Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций
Раскрыто несколько вопросов по экономике.
Тема
9. РЕГИОНАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
9.1. Основы региональной экономической политики
9.2.
Государственное
регулирование социально-
9.3.
Местные бюджеты
как финансовая
основа социально-
9.1.
Основы региональной
экономической политики
Регион – это часть территории страны, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.
Регион – целостная территориальная часть страны, которая характеризуется комплексом присущих ей признаков. К признакам относят структуру производства, развитость внутренних связей, концентрацию населения, определенной производственной и социальной инфраструктурой.
В состав Украины входят 24 области, АР Крым и два города общегосударственного подчинения Киев и Севастополь. Всего в стране существует около 12 тыс. разных территориальных образований. Разные территории Украины имеют свои особенности и отличия как относительно экономического развития, так и в социальном, историческом, языковом и ментальном аспектах.
Отдельную региональную хозяйственную структуру составляют экономические районы. В Украине нет законодательно определенных экономических районов. Однако, Министерство экономики разрабатывает территориальные программы социально-экономического развития следующих экономических районов: Донецкого (Донецкая и Луганская области); Приднепровского (Днепропетровская, Запорожская и Кировоградская области); Восточного (Полтавская, Сумская и Харьковская области); Центрального (г. Киев, Киевская и Черкасская области); Полесского (Волынская, Житомирская, Ровненская и Черниговская области); Подольского (Винницкая, Тернопольская и Хмельницкая области); Причерноморского (г. Севастополь, АР Крым, Николаевская, Херсонская и Одесская области); Карпатского (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и Чернивецкая области).
Недостаток
собственной государственной
Объектами
ГРЭП являются территориальные образования,
в границах которых осуществляется государственное
управление и местное самоуправление.
Состав объектов определяется административно-
Субъектами ГРЭП являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в границах своей компетенции решают проблемы социально-экономического развития регионов.
Предметом ГРЭП являются распределение власти между центром и регионами и повышение эффективности практической деятельности государства в лице государственных органов в регионах.
Цель государственного регулирования развития регионов – обеспечение максимально возможного использования потенциала региона на основе оптимального сочетания государственных и региональных интересов.
Важно
различать государственную
Исходя из цели госрегулирования региональная политика государства – это сфера деятельности государства и региона в управлении политическим, экономическим и социальным развитием отдельных территорий страны с учетом общенациональных интересов.
Основные направления ГРЭП в Украине утверждает Верховная Рада. Президент Украины направляет деятельность органов государственной исполнительной власти на решение важнейших проблем социально-экономического развития регионов, издает нормативно-правовые акты по этим вопросам. Кабинет Министров Украины определяет государственные приоритеты и утверждает государственные программы социально-экономического развития регионов, обеспечивает выполнение их, принимает участие в создании системы экономических регуляторов, нормативной и методологической базы пространственного размещения производительных сил.
Правительство АР Крым, местные государственные администрации (МГА) исполняют полномочия государственной власти и делегированные ей исполнительные функции соответствующих советов (Верховного, областных и районных) через созданные управления, отделы и прочие структурные подразделения. МГА действуют по принципу субординации, ответственности перед Президентом, Кабинетом Министров Украины, подотчетности и подконтрольности органам исполнительной власти высшего уровня, а также соответствующим советам в границах действующего законодательства.
Финансово-экономическую основу деятельности местных государственных администраций составляют земля, природные ресурсы, коммунальная собственность, доходы местного бюджета.
Для
выполнения функций управления территорией,
реализации общегосударственной и
региональной политики в составе
МГА созданы соответствующие
экономические службы — управления
экономики. Основными задачами управлений
экономики местных
реализация ГРЭП на соответствующей территории;
обеспечение комплексного социально-экономического развития региона;
обеспечение
рационального использования
методическое
руководство экономической
выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов.
К
основным функциям МГА в области
регулирования экономических
-
разработка прогнозов и
- бюджетная деятельность;
-
обеспечение функционирования
-
обеспечение рационального
-
приведение в порядок и
- социальная защита и решение проблем занятости население и т.п..
Основными составными элементами механизма государственного регулирования регионального развития являются:
• нормативно-правовая база;
•
реализация государственных программ
социально-экономического развития Украины,
государственных региональных целевых
комплексных программ (ЦКП), а также
программ социально-экономического развития
соответствующих административно-
• бюджетно-финансовое регулирование регионального развития и селективная поддержка депрессивных регионов со стороны государства;
• создание и развитие специальных (свободных) экономических зон в определенных регионах;
• развитие межрегионального и пограничного сотрудничества и т.п.
Нормативно-правовой
базой ГРЭП являются: Законы Украины
«О местных государственных
Законодательные
акты определяют права и обязанности
регионов в бюджетной и налоговой сферах,
их полномочия в управлении имуществом,
которое находится в общегосударственной
собственности, их участие в реализации
общегосударственных и региональных программ.
Нормативные акты регулируют порядок
создания и использования региональных
фондов субвенций, инвестирования, социальной
поддержки населения.
9.2.
Государственное
регулирование социально-
развития
регионов
В
соответствии с Законом Украины
«О государственном
В прогнозе экономического и социального развития региона должны быть отображены:
• анализ экономического и социального развития за предшествующий период и характеристика главных проблем развития экономики и социальной сферы;
•
состояние использования
• прогноз конъюнктуры на рынках основных видов товаров (услуг);
• возможные пути решения главных проблем развития экономики и социальной сферы;
• цели и приоритеты социально-экономического развития в среднесрочный период и предложения относительно мер по достижению их;
• основные показатели социально-экономического развития;
• выводы относительно тенденций развития экономики на протяжении среднесрочного периода.
Программа экономического и социального развития региона разрабатывается каждый год и согласовывается с проектом ГПЭСР Украины на соответствующий год. В программе должны быть отображены:
•анализ социально-экономического развития за предшествующий и текущий год и характеристика главных проблем развития экономики и социальной сферы;
•состояние использования естественного, производственного, научно-технического и трудового потенциала, экологическая ситуация;
• возможные пути решения главных проблем развития экономики и социальной сферы;
• цели и приоритеты социально-экономического развития в следующем году;
•
система мероприятий по реализации
социально-экономической
• основные показатели социально-экономического развития;
•данные о получении и использовании доходов от распоряжения объектами коммунальной собственности и др.
Влияние государства на экономику регионов осуществляется через:
- прямое государственное инвестирование;
- предоставление субсидий, субвенций и дотаций;
- создание специальных фондов для финансирования программ;
-
привлечение иностранного и
-
льготное кредитование и
- преференции и направления средств государственных внебюджетных фондов.
Из централизованных источников финансируются затраты на:
- новое строительство;
-
работы по реконструкции
-
строительство важных
Данные
объекты имеют
Особым
направлением государственной помощи
является финансирование структурной
перестройки и реконверсии