Несколько лекций по экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций

Описание работы

Раскрыто несколько вопросов по экономике.

Работа содержит 1 файл

Темы 9-12.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Тема 9. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 

      9.1. Основы региональной  экономической политики

      9.2. Государственное  регулирование социально-экономического  развития регионов

      9.3. Местные бюджеты  как финансовая  основа социально-экономического  развития региона 

9.1. Основы региональной  экономической политики 

     Регион – это часть территории страны, на которой функционирует сформированный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфраструктуры.

     Регион – целостная территориальная часть страны, которая характеризуется комплексом присущих ей признаков. К признакам относят структуру производства, развитость внутренних связей, концентрацию населения, определенной производственной и социальной инфраструктурой.

     В состав Украины входят 24 области, АР Крым и два города общегосударственного подчинения Киев и Севастополь. Всего в стране существует около 12 тыс. разных территориальных образований. Разные территории Украины имеют свои особенности и отличия как относительно экономического развития, так и в социальном, историческом, языковом и ментальном аспектах.

     Отдельную региональную хозяйственную структуру  составляют экономические районы. В Украине нет законодательно определенных экономических районов. Однако, Министерство экономики разрабатывает территориальные программы социально-экономического развития следующих экономических районов: Донецкого (Донецкая и Луганская области); Приднепровского (Днепропетровская, Запорожская и Кировоградская области); Восточного (Полтавская, Сумская и Харьковская области); Центрального (г. Киев, Киевская и Черкасская области); Полесского (Волынская, Житомирская, Ровненская и Черниговская области); Подольского (Винницкая, Тернопольская и Хмельницкая области); Причерноморского (г. Севастополь, АР Крым, Николаевская, Херсонская и Одесская области); Карпатского (Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и Чернивецкая области).

     Недостаток  собственной государственной региональной политики в недалеком прошлом  привел к значительным диспропорциям  в региональной структуре экономики  страны и накоплению экономических и социальных проблем. Для решения этих проблем необходима продуманная государственная региональная экономическая политика (ГРЭП).

     Объектами ГРЭП являются территориальные образования, в границах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление. Состав объектов определяется административно-территориальным устройством и экономическим районированием Украины.

     Субъектами ГРЭП являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в границах своей компетенции решают проблемы социально-экономического развития регионов.

     Предметом ГРЭП являются распределение власти между центром и регионами и повышение эффективности практической деятельности государства в лице государственных органов в регионах.

     Цель государственного регулирования развития регионов – обеспечение максимально возможного использования потенциала региона на основе оптимального сочетания государственных и региональных интересов.

     Важно различать государственную региональную политику как стратегию и тактику государства относительно региональных процессов и «внутреннюю» политику самих регионов. Регионы могут иметь свои приоритетные направления развития, которые иногда не совпадают с государственными. Государственная региональная экономическая политика и политика органов местного самоуправления и исполнительных органов соответствующих региональных образований не должны быть противоречивыми: в идеале они должны составлять одно целое, дополняя и обогащая одна другую.

     Исходя  из цели госрегулирования региональная политика государства – это сфера деятельности государства и региона в управлении политическим, экономическим и социальным развитием отдельных территорий страны с учетом общенациональных интересов.

     Основные  направления ГРЭП в Украине утверждает Верховная Рада. Президент Украины направляет деятельность органов государственной исполнительной власти на решение важнейших проблем социально-экономического развития регионов, издает нормативно-правовые акты по этим вопросам. Кабинет Министров Украины определяет государственные приоритеты и утверждает государственные программы социально-экономического развития регионов, обеспечивает выполнение их, принимает участие в создании системы экономических регуляторов, нормативной и методологической базы пространственного размещения производительных сил.

     Правительство АР Крым, местные государственные  администрации (МГА) исполняют полномочия государственной власти и делегированные ей исполнительные функции соответствующих  советов (Верховного, областных и районных) через созданные управления, отделы и прочие структурные подразделения. МГА действуют по принципу субординации, ответственности перед Президентом, Кабинетом Министров Украины, подотчетности и подконтрольности органам исполнительной власти высшего уровня, а также соответствующим советам в границах действующего законодательства.

     Финансово-экономическую  основу деятельности местных государственных  администраций составляют земля, природные  ресурсы, коммунальная собственность, доходы местного бюджета.

     Для выполнения функций управления территорией, реализации общегосударственной и  региональной политики в составе  МГА созданы соответствующие  экономические службы — управления экономики. Основными задачами управлений экономики местных государственных  администраций являются:

     реализация  ГРЭП на соответствующей территории;

     обеспечение комплексного социально-экономического развития региона;

     обеспечение рационального использования производственно-технического и научного потенциала региона, его  природных, трудовых и финансовых ресурсов;

     методическое  руководство экономической работой  в регионе;

     выравнивание  диспропорций в социально-экономическом  развитии регионов.

