Оценка динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение общей оценки динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь.

В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:

1) Характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Белоруссии;

2) Проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;

3) Социальная политика государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. НОМИНАЛЬНЫЙ, РАСПОЛОГАЕМЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД. ИСТОЧНИК ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ..........................................5

Сущность и классификация доходов населения…………………………5
Формирование доходов населения………………………………………..8
Динамика и структура денежных доходов населения Беларуси.…..…11
ГЛАВА 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДОХОДЫ………………………………….14

2.1. Понятие дохода в теории факторов……………………………………...14

2.2. Факторные доходы и их функциональное распределение……………..15

2.3. Доходы, как результат перераспределения совокупного общественного

продукта……………………………………………………………………23

Государственная политика доходов…………………………………….25
ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА, КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ……………………………………30

Причины дифференциации……………………………………………...30
Кривая Лоренца и коэффициент Джини………………………………..31
Неравенство доходов населения и его причины……………………….33
Подходы к сглаживанию неравенства…………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...

Работа содержит 1 файл

Доходы населения.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

     Одним из основных направлений государственной  политики доходов является защита денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

     Всесторонняя  система индексации сложилась в 60 – 70-х гг. в большинстве стран  Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

     В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного  населения (например, в США - на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

     Для подсчета индекса потребительских  цен ввиду больших колебаний  цен на различные товары и услуги, особенно в периоды высокой инфляции, очень важен представительный набор товаров и услуг. Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу включения в индекс расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно преуменьшает рост стоимости жизни или же устанавливает заниженные доли расходов на те, или иные статьи потребительского бюджета.

     Индексация  доходов с экономической точки  зрения имеет и существенные недостатки. Так, способствуя уменьшению разрывов в доходах низко- и высокооплачиваемых работников, она может отрицательно сказаться на их стремлении к более напряженному труду. Кроме того, индексация не способствует проведению антиинфляционных мер. В силу этих причин многие государства Западной Европы в 80-х гг. приступили к демонтированию системы индексации: стали вводиться временные паузы (причем без последующей компенсации), устанавливаться верхние и нижние пороговые уровни роста цен, за которыми индексация не применяется.

ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА, КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ. 

      3.1.  Причины дифференциации 

      Один  из источников социальной напряженности  в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

    1. величиной имущества всех видов, находящегося в собственности

    отдельных граждан;

    2) величиной  текущих доходов граждан.

      Люди  получают доходы в результате того, что либо создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:   

1) разная  ценность принадлежащих людям  факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

     2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);   

3) разный  объем принадлежащих людям факторов  производства (владелец двух нефтяных  скважин получает при прочих  равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины). 

      3.2. Кривая Лоренца и коэффициент Джини 

     Различия  в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

     График  1

Рис. 1. Кривая Лоренца 

     Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства.(см рис.1)

      Абсолютное  неравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного, единственного, последнего в ряду (линия OF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – это линия абсолютного неравенства.

     В реальности фактическое распределение  дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.

     Если  площадь заштрихованного участка  графика обозначить буквой Т, то можно получить следующее отношение:

;

    где G – показатель, измеряющий  степень неравенства в доходах.

      Этот  показатель в экономической теории называется коэффициентом Джинн, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов. 
 

      3.3. Неравенство доходов населения и его причины 

      Необходимо  помнить, что так называемый принцип  распределения по труду с течением времени создает базу для осуществления распределения по принципу, определяемому как «по накопленному имуществу».

     Отношение к этой форме распределения среди  населения нашей страны неоднозначно. Права наследования во всех цивилизованных странах рассматриваются как естественные права человека. Такой путь формирования доходов, собственности защищается государством и не должен вызывать отрицательной реакции со стороны общества. Негативное отношение населения связано с незаконными формами формирования или накопления капитала, собственности, что наиболее характерно для начального этапа становления рыночного хозяйства.

     В странах,  где основными принципами формирования доходов выступали трудовой характер их получения и уравнительный подход, законные формы источников доходов имеют узкое толкование; возможности быстрого роста доходов, собственности были ограничены. Отсюда и резко отрицательное отношение населения к собственности и капиталу больших размеров и быстро растущих.

     Становление рыночной системы хозяйствования и формирование на этой основе слоя собственников неизбежно усилит влияние принципа распределения по накопленному имуществу. При этом формирование совокупных доходов населения будет способствовать росту дифференциации доходов и социальному расслоению общества, образованию слоя не только богатых, но и бедных, что потребует активного государственного вмешательства для преодоления социальной напряженности.

