Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 12:56, курсовая работа
Введение новой системы оплаты труда в сфере образования призвано решить одну из наиболее болезненных проблем современной российской системы - уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей и при этом – что самое важное – сделать это в отношении тех из них, кто обеспечивает наиболее высокое качество даваемого образования, вносит наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Можно сказать, что от реализации данного направления комплексного проекта зависит обретение учителем заслуженного социального и профессионального престижа, обретение им достойного качества жизни и связанного с этим самоуважения и самоутверждения как эффективного и успешного члена общества.
Задача данной работы заключается в более подробном рассмотрении новой системы оплаты труда.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы системы оплаты труда……………………….4
1. Законодательное и нормативное регулирование бюджетной
классификации РФ………………………………………………………………..4
2. Система оплаты труда в учреждения, реализующих программы общего
образования……………………………………………………………………….6
3. Минусы старой системы оплаты труда и плюсы НСОТ …………………..9
Глава 2. НСОТ в МОУ «Дунайская основная общеобразовательная школа»
2.1 История развития предприятия………………………………………….....16
2.2 Введение НСОТ в МОУ «Дунайская основная общеобразовательная школа»……………………………………………………………………………17
Глава 3. НСОТ и пути ее совеншенствования…………………………………27
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения……………………………………………………………………...37
5.
Отсутствует четкая
Основной
особенностью новой системы оплаты
труда является формирование фонда
оплаты труда образовательным
Традиционный
урочно-почасовой принцип
Недостатки существующей системы оплаты труда учителей (СОТ).
Первый кардинальный недостаток – это экономическое стимулирование перегрузки детей. Чем больше урочных часов оказывается в рабочем плане школы, тем больший объем тарификации оплаты труда педагогов. Кроме того, по результатам сравнительных международных исследований, Россия является страной с наибольшей часовой нагрузкой школьников в течение года и при этом с очень невысоким суммарным количеством учебных недель в году (порядка 35 из-за традиционных трехмесячных летних каникул, в то время как за рубежом обычно имеется на 3–4 недели больше).
Вторым недостатком существующей системы является экономическое выталкивание школ на шестидневку. Ведь нынешняя логика такова, что снижение объема урочных часов в неделю ведет к пропорциональному уменьшению расходов, идущих на оплату труда. Например, упразднение 6-дневной учебной недели лишает учителей начальных классов примерно 10 процентов заработка.
Третий недостаток – дестимулирование качества работы. Подталкивая учителей к увеличению количества преподаваемых часов.
Следующий
принципиальный минус состоит в
том, что в фактическую тарификацию
учителей входят исключительно прямые
урочные часы, а вся внеурочная,
внеклассная, воспитательная работа, работа
с родителями и т.п. не оплачивается.
А ведь в зарубежных школьных системах
и в нашей вузовской системе
должностной оклад
Еще
один недостаток также общеизвестен
и прост, но тоже никак не решается.
Речь идет о несправедливости в отношении
оплаты учителей начальной школы. Все
знают, что одну и ту же ставку учитель
старшей школы и среднего звена
получает за 18 уроков в неделю, а
учитель начальной школы
Данная система подкрепляет и ряд негативных тенденций, и проблемы макропоказателей школьной экономики. Например, поступательный рост числа класс-комплектов. Если у директора, скажем, есть энное количество учеников, которых он может распределить на три класс-комплекта или на четыре, то он прекрасно понимает, что за четыре класс-комплекта получит на четверть больше денег, чем за три, при том же числе учащихся. Тем самым директор еще больше увеличит число оплачиваемых часов по школе. Отсюда вытекают цифры по соотношению числа учеников на одного учителя. В России, по официальным данным Минобразования, это соотношение составляет 1:12. В богатых странах типа Канады, Германии, Голландии – 1:15. Конечно, у нас есть малочисленные сельские школы, которые этот ресурс чуть уменьшают, но не решающим образом. Потому что все-таки три четверти российских детей учатся в полнокомплектных городских школах. В результате мы получаем неприятный феномен: множество учителей на низкой зарплате. Подчеркну, что сейчас мы говорим в первую очередь об учителях, а не об административном аппарате школы и уборщицах. Кроме того, все эти проблемы тесно связаны с демографической проблемой. По всем объективным данным, число детей в стране падает, и если пару лет назад в России было почти 18 миллионов детей возраста основной школы, то к 2010 году их осталось 11 миллионов. Легко представить, что без кардинальных изменений СОТ в школе мы еще больше расширим соотношение «учитель–ученики».
Каковы могут быть цели перехода к новой системе оплаты труда, которая могла бы быть аналогичной российской вузовской или зарубежным школам?
Первое. Прекратить погоню за часами. То есть убрать прямую, жесткую зависимость оплаты учителя от количества даваемых уроков.
Второе. Учесть в оплате (или в окладе) внеурочную, воспитательную, развивающую, организационно-педагогическую работу учителя. Другими словами, перейти на схему оплаты труда учителя, аналогичную схеме оплаты труда вузовского преподавателя.
Третье. Упразднить двойной стандарт для пяти- и шестидневной учебной недели. Потому что в принятом сегодня в первом чтении законопроекте о стандартах содержится абсурдное заявление о том, что один и тот же стандарт занимает разный объем времени в зависимости от того, по пяти- или шестидневной неделе работает школа.