      К основным функциям МГА в области  регулирования экономических отношений  и социально-экономического развития регионов относятся:

      - разработка прогнозов и программ  социально-экономического развития  региона;

      - бюджетная деятельность;

      - обеспечение функционирования объектов  коммунальной собственности;

      - обеспечение рационального использования  земли, естественных ресурсов, охраны окружающей природной среды;

      - приведение в порядок и стимулирование  деятельности малого и среднего  бизнеса;

      - социальная защита и решение  проблем занятости население  и т.п..

      Основными составными элементами механизма государственного регулирования регионального развития являются:

      • нормативно-правовая база;

      • реализация государственных программ социально-экономического развития Украины, государственных региональных целевых  комплексных программ (ЦКП), а также  программ социально-экономического развития соответствующих административно-территориальных образований;

      • бюджетно-финансовое регулирование  регионального развития и селективная  поддержка депрессивных регионов со стороны государства;

      • создание и развитие специальных (свободных) экономических зон в определенных регионах;

      • развитие межрегионального и пограничного сотрудничества и т.п.

      Нормативно-правовой базой ГРЭП являются: Законы Украины  «О местных государственных администрациях» (1999 г.), «О местном самоуправлении в Украине» (1997г.), «О столице Украины — городе-герое Киеве» (1999г.), Бюджетный кодекс Украины (2001 г.); Декрет Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» (1993 г.), другие нормативно-правовые акты.

      Законодательные акты определяют права и обязанности регионов в бюджетной и налоговой сферах, их полномочия в управлении имуществом, которое находится в общегосударственной собственности, их участие в реализации общегосударственных и региональных программ. Нормативные акты регулируют порядок создания и использования региональных фондов субвенций, инвестирования, социальной поддержки населения.  
 

9.2. Государственное  регулирование социально-экономического

развития  регионов 

      В соответствии с Законом Украины  «О государственном прогнозировании  и разработке программ экономического и социального развития Украины» в АР Крым, областях, районах и городах Украины разрабатываются прогнозы экономического и социального развития на среднесрочный период (5 лет) и программы экономического и социального развития на краткосрочный период (1 год).

      В прогнозе экономического и социального развития региона должны быть отображены:

      • анализ экономического и социального  развития за предшествующий период и  характеристика главных проблем  развития экономики и социальной сферы;

      • состояние использования естественного, производственного, научно-технического и трудового потенциала, экологическая  ситуация;

      • прогноз конъюнктуры на рынках основных видов товаров (услуг);

      • возможные пути решения главных  проблем развития экономики и социальной сферы;

      • цели и приоритеты социально-экономического развития в среднесрочный период и предложения относительно мер  по достижению их;

      • основные показатели социально-экономического развития;

      • выводы относительно тенденций развития экономики на протяжении среднесрочного периода.

      Программа экономического и  социального развития региона разрабатывается каждый год и согласовывается с проектом ГПЭСР Украины на соответствующий год. В программе должны быть отображены:

      •анализ социально-экономического развития за предшествующий и текущий год и характеристика главных проблем развития экономики и социальной сферы;

      •состояние  использования естественного, производственного, научно-технического и трудового  потенциала, экологическая ситуация;

      • возможные пути решения главных проблем развития экономики и социальной сферы;

      • цели и приоритеты социально-экономического развития в следующем году;

      • система мероприятий по реализации социально-экономической политики с определением сроков выполнения и  исполнителей;

      • основные показатели социально-экономического развития;

      •данные о получении и использовании  доходов от распоряжения объектами  коммунальной собственности и др.

      Влияние государства на экономику регионов осуществляется через:

      - прямое государственное инвестирование;

      - предоставление субсидий, субвенций  и дотаций;

      - создание специальных фондов  для финансирования программ;

      - привлечение иностранного и отечественного  частного капитала;

      - льготное кредитование и налогообложение;

      - преференции и направления средств государственных внебюджетных фондов.

      Из  централизованных источников финансируются  затраты на:

      - новое строительство;

      - работы по реконструкции предприятий  базовых областей экономики;

      - строительство важных природоохранных  объектов.

      Данные  объекты имеют общегосударственное  значение.

      Особым  направлением государственной помощи является финансирование структурной  перестройки и реконверсии депрессивных территорий, то является тех, где показатели развития отстают от нормативных. Также  помощь предоставляется регионам с относительно низким уровнем промышленного потенциала и излишком трудовых ресурсов, горным и другим регионам со сложными природно-географическими и экологическими условиями.

Информация о работе Несколько лекций по экономике