Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение общей оценки динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь.
В работе будут рассмотрены следующие аспекты, характеризующие проблематику доходов населения:
1) Характеристика доходов населения, а в частности формирование доходов и структура доходов населения Белоруссии;
2) Проблемы неравенства доходов, в частности причины неравенства и государственная политика доходов;
3) Социальная политика государства.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. НОМИНАЛЬНЫЙ, РАСПОЛОГАЕМЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД. ИСТОЧНИК ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ..........................................5
Сущность и классификация доходов населения…………………………5
Формирование доходов населения………………………………………..8
Динамика и структура денежных доходов населения Беларуси.…..…11
ГЛАВА 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДОХОДЫ………………………………….14
2.1. Понятие дохода в теории факторов……………………………………...14
2.2. Факторные доходы и их функциональное распределение……………..15
2.3. Доходы, как результат перераспределения совокупного общественного
продукта……………………………………………………………………23
Государственная политика доходов…………………………………….25
ГЛАВА 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ. КРИВАЯ ЛОРЕНЦА, КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ……………………………………30
Причины дифференциации……………………………………………...30
Кривая Лоренца и коэффициент Джини………………………………..31
Неравенство доходов населения и его причины……………………….33
Подходы к сглаживанию неравенства…………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………...
Прочие денежные поступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные и скупочные магазины и др.
Номинальные доходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходов населения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляет через финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Через аккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право на формирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальной политики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущим гражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов.
Несмотря
на разнообразие источников поступления
доходов все же главными составляющими
денежных доходов населения являются
оплата труда, доходы от предпринимательской
деятельности и собственности, а также
социальные трансферты.
Белоруси
Денежные доходы. В январе 2009 г. объем денежных доходов населения составил 6,5 трлн. рублей и по сравнению с январем 2008 г. увеличилась на 24% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 15,1%. В результате денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен, увеличились на 7,7%.
Динамика
денежных доходов населения
Таблица 1
Объем денежных доходов населения, млрд. руб. | Реальные денежные доходы в % к | ||
соответствующему периоду предыдущего года | предыдущему периоду | ||
2008 г. | |||
Январь | 5242,7 | 112,3 | 80,0 |
I квартал | 16435,9 | 110,7 | 91,4 |
II квартал | 18704,2 | 111,9 | 111,1 |
I полугодие | 35140,1 | 111,4 | x |
III квартал | 20294,0 | 112,4 | 103,9 |
Январь-декабрь | 55434,1 | 111,9 | x |
IV квартал | 20272,6 | 115,0 | 108,9 |
Январь-декабрь | 75706,7 | 112,7 | x |
2009 г. | |||
Январь | 6500,1 | 107,7 | 85,0 |
ИСТОЧНИК:
интернет PDF Доходы и расходы населения
/belstat.gov.by/homep/ru/
Денежные доходы в расчете на душу населения в январе 2009 г. составили 672,1 тыс. рублей в месяц и увеличились по сравнению с январем 2008 г. в реальном выражении на 7,9%.
Данные
об изменении уровня среднедушевых
денежных доходов населения и отношении
денежных доходов к минимальному потребительскому
бюджету и бюджету прожиточного минимума
приведены в таблице:
Денежные доходы на душу населения, тыс. руб. в месяц | Изменение среднедушевых реальных денежных доходов в % к | Отношение среднеду-шевых денежных доходов в % к | |||
Соответст-вующему периоду предыду-щего года | Преды-дущему периоду | Минималь-ному пот-ребительс-кому бюджету | Бюджету прожи-точного минимума | ||
2008 г. | |||||
Январь | 541,2 | 112,5 | 80,0 | 169,7 | 263,9 |
I квартал | 565,7 | 111,0 | 91,5 | 176,0 | 273,1 |
II квартал | 644,2 | 112,1 | 111,2 | 192,1 | 296,5 |
I полугодие | 605,0 | 111,7 | 184,3 | 285,1 | |
III квартал | 699,1 | 112,7 | 103,9 | 200,9 | 309,8 |
Январь-сентябрь | 636,3 | 112,1 | 190,0 | 293,7 | |
IV квартал | 698,5 | 115,2 | 108,9 | 196,3 | 304,0 |
Январь-декабрь | 651,7 | 113,0 | 191,6 | 296,3 | |
2009 г. | |||||
Январь | 672,1 | 107,9 | 85,0 | 177,8 | 275,5 |
ИСТОЧНИК:
интернет PDF Доходы и расходы населения
/belstat.gov.by/homep/ru/
Основными источниками формирования денежных доходов населения
являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе 2009 г. составил 76,5%.
Структура денежных доходов населения представлена в таблице:
Таблица 3
Январь 2009 г. | Январь 2008 г. | |||
млрд. руб. | в % к итогу | млрд. руб. | в % к итогу | |
Всего
денежных доходов
в том числе: |
6500,1 | 100 | 5242,7 | 100 |
оплата труда | 3605,6 | 55,5 | 2949,6 | 56,3 |
трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и др.) | 1368,6 | 21,0 | 1159,3 | 22,1 |
доходы от собственности (про-центы по депозитам, дивиденды и прочие доходы от себестоимости) | 160,2 | 2,5 | 100,2 | 1,9 |
прочие
доходы (поступление от продажи продукции
сельского хо-зяйства, доходы от предпринима-тельской
и иной деятельности, приносящей доход,
и прочие поступления) |
1365,7 | 21,0 | 1033,6 | 19,7 |
ИСТОЧНИК:
интернет PDF Доходы и расходы населения
/belstat.gov.by/homep/ru/
ГЛАВА
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ДОХОДОВ, ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ДОХОДЫ
2.1.
Понятие дохода в теории
факторов
В
соответствии с теорией факторов,
как нам уже известно, основными
производственными факторами
Доход
на каждый из перечисленных факторов
в соответствии с теорией равен
предельному вкладу этого фактора
в полученный предприятием (фирмой)
доход после реализации продукции. Такое
распределение дохода можно было бы считать
справедливым по отношению и к рабочим,
и к владельцам имущественных ресурсов
(земли, капитала и др.). В действительности
же распределение доходов, исходя только
из теории придельной производительности
приводит к значительному неравенству,
в первую очередь из-за неравенства в распределении
производственных ресурсов. Поэтому в
условиях современного демократического
общества необходима государственная
политика доходов, направленная на смягчение
этого неравенства. В силу несовершенной
конкуренции на рынке размер доходов (включая
ставки заработной платы) зачастую не
отражает вклада факторов производства
в выпуск продукции.
2.2.
Факторные
доходы
и их
функциональное
распределение
Распределение осуществляется в процессе производства и на рынке в процессе обмена. В производстве происходит распределение средств производства и доходов: прибыли, заработной платы и т.д. В процессе обмена на рынке распределение потребительских товаров осуществляется в зависимости от индивидуальных доходов населения и рыночных цен, а средства производства- от доходов предпринимателей (фирм) и организаций и цен на факторы производства.
Современная теория распределения включает анализ «социальных доходов», т.е. доходов, представленных экономическим субъектом независимо от их вклада в создание совокупного общественного продукта. Государства с помощью налоговой системы изымает часть вознаграждений производителей в госбюджет, а затем перераспределяет эти ресурсы через статьи государственных расходов на социальные нужды.
Информация о работе Оценка динамики и состояния доходов населения Республики Беларусь