Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.
Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы
· внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;
· содействие развитию легкой и пищевой промышленности;
· разработка и внедрение новых видов продукции;
· создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности.
Малое предпринимательство
в США начало развиваться со времен
Великой Депрессии, благодаря чему
уровень его развития неизменно
растет. Многие программы, разрабатываемые
в настоящее время во многих странах,
в США были введены с 1932 года. В
то время правительство
В 1953 году в США было создано
Федеральное агентство –
· содействие в кредитовании малого предпринимательства с целью развития бизнеса;
· обеспечение технической и информационной поддержки малого предпринимательства в США; предоставление гарантий для кредитования предпринимательства;
· предоставление субсидий и выдача кредитов субъектам малого предпринимательства с помощью собственных средств.
США строго регулируют критерии определения малого предпринимательства, которые связаны с направлением деятельности предпринимателей. Они зависят от численности рабочих на предприятии, а также от величины дохода и оборота средств.
С целью соответствия законодательным
нормам предпринимателей был организован
Адвокатский отдел, отстаивающий интересы
предпринимательства в суде и
в Конгрессе. Правительство США
придает большое значение малому
предпринимательству при
Здесь мы видим основное отличие
развития малого предпринимательства
в США от нашей страны. В России
Правительство начало придавать
значение малому предпринимательству
в течение последнего времени, поэтому
предприниматели самостоятельно развиваются
и разрабатывают различные
В США малое предпринимательство всегда играло важную роль в развитии экономики и имело значительную поддержку государства. Опыт США в развитии малого предпринимательства имеет большое значение, поскольку разработанные Правительством страны программы поддержки малого предпринимательства доказали свою правильность и предусмотрены способы их реализации.
Развитие малого бизнеса
на Западе идет более быстрыми темпами,
поскольку национальные власти придают
большое значение предприятиям малого
бизнеса и оказывают им поддержку
на федеральном уровне. Малый бизнес
в развитых странах в настоящее
время представляет собой средний
класс, который служит базой для
стабильного развития экономики. Даже
бывшие развивающиеся страны именно
с развитием малого, среднего бизнеса
совершили большой
3.2 Проблемы и перспективы
Проблемы малого бизнеса одновременно схожи и несхожи в разных странах. Например, кредитование только открывающегося предприятия является проблемой для малого бизнеса во многих странах, однако в России есть и свои нюансы.
По опыту развитых стран
можно судить, что развитие малого
бизнеса является одним из условий
развития рыночной экономики в целом.
Практически во всех странах правительство
озабочено проблемами малого бизнеса
и разрабатывает
Эти факторы способствуют
тому, что государства развитых стран
активно изучают проблемы малого
бизнеса и стараются ему
На федеральном уровне
власти часто заявляют о приоритете
и важности малого предпринимательства
и необходимости его
В условиях кризиса банки
резко сократили кредитование малого
бизнеса, хотя и не полностью его
остановили. Льготное кредитование есть,
но в каждом регионе оно идет разными
темпами и на разных условиях. Также
несогласованно происходит и предоставление
малому бизнесу помещений, возможность
которого предусматривает ФЗ № 209. Нормы
этого закона, красивые на бумаге, на
деле работают далеко не всегда. Таким
образом, проблемы малого бизнеса государство
пока не очень волнуют, а развитие
малого предпринимательства остается
в руках самих
Многие предприниматели считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать большие усилия, чтобы "остаться на плаву" и получать доходы от своей деятельности.
Правительство Российской Федерации объявило о том, что намерено всячески поддерживать малый бизнес с помощью новых законов, кредитных программ, субсидий и льгот. Но ощущают ли эту поддержку сами предприниматели? Как они намерены строить свой бизнес в непростых условиях, и какими видят перспективы малого бизнеса?
Согласно высказываниям
экспертов, представители малого предпринимательства
оценивают сложившуюся в
К сожалению, многие предприниматели говорят о том, что не верят в поддержку государства и рассчитывают на собственные силы и ресурсы. На самом же деле, поддержка есть, и она достаточно ощутима.
В этом году на софинансирование программ поддержки малого предпринимательства планируется выделить 10,5 млрд. рублей, и регионы уже получили более 7 млрд. рублей из федерального бюджета. Размер федеральной поддержки для большинства регионов составил 70%, а для некоторых регионов – 80%. Финансирование по заявкам регионов (по данным Минэкономразвития РФ) в 2009 году составило 24 млрд. руб. Правительство уделяет большое внимание программам микрофинансирования, выдаче грантов.
Программа кредитования малого и среднего бизнеса Внешэкономбанком вызвала большой интерес у других кредитных организаций. Сейчас уже 75 банков подали заявки на участие в этой программе, а общий объём заявок составил более 12 млрд. руб. Банки будут получать средства на кредитование малого бизнеса под 10,5-10,7 %, а предприниматели будут платить за пользование кредитными ресурсами несколько больше (предполагается, что 13-14%).
В июле также вступил в
силу новый Федеральный Закон, отменяющий
использование контрольно-
В этом году были подписаны и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие.
Все эти действия со стороны государства показывают, что Программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу.
Кризис не может продолжаться
бесконечно, а признание значения
малого предпринимательства в
3.3 Основные направления развития
системы поддержки малого
Общие рекомендации, выработанные
по результатам проведенного исследования,
можно условно разделить на два
блока – рекомендации, связанные
с реализацией органами власти (областными
и местными), во-первых, правоустанавливающих
функций, во-вторых, регулятивных (правоприменительных)
и контрольно-надзорных
1. Рекомендации по
Необходимо дальнейшее совершенствование
нормативной правовой базы, регулирующей
предпринимательскую
2. Приоритетные направления
политики, направленной на поддержку
развития малого
- Устранение административных барьеров.
Работа по устранению административных
барьеров должна сосредотачиваться
на процедурах, где может быть достигнут
максимальный эффект от усилий региональных
властей. То есть, прежде всего, на процедурах,
регулируемых преимущественно региональными
нормативными актами. Второе направление
– контроль со стороны региональных
властей за деятельностью территориальных
подразделений федеральных
В части работы Комиссии по
административным барьерам необходимо
принятие следующих мер: увеличение
частоты и более четкое соблюдение
принципа периодичности заседаний;
расширение представительства
Особое внимание следует обратить на следующее: многолетняя зарубежная практика борьбы с административными барьерами показывает, что необходимы не только механизмы, которые устраняли бы возникающие административные барьеры, но и механизмы, предотвращающие их появление.
В развитых странах для этого используется целый комплекс инструментов. В частности, одним из таких инструментов является процедура "оценки регулирующего воздействия". Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) представляет собой механизм анализа воздействия с точки зрения затрат, выгод и риска любого предлагаемого нормативного акта, который так или иначе влияет на развитие предпринимательской деятельности и конкурентную среду.
Представляется целесообразным
рассмотрение вопроса о реализации
процедур ОРВ в отношении действующей
и принимаемой нормативной базы
на уровне региона. Возможным вариантом
решения данной задачи может стать
превращение Комиссии в постоянно
действующий орган, вменив в обязанности
рассмотрение всех проектов нормативных
правовых актов области на предмет
воздействия на условия ведения
предпринимательской
При этом заключение органа
прилагать к проекту
- Важным направлением
деятельности должно стать
Сюда относится развитие
сайта администрации области, его
интеграция в общероссийскую информационную
систему органов исполнительной
власти, привлечение представителей
гражданского, экспертного и