Несколько лекций по экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций

Описание работы

Раскрыто несколько вопросов по экономике.

Работа содержит 1 файл

Темы 9-12.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

      Государственные региональные целевые комплексные  программы нацелены на решение важнейших региональных проблем, а именно:

      - обеспечение социальных гарантий  для населения регионов;

      - финансирование строительства и  функционирование общенациональных  объектов культуры, образования,  науки, здравоохранения;

      - предоставление целевой финансовой помощи отдельным регионам с целью ускорения реформирование экономики и т.п.

      Составным элементом ГРЭП является государственная региональная финансовая политика - совокупность государственных финансовых мероприятий по решению региональных финансовых проблем. Государственная региональная финансовая политика предусматривает ряд мероприятий по совершенствованию пропорций распределения доходов и расходов сводного бюджета между государственным бюджетом и местными бюджетами в соответствии с компетенцией, функциями и обязанностями, которые выполняют центральные и местные органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления. 

9.3. Местные бюджеты  как финансовая  основа 

социально-экономического развития региона 

      Важным  звеном бюджетной системы являются местные бюджеты. Местный бюджет соответственно Бюджетному кодексу Украины включает в себя поступления и затраты на выполнение полномочий органов власти АР Крым, областной государственной администрации и органов местного самоуправления. Эти поступления и затраты составляют единый баланс соответствующего бюджета. Главными функциями местных бюджетов являются:

      - формирование денежных фондов  для обеспечения деятельности  местных органов власти;

      - распределение и использование денежных средств между отраслями экономики;

      - контроль за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий (учреждений, организаций), подведомственных органам  местного самоуправления.

      В границах региональной политики государство  осуществляет регулирование межбюджетных отношений, целью которого является обеспечение соответствия между полномочиями на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами Украины за бюджетами, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий. Инструментом регулирования межбюджетных отношений являются межбюджетные трансферты.

      Бюджетным кодексом Украины определен состав доходов и расходов местных бюджетов. Доходы и расходы местных бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией делятся на те, которые учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов, и те, что не учитываются.

      Для обеспечения реализации общих социально-экономических  и культурных программ территориальных  образований доходы бюджета АР Крым и областных бюджетов формируются за счет:

      - 25% подоходного налога с граждан,  который взимается на территории  АР Крым и соответствующей  области;

      - 25% платы за землю, которая взимается  на территории АР Крым и  соответствующей области;

      - платы за лицензии на осуществление определенных видов хозяйственной деятельности и сертификаты, которые выдаются Советом министров АР Крым и областными государственными администрациями.

      Для определения объема межбюджетных трансфертов  следует учитывать, что размежевание видов расходов между местными бюджетами осуществляется на основе принципа субсидарности с учетом критериев полноты предоставление услуги и приближение ее к непосредственному потребителю. Соответственно этим критериям виды расходов делятся на такие группы:

      1) расходы на финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечивают необходимое первоочередное предоставление социальных услуг, гарантированных государством, и которые расположены ближе к потребителям. Эти расходы осуществляются из бюджетов сел, поселков, городов и их объединений;

      2) расходы на финансирование бюджетных  учреждений и мероприятий, которые  обеспечивают предоставление основных  социальных услуг, гарантированных  государством для всех граждан  Украины. Эти расходы осуществляются  из бюджетов городов областного значения, а также районных бюджетов;

      3) расходы на финансирование бюджетных  учреждений и мероприятий, которые  обеспечивают гарантированные государством  социальные услуги для отдельных  категорий граждан, или финансирование  программ, потребность в которых существует во всех регионах Украины. Эти расходы осуществляются из бюджета АР Крым и областных бюджетов.

      Из  бюджетов городов Киева и Севастополя  осуществляются расходы всех трех групп.

      К расходам, которые осуществляются из бюджета АР Крым и областных бюджетов и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относятся расходы по таким направлениями:

      • государственное управление (включает расходы на содержание органов представительной и исполнительной власти и областных  советов);

      • образование (общее среднее, профессионально-техническое, высшее, последипломное и т.д.);

      • здравоохранение (первичная медико-санитарная помощь, амбулаторно-поликлиническая  и стационарная помощь; специализированная амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь; санаторно-курортная помощь; другие государственные программы медицинской и санитарной помощи);

      • социальная защита и социальное обеспечение (государственные, региональные и другие программы);

      • культура и искусство (государственные  культурно-образовательные, театрально-зрелищные и культурно-художественные программы);

      • физическая культура и спорт (государственные  программы развития физической культуры и спорта, программы по инвалидному  спорту и реабилитации).

      Для распределения межбюджетных трансфертов используется финансовый норматив бюджетной обеспеченности. Он определяется путем деления общего объема финансовых ресурсов, которые направляются на реализацию бюджетных программ, на количество жителей или потребителей социальных услуг. Финансовые нормативы для местных бюджетов корректируются коэффициентами, которые учитывают отличия в стоимости предоставления социальных услуг в зависимости от количества населения и потребителей социальных услуг, а также социально-экономические, демографические, климатические, экологические и прочие особенности регионов.

      Основными видами межбюджетных трансфертов являются: дотации выравнивания; субвенции; средства, которые передаются в государственный  бюджет и местные бюджеты из других местных бюджетов; другие дотации.

      В государственном бюджете могут  предусматриваться такие межбюджетные трансферты местным бюджетам:

      • дотация выравнивания;

      • субвенция на осуществление программ социальной защиты;

      • субвенция на компенсацию потерь доходов бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий вследствие предоставления льгот, установленных государством;

      • субвенция на выполнение инвестиционных проектов;

      • другие субвенции.

      Дотация выравнивания бюджета АР Крым и областным  бюджетам определяется как превышение рассчитанного с применением финансовых нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов объема расходов этих бюджетов, перечень которых приведен выше, над прогнозными показателями доходов этих бюджетов.

      Субвенции на компенсацию соответствующих потерь доходов бюджетов местного самоуправления обусловлены предоставлением государством налоговых льгот, которые уменьшают доходы бюджетов местного самоуправления на выполнение собственных полномочий. Такие действия должны сопровождаться внесением изменений в закон о государственном бюджете на текущий бюджетный период.

      Субвенции на выполнение инвестиционных проектов должны предоставляться местным  бюджетам на основах конкурентности между бюджетами и предусматривать  финансовое участие бюджета получателя субвенции в осуществляемых программах или проектах. Органы местного самоуправления, в которых среднегодовой фактический объем расходов на содержание бюджетных учреждений за три последних бюджетных периода меньше по объему, определенному в соответствии с финансовыми нормативами бюджетной обеспеченности, имеют приоритетное право на получение субвенции на выполнение инвестиционных проектов.

      Самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов, правом соответствующих исполнительных органов и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств соответственно законодательству Украины, правом соответствующих советов самостоятельно рассматривать и утверждать бюджеты.

      Местными налогами и сборами в Украине являются:

      - гостиничный сбор;

      - сбор за парковку автотранспорта;

      - рыночный сбор;

      - сбор за участие в бегах  на ипподроме; сбор за выигрыш  на бегах;

      - сбор с лиц, которые принимают  участие в игре на тотализаторе  на ипподроме;

      - налог от рекламы;

      - сбор за право использования  местной символики;

      - сбор за право проведения кино- и телесъемок;

      - сбор за право проведения местных  аукционов, конкурсной распродажи  и лотерей;

      - коммунальный налог;

      - сбор за проезд по территории приграничных областей на автотранспорте, который направляется за границу;

      - сбор за выдачу ордера на  квартиру;

      - курортный сбор;

      - сбор за выдачу разрешения  на размещение объектов торговли  и др.

      Действующая система государственного регулирования  местных бюджетов делает возможным обеспечение регионов необходимыми средствами для выполнения ими задач ГРЭП, создает предпосылки для выравнивания уровней развития отдельных регионов, стимулирует местные органы к выполнению планов мобилизации государственных и местных налогов. 
 

 

Тема 10. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ  КАК ОБЪЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ 

      10.1. Регулирования общественного  сектора экономики

      10.2. Государственные  заказы как средство  удовлетворения общественных  потребностей 

10.1. Регулирование общественного  сектора экономики 

     Существенную  роль в экономике играет общественный сектор. Государство берет на себя обязательства предоставлять чистые и смешанные общественные товары и услуги, которые частный сектор не производит  или производит в недостаточном количестве.

     Экономика общественного сектора - производство общественных и коллективных благ, создание и внедрение экономических механизмов достижения социальных целей и внерыночное взаимодействие интересов.

     Общественный  сектор экономики представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где:

     рынок не действует или действует частично и следовательно преобладают нерыночные способы координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

     производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

     экономическое равновесие между спросом и предложением общественного (коллективного) блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

Информация о работе Несколько лекций по экономике