Несколько лекций по экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций

Описание работы

Раскрыто несколько вопросов по экономике.

Работа содержит 1 файл

Темы 9-12.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

     Государственному  учету подлежат объекты, которые  вредно влияют или могут влиять на состояние окружающей природной среды, виды и количество вредных веществ, которые попадают в окружающую природную среду, виды и размеры вредных физических воздействий на нее. В 2001 году был принят Закон Украины «Про об’єкти підвищеної небезпеки”, который обязал такого рода предприятия страховать свои риски.

     Предприятия, учреждения и организации проводят первичный учет в области охраны окружающей природной среды и  безвозмездно дают соответствующую  информацию органам, которые ведут  государственный учет в этой области.

     В Украине установлены следующие виды ответственность за экологические нарушения: дисциплинарная, административная, материальная и уголовная - для физических и юридических лиц; административная и гражданско-правовая - для учреждений, предприятий и организаций.  
 

11.3. Экономический механизм  обеспечения природоохранной  деятельности 

     Финансирование  мероприятий по охране окружающей природной  среды осуществляется за счет государственного бюджета, бюджета АР Крым, местных  бюджетов, средств предприятий, учреждений и организаций, внебюджетных фондов охраны окружающей природной среды, добровольных взносов и других средств.

     Важным  источником поступлений в бюджеты  является плата за использование  природных ресурсов. Плата за специальное использование природных ресурсов устанавливается на основе нормативов платы и лимитов использования ресурсов. Нормативы платы за использование природных ресурсов определяются с учетом распространенности их, качества, возможности воспроизводства, доступности, комплексности, производительности, местонахождения, возможности переработки и утилизации отходов и других факторов. Платежи за использование природных ресурсов в границах установленных лимитов относят на затраты производства, а за сверхлимитное использование и порчу их качества взимают из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий (учреждений, организации) или граждан.

     Плата за загрязнение окружающей природной среды устанавливается на основе лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, захоронения (складирования) отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и другого производств. Платежи предприятий (учреждений, организаций), а также граждан за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, захоронения (складирования) отходов и за другие виды вредного воздействия в пределах лимитов взимаются из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий или отдельных граждан.

     Платежи за ухудшение характеристик  природных ресурсов (снижения плодородия почвы, производительности лесов, производительности водоемов) в результате владения и пользования ими устанавливаются также на основе соответствующих нормативов.

     Платежи за использование природных ресурсов поступают в государственный  и местные бюджеты и направляются на выполнение работ по воспроизводству этих ресурсов, поддержанию их в надлежащем в состоянии. Платежи за загрязнение окружающей природной среды поступают в местные, областные и государственный фонд охраны окружающей природной среды в соотношении 70, 20 и 10%.

     Средства местных и государственного внебюджетного фондов охраны окружающей природной среды используются только для целевого финансирования природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, а также мероприятий, направленных на уменьшение отрицательного воздействия окружающей природной среды на здоровье людей.

 

Тема 12. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 

      12.1. Концептуальные основы государственной социальной политики.

      12.2. Государственное регулирование уровня и качества жизни.

      12.3. Социальная защита населения, государственное регулирование доходов и потребления.

      12.4. Государственное регулирование рынка труда и занятости 
       

12.1. Концептуальные основы государственной социальной политики 

     Социальная  политика является определяющим направлением внутренней политики государства. Социальная политика — это составная часть общей политики, воплощенная в социальных программах и разнообразных мероприятиях, направленных на удовлетворение потребностей и интересов людей и общества. Социальная политика должна быть адекватной состоянию экономики, но игнорирование социальных проблем может привести к значительным экономическим потерям.

      Социальная  политика – это деятельность государства по созданию и регулированию социально-экономических условий жизни общества с целью повышения его благосостояния, устранение негативных последствий рыночных процессов, обеспечение социальной справедливости и стабильности в стране.

      Целью социальной политики государства является обеспечение стабильной, без волнений и потрясений, жизнедеятельности общества, достижение социального согласия и социальной целостности, надлежащего уровня благосостояния людей.

      Объекты социальной политики – это население страны. В качестве уточняющих и дополнительных выступают: рынок труда, трудовые отношения, доходы населения, потребители, социальная инфраструктура и система социальной защиты.

      Субъекты социальной политики – это органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за разработку и выполнение социальной политики государства, а также общественные организации, работодатели и рабочие.

      Основные  принципы социальной политики:

      1. Принцип социальной справедливости. Самый главный принцип. Исходит из устоявшихся и общепризнанных ценностей, закрепленных в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой.

