные силы, воздействующие на цену: спрос и предложение, конкуренция и монополия. 

      2.4. Государственная политика доходов 

     Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

     Социальные  трансферты – это система мер  денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

     Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

     Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

     Само  устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

     Кроме того, общество ответственно за уровень  доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня, зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния.

     Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

  • «трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • «регулирование цен» на социально-важную продукцию;
  • «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  • «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты руда на всех предприятиях;
  • «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

     Изменения в системе налогообложения и процентной ставке - таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер «потребляемой» части дохода и, тем самым, величину действительного («эффективного») спроса.

     Важным  элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена – зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии» когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.

     Осознавая особую социальную значимость перераспределения  доходов для обеспечения стабильности рыночного общества правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

     Важным  средствам перераспределения доходов  выступает установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальной ставки заработной платы, субсидирование отдельных отраслей  и производств. В целом, касаясь  политики доходов, можно сказать, что  здесь необходимо найти тот ее вариант, который позволит сочетать социальное спокойствие с устойчивым экономическим ростом.

     В переходной период в рыночной экономике  в связи с быстрым ростом цен  необходимо приведение в соответствие относительно фиксированных доходов повышению стоимости жизни. Способами реализации этого соответствия являются компенсация, адаптация и индексация доходов.

       Компенсация – это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. При этом компенсируется лишь определенная норма потребления, компенсация носит дифференцированный характер, преимуществом обладают социально уязвимые слои населения.

     Адаптация – это повышение фиксированных выплат (пенсий, пособий, стипендий, минимума заработной платы) по мере роста стоимости жизни.

Информация о работе Оценка динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь