Необходимость государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом по волгограду.docx

— 193.59 Кб (Скачать)

В связи с этим необходимо: рекомендовать (обязать) муниципальным  образованиям вести базы данных принятых нормативных правовых актов, которые  были бы легкодоступны для всех желающих; наладить мониторинг за принятыми нормативными правовыми актами и создать в  рамках информационного ресурса  администрации постоянно обновляемый  их каталог; достичь договоренности с разработчиками информационно-правовых систем ("Гарант", "Консультант", "Кодекс") о включении в их базы данные нормативных правовых актов  муниципальных образований Волгоградской  области; провести информационную компанию среди населения (особенно субъектов  МП), направленную на разъяснение условий  получения правовой информации и  соответствующих консультаций по применению нормативной правовой базы.

- Увеличение объема бюджетных  средств, направляемых на малое  предпринимательство.

- Создание в структуре  органов власти специальных подразделений,  отвечающих непосредственно за  развитие малого предпринимательства,  повышение статуса подразделения  администрации Волгоградской области,  ответственного за поддержку  малого предпринимательства.

- Необходимо повышение  эффективности деятельности организаций  инфраструктуры поддержки, усиление  их взаимодействия друг с другом  и с органами власти, создание  сетевой структуры, строгое соответствие принципу всеобщего охвата малого предпринимательства услугами инфраструктуры поддержки (а не "адресный" характер мер поддержки).

Целесообразно осуществлять четкое определение характера оказываемых  субъектам МП услуг, исходя из располагаемого объема финансовых ресурсов и того факта, что в определенных секторах, таких, как лизинг, финансово-кредитные  услуги, сложная правовая поддержка, складывается конкурентная среда, и  услуги эффективно поставляются субъектами рынка. С другой стороны, в определенных сферах имеется недостаток или отсутствие предложения либо отсутствие у субъектов  МП возможности воспользоваться  услугами, предлагаемыми на рынке. Соответственно данная ниша должна быть заполнена  услугами инфраструктуры поддержки. В  первую очередь, это информационная поддержка субъектов малого предпринимательства, предоставление информации о рынках сбыта, потенциальных поставщиках  и клиентах, организационная, информационная, имущественная поддержка в инновационной  сфере, обучение начальным знаниям  в сфере ведения бизнеса, разъяснение  новаций в законодательстве и  иная "простая" консультационно-правовая поддержка, которую субъект МП может  получить в течение одного дня.

- Содействие развитию  малого бизнеса должно осуществляться  посредством создания эффективных  механизмов взаимодействия предпринимателей  и органов власти по двум  основным направлениям: во-первых, это  проведение органами власти (областными  и местными) политики открытости  в отношении предпринимательских  объединений, предполагающее обсуждение  всех актуальных вопросов с  предпринимательским сообществом,  привлечение его уполномоченных  представителей для работы над  нормативными правовыми актами, а во-вторых, органы власти должны  всячески поддерживать стремление  предпринимателей к объединению  в организации, а также пропагандировать  укрупнение объединений предпринимателей  и побуждать их к более активной  работе.

- Для улучшения условий  функционирования малого бизнеса  следует использовать различные  механизмы повышения доступности  к финансовым ресурсам для  субъектов МП, такие, как разработка  системы доступа к льготным  кредитам, кредитная кооперация, кредитование  под государственные гарантии, субсидирование  процентной ставки и так далее.

Развитие рынка финансово-кредитных  услуг должно также осуществляться посредством стимулирования развития рынка микрофинансирования и  его координации, оказания поддержки  МФО (в том числе привлечения  в Волгоградскую область международных  микрофинансовых программ и институтов). В то же время администрации Волгоградской  области не следует разрабатывать  и реализовывать собственные  программы финансирования субъектов  МП, поскольку существующий объем  бюджетных средств и нерегулярность их выделения не позволяют субъектам  МП ориентироваться на них как  на один из источников финансирования своей деятельности. Рынок банковского  кредитования (за исключением микрофинансовых  программ банков) и лизинговых услуг  также не требует поддержки со стороны государства.

- Одной из актуальных  задач является создание условий  для развития существующих и  появления новых инновационных  структур, что позволило бы им  решать задачи регионального  и федерального уровня по выпуску  и реализации наукоемкой, конкурентоспособной  продукции.

Решение задачи возможно путем  создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки  малого инновационного предпринимательства, стимулирования участия промышленных компаний во всероссийских и международных выставках и мероприятиях в сфере инновационных технологий, а также обеспечение государственного патронажа. Необходимо оказывать субъектам малого предпринимательства содействие в привлечении инвестиций, реализовывать меры по развитию системы субконтрактации, повышению доступности коммерческой недвижимости для субъектов МП; продолжать разработку системы мер по развитию системы венчурного финансирования, созданию и развитию инфраструктуры инновационного бизнеса, созданию для субъектов инновационного бизнеса "режима экономического благоприятствования".

 
 

 

Заключение 

 

Социально-экономическая  роль предприятий малого бизнеса  заключается в том, что они  способствуют созданию новых рабочих  мест, обеспечивая занятость населения. Это приводит к уменьшению безработицы  в стране. Предприятия малого бизнеса  обеспечивают занятость социально  нестабильным слоям населения, к  которым относятся молодежь, женщины, иммигранты и т.д. С выходом Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации" с 1 января 2008 года утратил силу Федеральный закон  от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации".

