Несколько лекций по экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций

Описание работы

Раскрыто несколько вопросов по экономике.

Работа содержит 1 файл

Темы 9-12.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

     В отличии от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественной (государственной) организации. В общественном секторе экономики доминирующее место занимает деятельность государства.

     В соответствии с системой национальных счетов к сектору общего государственного управления (СОГУ) относят государственные учреждения и организации, которые финансируются из государственного и местных бюджетов. В их состав входят учреждения и организации общего управления, финансов, регулирования экономики, научно-исследовательской деятельности, охраны окружающей природной среды, обороны, поддержание внутреннего порядка, бесплатное или льготное обслуживание населения в сферах образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры и искусства, социального обеспечения.

     Структура общественного сектора экономики  состоит из трех подсекторов: государственного, добровольно-общественного и смешанного.

     Функционирование  организаций и учреждений государственного сектора экономики связано с  использованием многих видов материальных ресурсов и денежных средств, необходимых  для предоставления услуг отдельным  лицам и обществу в целом. Для  учреждений СОГУ, как и для других секторов экономики, является объективной необходимостью возмещение осуществленных затрат, общественный учет их и контроль. С одной стороны, эти учреждения являются потребителями результатов работы других секторов экономики, а с другой — своеобразным поставщиком разных услуг. Поэтому они включаются в систему общественного разделения труда, а их деятельность приобретает финансово-хозяйственный характер.

     Основными результатами деятельности в общественном секторе являются общественные блага. Впервые концепция общественных благ в развернутом виде была выдвинута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Музграфом в теории социально значимого блага в конце 50-х годов.

     Общественные  блага - это реальные экономические блага, обладающие с одной стороны полезностью для потребителей, с другой - их создание требует ресурсов, которые могут быть использованы для производства других благ.

     Общественные  блага обладают двумя важнейшими свойствами: несоперничества и неисключаемостью. Несоперничество (неконкурентность) означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных, а предельные издержки его представления индивидуальному потребителю равны нулю (например, служба погоды).

     Формально условие несопреничества в потреблении можно представить так:

     - частное благо в количестве Х может быть распределено среди различных индивидов следующим образом:

     - общественное благо в количестве Х одновременно для каждого индивида:

;    i = 1, 2, … n 

     Чистое  частное благо представляет собой сочетание конкурентности и исключаемости. Блага, которым присущи в высокой степени свойства несоперничества и неисключаемости, называются чистыми общественными благами (например, национальная оборона, законодательство). В реальной жизни чистое частное и чистое общественное благо стоят на крайних полюсах шкалы экономических благ, между которыми находятся смешанные блага.

     Смешанное благо в отличии от чистого блага является исключаемым общественным благом или благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи, т.е. быть платным.

     Основными показателями, которые характеризуют  состояние и задачи развития общественного сектора, являются: удельный вес общей суммы государственных доходов и расходов в ВВП; удельный вес государственных расходов на образование, здравоохранение, национальную оборону, правоохранительную деятельность, охрану окружающей природной среды и т.д. в государственном бюджете или в ВВП; объем государственных расходов по соответствующим направлениям на душу населения; нормативы, которые определяют минимальные стандарты потребления общественных благ (прожиточный минимум, размер минимальной заработной платы, пенсии, гарантированный минимум услуг в области образования, здравоохранения и т.п.); показатели уровня жизни населения.

     С целью усиления контроля и обеспечения  целевого и эффективного использования  бюджетными учреждениями и организациями  средств, которые поступают на их содержание, Кабинетом Министров  Украины утверждено Положение о  порядке составления единой сметы  доходов и расходов бюджетного учреждения, организации. Такая смета является основным документом, который определяет общий объем, целевое поступление и ежеквартальное распределение средств учреждения. Его формирование осуществляется на основании показателей лимитной справки об основных данных финансово-хозяйственной деятельности, которую высшая организация направляет всем подчиненным учреждениям в двухнедельный срок после утверждения ее, с чего и начинается финансирование учреждения.

     Единая  смета, кроме ассигнований из бюджета, включает также и внебюджетные средства, состоящая из внебюджетных поступлений, с выделением затрат, которые осуществляются учреждениями за счет прибыли, которая остается в их распоряжении.

     В сметах предполагаются затраты только на текущее содержание бюджетных  учреждений, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт домов и т.п. Капитальные вложения, если такие предусмотрены, финансируются по отдельным сметам. 

