Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:48, курс лекций
Раскрыто несколько вопросов по экономике.
Конкурсный отбор исполнителей государственного заказа осуществляется по следующим этапам:
-
формирования конкурсного
-
объявление о проведении
-
предварительная квалификация
-
представление тендерных
-
определение победителя
- заключения контракта.
Тема 11.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11.1. Необходимость и сущность охраны окружающей природной среды
11.2. Система государственного экологического регулирования
11.3.
Экономический механизм
обеспечения природоохранной
деятельности
11.1.
Необходимость охраны
окружающей природной
среды.
Современные экологические проблемы. порождены в определенной мере отставанием экономической мысли. До 70—80-х лет XX ст. основное внимание в экономической теории и практике отводилось двум факторам экономического роста — труду и капиталу. Природные ресурсы считались неисчерпаемыми. Вне рассмотрения оставались и последствия экономической деятельности в виде загрязнений и деградации окружающей среды и ресурсов.
Все экологические проблемы можно разделить на две группы. Первая объединяет проблемы, вызванные естественным ходом изменений условий жизни — климата, почвы, водного режима и других природных явлений. Другую группу проблем составляют последствия, которые возникают в природе в результате хозяйственной деятельности человека — нерационального использования природных ресурсов и загрязнения окружающей природной среды. Поэтому деградация окружающей среды — отрицательная экстерналия экономической деятельности. Вторая группа проблем является особенно актуальной, решение их — предмет государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды.
С оценке роли и места природных ресурсов и природной среды в развитии экономики различают два типа экономического развития: техногенный и устойчивый. Характерными особенностями техногенного типа экономического развития являются интенсивное использование невозобновляемых видов природных ресурсов (прежде всего полезных ископаемых) и чрезмерная эксплуатация возобновляемых ресурсов (почвы, лесов и т.п.) со скоростью, которая превышает возможности их воспроизводства и восстановления. Стратегия устойчивого типа экономического развития обеспечивает удовлетворение не только потребностей настоящего, но и не ставит под угрозу способность удовлетворять потребности будущих поколений. Приверженцы устойчивого развития подчеркивают необратимый характер вреда окружающей среде, причиненного в результате нерационального использования природных ресурсов. В настоящее время в Украине происходит трансформация экономической стратегии в направления становления устойчивого типа экономического развития.
Разрабатывая
и проводя природоохранную
Различают
два типа государственной экологической
политики: пассивную и активную.
Пассивная политика исходит из идеологии
сдерживания роста загрязнения. Она основывается
на использовании преимущественно административно-
Активная политика ориентирована на последовательное сокращение загрязнения. Для этого применяются экономические регуляторы - эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и т.п.
С
точки зрения оценки эфективности функционирования
государственной
Е = ВВП-Ун,
где Е — зеленый ВВП, млн. грн.;
ВВП — валовой внутренний продукт, млн. грн.;
Ун — накопленный экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, млн. грн.
Использование
показателя «зеленого» ВВП может
также расцениваться как
В
Украине экологическое
Основные принципы охраны окружающей природной среды определены Законом Украины «Об охране окружающей среды» и являются:
•
приоритетность требований экологической
безопасности, обязательность соблюдения
экологических стандартов, нормативов
и лимитов использования
•гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;
•предупредительный характер мероприятий по охране окружающей природной среды;
• экологизация материального производства на основе комплексности решения вопросов охраны окружающей среды, использования и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;
•сохранение
пространственного и видового разнообразия
и целостности природных
•научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основании объединения междисциплинарных знаний экологических и технических наук, прогнозирование состояния окружающей природной среды;
•обязательность экологической экспертизы;
•безвозмездность общего и платность специального использования природных ресурсов для хозяйственной деятельности;
•взыскание платы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсация вреда причиненного нарушением законодательства об охране окружающей природной среды;
•
решение вопросов охраны окружающей
природной среды и
• решение проблем охраны окружающей природной среды на основе широкого международного сотрудничества.
Объектами правовой охраны окружающей природной среды в Украине являются:
•
окружающая природная среда как
совокупность природных и природно-
•
природные ресурсы как
• ландшафты и прочие природные комплексы;
•
территории и объекты природно-
•
здоровье и жизнь людей.
11.2
Система государственного
экологического регулирования
Главным органом исполнительной власти Украины по вопросам рационального использования природных ресурсов является Министерство охраны окружающей среды Украины. В центральный аппарат министерства входят департаменты: по вопросам ядерной безопасности, по вопросам экологической безопасности, по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов, по вопросам координации и системного развития. Министерство отвечает за разработку экологической политики Украины и определения стратегических задач для осуществление ее через свои местные подразделения. Региональные представительства Министрества осуществляют государственную экологическую экспертизу, экологический и экономический анализ, мониторинг состояния окружающей среды, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, а также контроль за выполнением требований экологического законодательства.
Для предотвращение ущерба окружающей среде, а также нерационального использования природных ресурсов в Украине применяются такие экологические процедуры: экологическая экспертиза, экологический мониторинг и экологическая инспекция.
В Украине осуществляется государственная, общественная и прочие виды экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности.
Экологической экспертизе подлежат: проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отраслей экономики, генеральных планов населенных пунктов, схем районного планирования и другая предплановая и предпроектная документация; технико-экономическое обоснование и расчеты, проекты строительства и реконструкции предприятий и других объектов.
В рамках экологического мониторинга осуществляются: надзор за качеством воздуха, воды, почвы; радиационный мониторинг; надзор за биологическими ресурсами и т.п.
Государственная экологическая инспекция осуществляет контроль за внедрением законодательных актов, которые регулируют вопросы защиты окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и ядерной безопасности.
Инструментами государственной системы защиты и охраны окружающей среды являются стандартизация и нормирование. Государственные экологические стандарты являются обязательными для выполнения. Они содержат: понятия и термины, режим использования и охраны природных ресурсов; методы контроля за состоянием окружающей природной среды; требования по предотвращению вредного воздействия загрязнения окружающей природной среды на здоровье людей; другие вопросы, связанные с охраной окружающей природной среды.
Государственная система экологических нормативов включает: предельно допустимые концентрации вредных веществ в окружающей природной среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного влияния на окружающую природную среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания; предельно допустимые нормы выбросов и сбросов в окружающую природную среду вредных химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов.
Экологические нормативы должны отвечать требованиям охраны окружающей природной среды и здоровья людей от отрицательного влияния ее загрязнения. В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и других вредных воздействий на окружающую природную среду.
Экологические
нормативы разрабатываются и
вводятся в действие Министерством
охраны окружающей среды, Министерством
здравоохранения Украины и
Важнейшим
средством решения
К
средствам учета природных