Данный закон четко  регулирует отношения, возникающие  между юридическими и физическими  лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Развитие малого бизнеса на Западе идет более быстрыми темпами, поскольку  национальные власти придают большое  значение предприятиям малого бизнеса  и оказывают им поддержку на федеральном  уровне. Малый бизнес в развитых странах в настоящее время  представляет собой средний класс, который служит базой для стабильного  развития экономики. Даже бывшие развивающиеся  страны именно с развитием малого, среднего бизнеса совершили большой  экономический рывок (Тайвань, Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить темпы развития малых предприятий  в этих странах, то видна зависимость  развития всей экономики в целом. Анализ системы поддержки малого бизнеса Волгоградской области  показал, что в целях наполнения регионального рынка товарами и  услугами малых предприятий области, увеличения вклада малого бизнеса в  формирование валового регионального  продукта, формирования благоприятного правового и инвестиционного  климата для развития предпринимательской  инициативы и инвестиционной активности малых предприятий применяется  программно-целевой подход в реализации основных направлений государственной  политики в данной сфере. Разработана  и действует программа развития малого предпринимательства в Волгоградской  области на 2009-2011 годы. Программа  включает мероприятия финансового, информационного, образовательного обеспечения  субъектов малого бизнеса, мероприятия, направленные на устранение административных, нормативно-правовых и организационных  барьеров на пути развития бизнеса.

Для дальнейшего развития малого бизнеса в регионе, были выработаны общие рекомендации, выработанные по результатам проведенного исследования, можно условно разделить на два  блока – рекомендации, связанные  с реализацией органами власти (областными и местными), во-первых, правоустанавливающих функций, во-вторых, регулятивных (правоприменительных) и контрольно-надзорных функций:

1. Рекомендации по совершенствованию  нормативно-правовой базы.

2. Приоритетные направления  политики, направленной на поддержку  развития малого предпринимательства  (в рамках реализации регулятивных  функций): устранение административных  барьеров; повышение информационной  открытости; увеличение объема бюджетных  средств, направляемых на малое  предпринимательство; создание в  структуре органов власти специальных  подразделений, отвечающих непосредственно  за развитие малого предпринимательства;  повышение эффективности деятельности  организаций инфраструктуры поддержки;  создание эффективных механизмов  взаимодействия предпринимателей  и органов власти; использование  различных механизмов повышения  доступности к финансовым ресурсам  для субъектов МП; создание условий  для развития существующих и  появления новых инновационных  структур; оказание субъектам малого  предпринимательства содействия  в привлечении инвестиций.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1.         Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30.12.2009 г.) // Российская газета от 21.01.2009 г.

2.         Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс. – М.: 2010.

3.         Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301

4.         Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410,

5.         Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 ''Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства'' // СПС Консультант Плюс. – М.: 2010.

6.         Постановление администрации Волгоградской области от 27 октября 2008 г. № 117-п "О субсидировании субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства" // СПС Консультант Плюс. – М.: 2010.

7.         Долгосрочная областная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009 - 2011 годы // СПС Консультант Плюс. – М.: 2010.

8.         Программа социально-экономического развития Волгоградской области до 2010 года // http://www.infovolgograd.ru/economy /economy8.htm

9.         Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2020 года // http://www.infovolgograd.ru/ economy/economy8.htm

Литература

10.       Абчук В.А. Курс предпринимательства: учеб./ под ред. - СПб.: Издательство "Альфа", 2007. - 544с., ил

11.       Блинов А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика. - М.: Эксмо, 2008. - 149 с.

12.       Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. 2007. №2. - С. 41-47.

13.       Булакова И.В. Формы и способы налоговой поддержки малого предпринимательства // Законодательство и экономика. - 2006. - № 7. - С. 66-69.

14.       Глисин, Ф. (нач. упр-ия). Малые предприятия в условиях кризиса [Текст]: (по результатам опросов руководителей малых предприятий) / Ф. Глисин // Экономист. - 2009. - N 7. - С. 28-42 : табл., графики, диагр. - Библиогр.: с. 42 (5 назв.).

15.       Головин. И. О малых предприятиях. - М.: Норма, 2009. - 231 с.

16.       Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие. - М.: Изд-во Гросс Медиа, 2009. - 125 с.

17.       Гукасьян, Галина Мнацакановна. Экономическая теория : учебное пособие. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2007. - 480 с. - (Учебное пособие)

18.       Демьяненко Л. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства // Финансовый контроль. 2009. № 11. - С. 110-119.

19.       Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2008. № 5. - С. 89-91.

20.       Журавлева Г.П. Экономика. – М.: Экономистъ, 2005. - 349 с.

21.       Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. - 2009. - № 3. - С. 22-26.

22.       Зурова В.Б. Кредитные продукты для малого и среднего бизнеса // Банковское кредитование. - 2008. - № 3. - С. 58-63.

23.       Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. - М.: Российская академия наук, Ин-т государства и права, 2006. - 133 с.

24.       Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 11-15.

25.       Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. - 2008. - № 2. - С. 42-46.

26.       Как кризис "кушал" малый бизнес. / "Экономика и жизнь". №40. 2009. (9306) - С. 86-99.

27.       Комитет по предпринимательству Волгоградской области Администрации Волгограда // http://dppr.volgadmin.ru/

28.       Красникова Е.В. Экономика переходного периода. – М.: Эксмо, 2008. - 261 с.

29.       Круглова Н.Ю. Основы бизнеса. – Спб.: Нева, 2008. - 302 с.

30.       Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие для вузов по направлению "Социально-экономическое образование". - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 312 – 313

31.       Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. 2009. № 1. - С. 11-19.

Информация о работе Необходимость государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в условиях рыночной экономики