10.2. Государственные  заказы как средство  удовлетворения общественных  потребностей 

     Государственные заказы являются инструментом удовлетворения государственных потребностей в продукции (работах, услугах). Правовую основу функционирования механизма государственных закупок в Украине составляют Закон Украины «О поставках продукции для государственных потребностей» и прочие нормативно-правовые акты. Организационная работа по внедрению государственной политики в сфере государственных закупок осуществляется Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, а также соответствующими подразделениями других центральных государственных органов. На региональном уровне эту работу осуществляют соответствующие структурные подразделения управлений экономики местных государственных администраций.

     Поставки  продукции для государственных  нужд осуществляются в целя:

     • создания и поддержания государственных материальных резервов;

     •поддержания  необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны;

     •обеспечения  экспортных поставок продукции для  выполнения международных экономических обязательств страны;

     • реализации государственных (национальных) целевых программ, частично или полностью финансируемых за счет средств государственного бюджета.

     Перечень  видов продукции (работ, услуг), необходимых  для обеспечения государственных  потребностей, определяется Кабинетом  Министров Украины. Этот перечень формируется  на основании политики государственных  приоритетов, исследований конъюнктуры  внутреннего и внешнего рынков, задач макроэкономических планов (программ). Он может включать: вооружения; воинскую технику; работы по строительству важнейших государственных объектов; развитие систем связи и информатики; перевозку грузов и пассажиров разными видами транспорта; фундаментальные научные исследования; обеспечение прироста запасов полезных ископаемых; продовольствие; услуги учреждений социальной сферы и т.п.

     Для обоснования ресурсной обеспеченности государственных потребностей Минэкономики Украины разрабатывает однопродуктовые материальные балансы спроса и предложения важнейших видов продукции, которые включаются в балансовый раздел ГПЭСР Украины. В табл. 10.1 в качестве примера приведен плановый баланс спроса и предложения электроэнергии.

             Таблица 10.1

Баланс электроэнергии (данные условные)

Предложение Спрос
Название  статьи млрд. кВт/год Название статьи млрд. кВт/год
1. Произведено  в Украине 172,8 1. Промышленность  и строительство 84,1
2. Получено  за пределами Украины 10 2. Сельское хозяйство 15,7
    3. Транспорт 9,7
    4. Другие отрасли 32,6
    5. Потери электроэнергии  в сети 30,0
    6. Отпущено за  пределы Украины 10,7
Всего 182,8 Всего 182,8

 

     Государственными  заказчиками являются министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти Украины, Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации и учреждения, уполномоченные Кабинетом Министров составлять государственные контракты с исполнителями государственного заказа. Основными функциями государственных заказчиков является: конкурсный отбор исполнителей государственного заказа; заключение государственных контрактов с исполнителями государственного заказа; гарантия оплаты исполнителям государственного заказа продукции, которая поставляется для удовлетворения государственных потребностей на условиях, которые определяются государственным контрактом.

     Исполнителями государственного заказа являются субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности, которые изготовляют и поставляют продукцию для государственных потребностей соответственно условиям заключенного государственного контракта.

     С поставщиком (исполнителем) продукции (работ, услуг), победившим в конкурсе, государственный заказчик заключает государственный контракт. Государственный контракт — основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для государственных нужд. В госконтракте отражаются:

     • объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента;

     •требования, предъявляемые к качеству продукции (работ, услуг);

     • сроки поставок продукции;

     • товарные цены и условия их изменения;

     • объемы финансовых ресурсов, предоставляемые поставщику для закупки материальных ресурсов, необходимых для исполнения госконтракта.

     Контрактом  может также предусматриваться: контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению контракта и оказание помощи поставщику (без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего); экономическое стимулирование (льготы по налогам, целевые дотации и субсидии, льготное кредитование). На основе контракта поставщик продукции для государственных нужд и покупатель (государственный заказчик) подписывают договор поставки. Изменение и расторжение договора осуществляется по соглашению сторон и оформляется дополнительным соглашением.

     Объемы  средств для закупки государственной продукции предусматриваются в Законе о государственном бюджете Украины на текущий год и определяются правительством соответствующими решениями об использование внебюджетных источников финансирования. Гарантом по обязательствам государственных заказчиков является Кабинет Министров Украины. Продукция, которая поставляется исполнителями государственных заказов, должна отвечать обязательным требованиям государственных стандартов и другим условиям, установленным контрактами.

     С целью эффективного использования  государственных финансовых ресурсов, создания конкурентной среды на рынке  и предотвращения необоснованного  завышения цен государственный  заказчик обязан осуществлять конкурсный отбор исполнителей через проведение торгов. Проведение торгов является обязательным, когда стоимость закупок составляет более 10 тыс. грн.

Информация о работе Несколько лекций по экономике