Несколько лекций по экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций

Описание работы

Раскрыто несколько вопросов по экономике.

Работа содержит 1 файл

Темы 9-12.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

     Для определения уровня жизни в разных странах эксперты используют понятие  индекс человеческого развития (ИЧР). Этот показатель был предложен ООН в 1990 г. как показатель уровня цивилизованности страны.

     Понятие качество жизни конкретизирует категорию  «уровень жизни». Сейчас используется комбинированный показатель – индекс качества жизни, который характеризует  уровень образования и медицинского обслуживания, продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособность населения, доступ к политической жизни и т.д.

     Конкретными показателями качества жизни являются количество автомобилей, телефонов, квадратных метров жилья, больничных коек на душу или тыс. человек., уровень шума, количество травмированы и т.д.

     Средствами  государственной социальной политики является: нормативно-правовое регулирование, направленное на обеспечение социальных гарантий и социальную защиту населения; разработка демографических и социальных прогнозов; формирование и реализация социального раздела ГПЭСР Украины, в котором определяются цели, приоритеты, задачи и мероприятия социальной политики; бюджетная деятельность; государственное регулирование цен на товары и услуги и т.п.

     На  государственном уровне функции  регулирования уровня жизни и  социальной защиты населения выполняют  органы государственной власти и  фонды государственного социального  страхования.

     Парламентский контроль за соблюдением конституционных  прав и свобод граждан осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (2004 г. - Нина Карпачева). В составе Верховной Рады Украины действует комитет по вопросам социальной политики.

     В систему государственного регулирования  уровня жизни входят:

     1. Индексация денежных доходов.  Индексации подлежат денежные  доходы, которые не имеют одноразового  характера (пенсии, стипендии, оплата  труда и проч.);

     2. Компенсация. Она предусматривает  возмещение подорожания отдельных  видов товаров и услуг (хлеб, коммунальные услуги) и предусматривает выплату разницы в ценах гражданам или их отдельным группам.

     3. Субсидирование. Это вид денежной  помощи населению для оплаты  потребления отдельных видов  товаров или услуг (жилищные  субсидии).

     Государственное регулирование уровня жизни предполагает создание и обеспечение функционирования социальной инфраструктуры - комплекса объектов, работа которых направлена на удовлетворение личностных потребностей граждан, обеспечение жизнедеятельности, интеллектуального и духовного развития человека.

     В состав социальной инфраструктуры входят предприятия и организации социально-бытового и социально-духовного назначения.

     Социально-бытовая  инфраструктура - это объекты торговли, питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и частично обслуживающие население предприятия и организации производственной сферы.

     Социально-духовная инфраструктура - это система учреждений образования, культуры, здравоохранения, массовой информации, физической культуры, спорта и т.д. 
 
 

12.3. Социальная защита населения,

государственное регулирование доходов  и потребления. 

     Цель  социальной защиты – поддержание стабильности в обществе, а также предоставление возможности каждому члену общества независимо от его социального происхождения, национальности и вероисповедания свободно развиваться и реализовывать свои способности.

     Социальная  защита делится на активную и пассивную.

     Пассивная состоит лишь в предоставлении социальной помощи человеку.

     Активная подразумевает разработку мер по предотвращению ситуаций, которые угрожают благосостоянию, жизни и здоровью человека, а также стимулируют его активность в этом.

     Основные  элементы системы социальной защиты населения:

     1. Установление допустимых параметров  жизни (размер прожиточного минимума, минимальной пенсии и социальной помощи).

     2. Защита населения от роста  цен и товарного дефицита для  гарантированного обеспечения прожиточного  минимума граждан.

     3. Решение проблем безработицы  и обеспечения эффективной занятости,  переподготовка кадров.

     4. Пенсионное обеспечение.

     5. Содержание детских домов, интернатов, домов престарелых и т.д.

     6. Социальные трансферты (помощь по  безработице, одноразовые и ежемесячные  выплаты на содержание детей  до 3-х лет, жилищные субсидии  и т.д.).

     7. Социальное обслуживание (предоставление  социальной помощи отдельным категориям граждан и т.д.).

     8. Медицинская помощь.

     9. Социальное страхование.

     Социальное  страхование  – система финансового возмещения (частичного или полного) физическим лицам определенных жизненных рисков.

     В Украине функционирует четыре вида систем социального страхования: по безработице, по временной потере трудоспособности, от несчастных случаев на производстве и пенсионное. Планируется внедрить медицинское страхование.

     В настоящее время в Украине  осуществляется пенсионная реформа, которая ставит целью: обеспечить минимально допустимый уровень жизни всем лицам преклонного возраста в зависимости от их трудового вклада и внедрение надежного механизма сбора и сохранения средств к старости. В рамках реформы предполагается построение трехуровневой пенсионной системы, которая будет состоять из:

     1) солидарной системы (обеспечивает  защиту людей преклонного возраста  от бедности);

     2) системы обязательного накопления (гарантирует работникам получение  дополнительного дохода после  выхода на пенсию);

     3) системы добровольного накопления (создается для тех людей, которые  желают обеспечить себе высокие  доходы в старости и способны  платить большие взносы на  протяжении трудовой деятельности).