      2. Принцип социальной солидарности. Суть - при проявлении социальных затруднений общество действует как единая система, внутри которой происходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным.

      3. Принцип социального партнерства. Предполагает равноправие сторон при переговорах, равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей и ответственность за не выполнение, принцип трипартизма.

      4. Принцип социальной компенсации. Предполагает создание доступной сферы жизнедеятельности, предоставление определенных льгот и соответствующего социального обслуживания.

      5. Принцип социальных гарантий. Предоставление гражданам гарантированного государством минимума социальных услуг.

      6. Принцип субсидиарности (поддержки). Состоит в оказании предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов при финансировании мероприятий в сфере социальной политики.

     Основными задачами социальной политики в Украине являются:

     •адресная поддержка социально незащищенных слоев населения;

     •пенсионная реформа;

     •обеспечение  роста стоимости рабочей силы;

     •ориентация стратегии экономического роста  на создание новых рабочих мест;

     • обеспечение доступности жилья  для разных слоев населения;

     • улучшение системы здравоохранения;

     • активная демографическая политика;

     • приумножение интеллектуального потенциала общества; создание равных возможностей в получении качественного образования;

     • укрепление позиций среднего класса.

      Способом  реализации государственной социальной политики является система социальной защиты и социальных гарантий, социальные нормы и нормативы, социальные стандарты. Социальная защита это система государственных мероприятий по обеспечению достойного материального и социального положения граждан.

      Социальные  гарантии – законодательно установленные минимальные размеры социальных выплат (зарплата, пособия, пенсии и т.д.), которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума.

     Прожиточный минимум – стоимостная величина набора продуктов достаточного для нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья, а также минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей человека.

     При анализе прожиточного минимума различают: физиологический и социальный минимум.

     Физиологический минимум – стоимость товаров и услуг, необходимых для удовлетворения только основных физиологических потребностей в течении относительно короткого периода и практически без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров.

     Социальный  минимум – минимальные нормы удовлетворения физиологических, социальных и духовных потребностей.

     С целью обеспечения нормального  уровня жизни государство определяет прожиточный минимум. В Украине  он является базовым государственным социальным стандартом. Прожиточный минимум определяется на основе так называемой потребительской корзины.

     Потребительская корзина – это стоимость стандартного набора товаров и услуг массового потребления среднего потребителя в конкретной стране за определенное время.

     Социальные  стандарты – законодательно установленные социальные нормы и нормативы или их комплекс, на базе которых определяются уровни основных государственных социальных гарантий.

     Существуют  социальный и рыночный подходы к реализации социальной политики. Социальный подход исходит из того, что общество может гарантировать каждому гражданину доходы, не ниже границы малообеспеченности.

     Рыночный  подход исходит из того, что общество берет на себя обязательства только создать условия каждому члену общества для проявления им экономической активности и получения дохода. В развитых странах мира наиболее частое комбинируются оба этих подхода, что обеспечивает результативность социальной политики и достойный уровень жизни населения.

     Становление новой экономической системы  в Украине непосредственно связано  с реформированием социальной политики. Основные направления социальной политики в Украине определяются в ежегодном Послании Президента Украины к Верховной Раде Украины. Стратегия экономического роста может создать необходимые предпосылки для решения наиболее сложных и назревших проблем социальной политики. Активная социальная политика положительно влияет на ускорение экономического развития, придает этому процессу необратимый характер. 
 

12.2. Государственное регулирование уровня и качества жизни 

     Показателем результативности социальной политики является уровень жизни населения. Уровень жизни населения это мера удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, обеспечиваемая совокупностью материальных и социальных условий жизни.

     Основными элементами уровня жизни  являются: уровень и структура потребления материальных благ (продуктов питания и непродовольственных товаров); уровень потребления услуг учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения, физкультуры; уровень обеспеченности жильем.

     Для оценки уровня жизни населения используется система показателей, которые можно  классифицировать на следующие группы:

     1) социально-демографические показатели (количество население, его состав, динамика и структура по полу, возрасту и социальному положению; показатели миграция население и трудовых ресурсов);

     2) обобщающие показатели (ВВП на  душу населения, реальные доходы  на душу населения, структура населения по уровню среднедушевого совокупного дохода и т.п.);

     3) показатели уровня оплаты труда  и доходов населения (средняя  и минимальная заработная плата,  средняя и минимальная пенсия, средняя денежная помощь и  т.п.);

     4) показатели уровня потребления населением товаров и услуг;

     5) показатели, которые характеризуют  состояние социальной сферы.

Информация о работе Несколько лекций по экономике