Четвертое. Исключить дискриминацию оплаты учителей начальной школы.
Пятое. Ввести верхнюю границу учебной или урочной нагрузки учителя. Следует обратить особое внимание на то, что в Законе РФ «Об образовании», в п. 6 ст. 55, уже 14 лет написано, что «учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре (контракте), ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида». Однако в типовом положении о школе демонстративно не предусмотрено никаких ограничений по учебной нагрузке. То есть верхнего предела учебной нагрузки не установлено! Говорится лишь о том, что объем учебной нагрузки устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы данном ОУ. Таким образом, налицо фактическое неисполнение законодательства. 4
Суть новой системы оплаты труда заключается в том, чтобы уйти от уравнительных подходов и обеспечить реальное повышение доходов учителей, но не всех, а тех, кто обеспечивает наиболее высокое качество образования. Размер заработной платы работника складывается из двух частей.
Базовая
часть гарантирована для
Качественная оценка деятельности учителя определяется установлением повышенных окладов в зависимости от наличия квалификации (вторая, первая, высшая квалификационная категория). Квалификационные категории присваиваются по результатам аттестации педагогическим и руководящим работникам.
В связи с тем, что для педагогических работников, прошедших процедуру переаттестации, устанавливается значительный разрыв в уровнях оплаты труда, то его введение требует пересмотра система аттестации педагогических и руководящих работников.
Стимулирующая часть обеспечивает оплату за результативность труда и выступает в качестве поощрения за эффективные результаты и профессиональные достижения, значимые для отрасли.
Для
финансирования введения НСОТ областным
бюджетом предусмотрены дополнительные
средства в сумме 65,0 млн. руб. Помимо
средств, дополнительно привлекаемых
в отрасль, повышение фонда оплаты
труда образовательных
Введение новой системы оплаты труда взаимосвязано с другими подсистемами регионального комплексного проекта модернизации образования, в частности, с нормативно - подушевым финансированием.
Выходя, на принципиально новую систему формирования бюджета образования, имея в виду более эффективный характер затрат и новые условия труда. В конечном счете, это должно привести к более качественному состоянию образования и соответственно к материальным условиям работы педагогов. Поэтому в 2008 году была начата работа по внедрению механизма нормативно - подушевого финансирования, который был апробирован в ряде регионов нашей страны и достаточно удачно. В Беловском районе система нормативного - подушевого финансирования была введена годом ранее одновременно во всех средних общеобразовательных учреждениях. Нормативы учитывают территориальную расположенность учреждений (город-село), специфику реализуемых образовательных программ, специфику контингента обучаемых детей и т.д.
Главный и несомненный плюс перехода на нормативное финансирование - повышение обоснованности и качества планирования финансирования образовательных учреждений. В то же время в процессе внедрения подушевого финансирования пришлось столкнуться с рядом проблем. Главная из которых - ежегодное сокращение числа учащихся, по району в среднем на 5 %, по школе на 1,5%. Как показал опыт, далеко не во всех школах обеспечен должный уровень финансирования и при условии нормативного финансирования их выживание становится проблематичным. Однако это не означает, что школу будут автоматически закрывать, а детей переводить в другие школы. Такая ситуация свидетельствует о том, что надо принимать управленческое решение – выяснять, почему в школе мало детей, объективны ли причины такого положения или субъективны. Если за последние годы из школы ушло много учеников, если жители ближайших домов предпочли отдать своих детей в другие школы, пусть и дальше расположенные, то причины, скорее всего, субъективны. И надо думать, как улучшить работу педагогического коллектива.
Если
же детей стало мало в силу сложившейся
демографической ситуации, то надо
просчитать, что будет выгоднее,
оставлять ли детей в данной школе
или специальным школьным автобусом
возить в соседнюю, где созданы
условия для получения
В результате этой работы общее количество образовательных учреждений должно измениться, но, естественно, не за счет ухудшения качества образовательных услуг. При этом есть серьезная уверенность в том, что начатые реформы пройдут за счет внутренних источников, которые содержатся в самой системе образования. Такая рационализация работы на пользу всем: и самим работникам, которые в результате этого смогут получить лучшие условия труда.
Несмотря
на сложности, внедрение нормативно
- подушевого финансирования сегодня -
это магистральный путь преобразования
экономических механизмов сферы
образования, не имеющий альтернативы.
Глава 2 НСОТ в МОУ «Дунайская основная общеобразовательная школа»
2.1
История развития
предприятия
МОУ «Дунайская основная общеобразовательная школа» была образована 01.09.1989 г.
МОУ «Дунайская основная общеобразовательная школа» это:
3-этажное типовое кирпичное здание, в котором расположено 9 учебных кабинетов, комбинированные мастерские, спортзал, столовая.
Здание ОУ подключено к
Внутреннее оформление преобладает над внешним – созданы комфортные условия для обучения: светлые кабинеты, современная мебель и учебное оборудование, люминесцентное освещение в коридорах и кабинетах.
Уровень преподавания обеспечивает усвоение государственного стандарта. В этом учебном году общая успеваемость составляет 100%. Качественная успеваемость: 44%.
Классы
укомплектованы по возрасту, а также
по желанию родителей. В школе
работают кружки, студии, клубы с
целью дополнительного
Информация о работе НСОТ на примере МОУ «Дунайская основная общеобразовательная школа»