     Уровень жизни населения зависит от уровня доходов. Доходы домохозяйств состоят из двух частей: первичных доходов (заработанных путем применения собственных факторов производства) и вторичных доходов (полученных в результате перераспределения дохода через социальные трансферты). Первый вид доходов — это доходы самостоятельной социальной защиты, второй — доходы внешней социальной защиты. Главный взнос во внешнюю социальную защиту осуществляет государство.

     Основным  инструментом регулирования доходов  населения является использование  минимального потребительского бюджета.

     Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) определяет такой объем доходов, который делает возможным приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Единица измерения — количество гривен на год (месяц) на одного человека.

     МПБ рассчитывается с помощью статистического, структурного и нормативного методов. Для целей государственного регулирования  доходов населения используется нормативный метод расчета МПБ. Минимальный потребительский бюджет может рассчитываться в целом по стране и по отдельным административно-территориальным единицам по единой методологии. МПБ может использоваться как социальный норматив для определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, денежной помощи, стипендий и других социальных выплат, а также затрат государства на питание в больницах, интернатах, школах, дошкольных и других учреждениях социальной сферы.

     Исходной  информацией для расчетов МПБ  являются данные демографического прогноза, состав минимальной нормативной потребительской корзины, нормы потребления населением товаров (услуг), данные об уровне и динамике потребительских цен на товары (услуги).

     При определении натурально-вещественной структуры МПБ используют данные о составе минимальных нормативных потребительских корзин. Минимальная нормативная потребительская корзина (МНПК) включает сбалансированный набор товаров (услуг) по таким основными статьями затрат человека:

     1) продукты питания (хлеб и хлебопродукты,  мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, масло, яйца, рыба и рыбопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты, ягоды, масло, сахар и т.д.);

     2) непродовольственные товары (одежда, белье, обувь, лекарство, предметы  сангигиены, мебель, предметы культурно-бытового  и хозяйственного назначения и т.п.);

     3) услуги (жилищно-коммунальные, культурно-просветительские, бытовые, транспорта, связи, пребывание  детей в дошкольных учреждениях  и т.п.).

     Одним из индикаторов экономического развития страны и важнейшим показателем  благосостояния населения являются реальные доходы населения. Различают номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы это фактически полученные деньги. Реальные доходы это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за полученные номинальные доходы. Они определяются по формуле:

               ДР = ,     (12.1)

     где: ДР – реальные доходы;

                 ДН – номинальные  доходы;

                 Iц – индекс  цен. 

     Индекс  реальных доходов определяется по формуле:

              (12.3)

     На  основе данных о реальных доходах населения прогнозируется общий объем, структура и динамика потребления населением материальных благ и услуг, состав и источники доходов населения, размер и уровень дифференциации доходов отдельных социальных групп.

     В основу расчетов реальных доходов населения  положены балансовые расчеты.

     Баланс  денежных доходов  и расходов населения  (БДДиРН) характеризует объемы и источники денежных доходов и расходов населения, а также денежное обращение между домашними хозяйствами и предприятиями (учреждениями, организациями) других секторов экономики (табл. 12.1). БДДиРН — это стоимостный баланс. Он включен в балансовый раздел БДДиРН Украины, разрабатывается по отдельным административно-территориальным единицам, а также по Украине в целом.

Таблица 12.1

Схема баланса  денежных доходов и расходов населения (данные условные)

Доходы Расходы
Название  статьи млн. грн. Название статьи млн. грн.
1. Оплата  труда 5700 1. Покупка товаров  и оплата услуг 7900
2. Доходы  от предпринимательской деятельности физических лиц - 2. Обязательные  платежи и добровольные взносы 1950
3. Денежные  доходы от сельскохозяйственных  предприятий 25 3. Расходы на  приобретение ценных бумаг 250
4. Поступления  от продажи продуктов сельскохозяйственного  производства 500 4. Расходы на  приобретение иностранной валюты 2100
5. Пенсии, стипендии, денежная помощь и  другие трансфертные платежи 2700 5. Другие расходы 200
6. Доходы  от продажи иностранной валюты 1800    
7. Доходы  от ценных бумаг -    
8. Прочие  доходы 1500    
Всего 12225 Всего 12400
Превышение  расходов над доходами 175    
Всего 12400 Всего 12400

 

     Одним из важных аспектов проблемы неравенства  доходов является определение параметров малообеспеченности (бедности). Основанием для отнесения человека к группе малообеспеченных служит величина получаемого им дохода. Бедным считается особа, чей доход не превышает определенный процент от среднедушевого дохода по стране. В мировой практике этот процент составляет 30-50%.

Информация о работе Несколько лекций по экономике