      3.4. Подходы к сглаживанию неравенства

 

      Имеется два подхода к проблеме выравнивания доходов. Сторонники первого считают, что при достижении полного равенства доходов общество добивается максимального удовлетворения нужд потребителей. Действительно, степень удовлетворения потребностей можно оценить по предельной полезности того или иного товара (в основе использования теории предельной полезности для исследования спроса потребителей лежит предположение, что поведение индивидуального покупателя на рынке отдельного товара зависит от того, как удовлетворяются его потребности, какую полезность приносит ему тот или иной товар). Если взять двух среднестатистических индивидов A и B, то можно с большей долей вероятности полагать, что их вкусы и желания в потреблении тех или иных товаров и услуг будут совпадать. Тогда предельная полезность каждой единицы товаров и услуг, потребляемых A и B, определится их доходом: чем выше доход, тем ниже предельная полезность товаров и услуг в расчете на последний потраченный рубль.

       Если полагать все остальные факторы, влияющие на предельные полезности товаров и услуг, неизменными, то можно считать, что условием максимизации общей полезности от потребления товаров покупателями A и B явится условие: 

где MUa – предельная полезность товаров  и услуг для покупателя A, Ya – его доход, а MUb и Yb – соответствующие показатели для покупателя B. Поскольку по принятым начальным условиям, MUa и MUb зависят только от дохода, то вышестоящее равенство удовлетворится лишь в том случае, когда Ya = Yb. Действительно, пусть доход А превысит доход В, то есть Ya > Yb. Но в этом случае предельная полезность MUa товаров и услуг в расчете на последний рубль дохода А понизится, а MUb увеличится. Иными словами, в нашем равенстве числители и знаменатели изменятся в противоположных направлениях, усиливая неравенство. Добиться равенства можно только одним способом: выровнять доходы Ya = Yb, при этом совпадут и предельные полезности потребляемых товаров и услуг MUa = MUb.

      Итак, согласно этому подходу, максимальная полезность потребления товаров  и услуг достигается при выравнивании доходов потребителей.

      Сторонники  второй точки зрения считают, что  в основе идеи равенства доходов лежит ложное допущение, согласно которому существует постоянный объем распределяемого дохода. На самом деле, как они утверждают, объем производимого и распределяемого дохода зависит от способа распределения дохода. Представим, например, что изначально А получал 1 млн. дол. в год, а В – 5 млн. дол. Если государство посредством налоговой политики перераспределит доход и сделает его равным (Ya = Yb = 3 млн. дол), то, скорее всего, на следующий год для индивида В значительно снизятся стимулы получать высокий доход - зачем это делать, коль все равно большую часть дохода изымет государство. Одновременно у А тоже исчезнут стимулы повышать свой доход – за него это делает государство посредством налоговой политики. Стремление государства уравнять доходы с очень большой долей вероятности приведет к тому, что на следующий год доход А не изменится, а доход В сократится; в итоге суммарный распределяемый доход сократится. Значит, попытка выравнивать доходы может привести к снижению эффективности производства: индивиду В не интересно работать высокопродуктивно и много зарабатывать (государство все равно изымет значительную часть дохода), а индивид А вообще может не работать (его доход 1 млн. дол, а государство доплачивает еще 2 млн. дол.). Это и является главной идеей второй точки зрения: неравенство доходов необходимо, чтобы сохранить стимулы для повышения эффективности производства.

      Как показывают оценки некоторых западных экономистов, попытки увеличить доходы бедных за счет изъятия определенных сумм у богатых оборачиваются серьезными потерями в эффективности. По подсчетам А.Оукена. эти потери равносильны тому, что из каждых 350 долларов, изъятых у богатых, 100 долларов доходят до бедных, а 250 долларов просто теряются.

      Все человеческие особенности (сильный  и слабый, ловкий и неуклюжий, талантливый и заурядный, трудолюбивый и лентяй, образованный и невежда), формирующие неповторимый индивидуальный облик каждого, определяют разные возможности людей в состязании за свое личное счастье и благополучие.

      С точки зрения экономистов, это неравенство  возможностей проявляется на потребительском рынке в неравной платежеспособности покупателей, в основе которой лежит неравенство их доходов.

      Все убежденные «уравнители» всегда стремились уничтожить двойной стандарт современного общества, сделать людей равными не только как граждан, но и как покупателей. Так, первый председатель Госплана СССР Г.М. Кржижановский считал: «Крепя основы подлинной демократии, мы одновременно сокрушаем старые вкусы, создаем предпосылки того однотипного спроса, который уже сам по себе облегчает рациональное массовое производство». И спрос у нас действительно стал «однотипным».

Информация о работе Оценка динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь