Несколько лекций по экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций

Описание работы

Раскрыто несколько вопросов по экономике.

Работа содержит 1 файл

Темы 9-12.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

     Различают уровень и глубину бедности. Уровень  бедности - это удельный вес семей (домохозяйств, человека), чей уровень потребления (доходов) ниже определенной границы бедности. Показатель уровня бедности отражает распространенность бедности, но не дает информации о степени обнищания определенных групп населения. Поэтому, для определения расхождения между доходами бедных и границею бедности используют показатель глубины бедности:

     где Z - граница бедности;

         Yi - доходы семей (домохозяйств, человека), которые определены бедными;

         n - общая численность семей (домохозяйств, человек).

     Систему показателей малообеспеченности, с  учетом мирового опыта и тех доходов, которые наблюдаются в последние годы в Украине, можно представить в виде трех элементов, отражающих тот или иной уровень дохода.

      1. Величина дохода, отражающая верхнюю границу малообеспеченности. Это тот уровень дохода, который уже не дает возможности отнести его получателей к среднеобеспеченным, не говоря уже о высокодоходных категориях граждан. Такой показатель дохода называется по-разному: минимальный потребительский бюджет, черта бедности, порог бедности и т.д. Конкретное его значение определяется в процентах от среднего дохода, характерного для данного общества. Европейский союз рекомендует определять верхнюю границу бедности на уровне 60% от уровня среднего дохода.

      2. Величина дохода, отражающая нижнюю границу малообеспеченности. Это тот минимальный уровень дохода, который дает возможность его получателю удовлетворять на минимально допустимом уровне элементарные потребности. Данный уровень дохода современное цивилизованное государство при любых обстоятельствах должно обеспечить каждому члену общества. Этот показатель нередко называют социально-физиологическим прожиточным минимумом. Нижняя граница малообеспеченности равна 40% от среднего дохода по стране.

      3. Величина дохода, гарантируемая государством. Этот гарантированный прожиточный минимум не может превышать верхнюю границу малообеспеченности, но не может и опускаться за ее нижнюю черту, то есть быть меньшим физиологического минимума. Конкретными формами гарантий могут быть официально определенные минимальные значения пенсий, заработной платы, использование различных денежных доплат и других способов помощи. То, где конкретно располагается гарантированный минимум между верхней и нижней границами малообеспеченности зависит от ряда факторов: состояния экономики страны, особенностей социальной политики государства и т.д. 
 

12.4. Государственное регулирование рынка труда и занятости 

      Рынок труда – совокупность социально-экономических отношений в сфере занятости и использование работников в общественном производстве.

      Значение  рынка труда состоит в возможности:

      эффективно  использовать трудовой потенциал;

      обеспечить  работников доходами, которые позволят удовлетворить их социально-экономические потребности и повышают их социальную защиту;

      уменьшить расслоение и социальное напряжение в обществе; обеспечить социально-экономическую  стабильность общества.

      Государственное регулирование рынка  труда – система правовых и организационно-экономических мер государства в обеспечении эффективной занятости, нормальных условий труда и рационального использования рабочей силы.

      Объекты государственного регулирования рынка  труда:

      занятость (регулирование предложений рабочей  силы и рабочих мест);

      социальные  отношения между работником и работодателем;

      трудовые  отношения (оплата труда, охрана труда, условия приема, увольнение);

      подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников;

      распределение и перераспределение рабочей  силы.

     Государственное регулирование рынка труда в Украине осуществляется на основании законодательных актов, основным из которых является Закон Украины «О занятости населения» (1991 год).

     Закон гарантирует всем трудоспособным лицам  трудоспособного возраста: право  осуществлять любую законную экономическую деятельность; защиту от дискриминационной практики найма на работу и увольнения; бесплатную помощь в поисках работы в соответствии с интересами, потребностями, образованием и навыками лица, учитывая потребности общества; выходную денежную помощь в случае утраты постоянной работы; бесплатное обучение и переобучение безработных; обеспечение работой по специальности выпускников государственных профессиональных учебных заведений; выявление лиц, которые причисляются к категории безработных, а также лиц, которым оказывается социальная защита.

      Главные функции по регулированию рынка  труда в Украине возложены  на Министерство труда и социальной политики Украины. Для реализации государственных программ занятости и обеспечение гражданам соответствующих гарантий создана государственная служба занятости. В ее обязанности входит:

      анализ  и прогнозирование спроса на рабочую  силу и ее предложение;

      учет  свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются с вопросами  о трудоустройстве;

      предоставление  помощи гражданам в переквалификации, подборе работы и трудоустройстве, а также работодателям в подборе необходимых работников;

      регистрация безработных и выплата им помощи;

      участие в подготовке территориальных программ занятости.

     Государственное регулирование рынка труда и занятости предусматривает:

      законодательное обеспечение условий труда в  зависимости от его видов, места  выполнения, личности работника;

      создание  государственной системы исследования и прогнозирования состояния  общенациональных и региональных рынков труда;

      создание  сети служб занятости;

      создание  фондов содействия занятости;

      разработка  программ государственной помощи в  подготовке кадров и новых рабочих  мест;

      создание  системы материальной помощи в связи  с временной безработицей.

      Информационной  основой государственного регулирования занятости населения является сводный баланс трудовых ресурсов и баланс рынка труда.

      Сводный баланс трудовых ресурсов состоит из четырех разделов:

      1. Численность населения.

      2. Численность трудовых ресурсов. Она складывается из численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, численности работающих лиц пенсионного возраста и численности работающих подростков моложе 16 лет.

      3. Распределение трудовых ресурсов  по предприятиям (учреждениям, организациям) разных форм собственности и хозяйствования.

      4. Распределение трудовых ресурсов  по сферам и отраслям национальной  экономики. 

      Баланс  рынка труда характеризует предложение  и спрос рабочей силы (спрос  и предложение рабочих мест). Основные статьи предложения рабочей силы: количество безработных на начало года; численность уволенных из отраслей экономики; численность уволенных по причине текучести кадров; численность выпускников учебных заведений; численность лиц, занятых в домашнем хозяйстве и численность незанятых лиц других категорий.

      Статьи  спроса на рабочую силу: количество вакантных рабочих мест на начало года; количество рабочих мест, которое  освобождается в связи с выходом  работников на пенсию, призывом в Вооруженные  Силы, природным движением населения  и др.; создание новых рабочих мест за счет инвестиций; увеличение рабочих мест за счет использования гибких форм занятости населения; увеличение рабочих мест за счет повышения коэффициента сменности работы предприятий; увеличение спроса за счет других факторов.

      Трудовые ресурсы охватывают трудоспособное население в трудоспособном возрасте, работающих пенсионеров и подростков и определяются по формуле:

      где ТР - количество трудовых ресурсов в  прогнозном периоде;

         Нтр - численность  населения в трудоспособном возрасте;

         Пн - неработающие пенсионеры в трудоспособном возрасте;

         Ин - неработающие инвалиды 1 и 2 группы инвалидности в трудоспособном возрасте;

         Пр - работающие пенсионеры пенсионного возраста;

         Мр - работающие подростки  до 16 лет. 

      Численность трудоспособного (экономически активного) населения:

      Численность безработных устанавливается на основе данных службы занятости. Это  и порождает так называемую скрытую  безработицу - официально не зарегистрированная безработица. По определению МОТ безработный - это особы в возрасте от 17 до 70 лет (как зарегистрированные, так и не зарегистрированные в службе занятости), которые удовлетворяют трем условиям: а) не имели работы (прибыльного занятия); б) искали работу или пытались организовать собственное дело; в) готовы приступить к работе в течении двух недель.

      Уровень зарегистрированной безработицы (УБ):

      где Бз - численность зарегистрированных безработных; 

     Численность экономически неактивного населения  определяется по формуле: 

Эна = Ч  – Чт,

     где  Ч   - численность всего населения.

     Уровень экономической активности населения  рассчитывается как отношение численности :экономически активного населения  к общей численности населения  страны. 


Информация о работе Несколько лекций по экономике