Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.
Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы
· постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 "О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства";
· постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 "Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства";
· распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 1108-р;
· постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 968 "О внесении изменений в Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства".
Следует сказать, что статья
8 (и еще шесть статей) закона №
88 о господдержке малого предпринимательства
была упразднена с 1 января 2005 года. В
результате перестал существовать Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства,
создаваемый правительством РФ, но
продолжили действовать региональные
и муниципальные фонды в
· "субъекты малого и среднего предпринимательства",
· "инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства",
· "программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства",
· а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон устанавливает два
критерия отнесения предприятий
к субъектам малого и среднего
предпринимательства. Первым критерием
является средняя численность
· средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;
· малые предприятия - до 100 человек;
· в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.
Вторым критерием является
выручка от реализации товаров (работ,
услуг) без учета НДС или балансовая
стоимость активов за предшествующий
календарный год, которая не должна
превышать предельные значения, установленные
правительством РФ для каждой категории
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон
· специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;
· упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
· упрощенный порядок составления статистической отчетности;
· льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
· формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
· меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
· меры финансовой поддержки;
· меры для развития инфраструктуры поддержки;
· иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.
Глава 2. Система поддержки малого
предпринимательства в
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
О развитии малого предпринимательства
Волгоградской области
Количество малых предприятий
в Волгоградской области
Рис. 2.1. Численность малых
предприятий Волгоградской
Численность крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 15,7 тысяч хозяйств.
Таблица 2.1 – Динамика занятых работников на малых предприятиях Волгоградской области в 2004 – 2009 гг.
Годы |
Количество работников, тыс. чел |
Абсолютное изменение к |
Относительное изменение к прошлому году (+/-), % |
2004 |
191 |
- |
- |
2005 |
181,3 |
-9,7 |
-5 |
2006 |
163,2 |
-18,1 |
-9,9 |
2007 |
163 |
-0,2 |
-0,1 |
2008 |
172 |
+9 |
+5,5 |
2009 |
175,1 |
+3,1 |
+1,8 |
Количество занятых на малых предприятиях постоянно возрастает, по сравнению с прошлым периодом, оно увеличилось на 1,8% и составило 175,1 тыс. человек. При этом, доля занятых в общем количестве работающих также постоянно растет и составляет 14,5% (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Количество постоянно занятых работников на малых предприятиях Волгоградской области
На условиях вторичной занятости было привлечено в малый бизнес 19,6 тыс. человек, что почти на 13 процентов превышает данные за прошлый год.
Средняя заработная плата на малых предприятиях имеет тенденцию к увеличению, в 2009 г. этот показатель составляет 9,3 тыс. руб.
За 2009 год малыми предприятиями области произведено продукции на 64,2 млрд. руб., что на 34% превышает соответствующий показатель предыдущего года. Это составляет пятую часть всех произведенных товаров, работ и услуг по области. На долю малых предприятий приходится 42,2 % областного объема подрядных работ, 61,2 % оборота оптовой торговли и 33 % оборота розничной торговли.
Инвестиции в основной капитал в целом по малым предприятиям составили 10,6 % от общего объема инвестиций, использованных на развитие экономики области, или 4592,4 млн. рублей (табл. 2.2, рис. 2.3).
Таблица 2.2 – Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях Волгоградской области в 2004 – 2009 гг.
Годы |
Сумма млрд. руб. |
Абсолютное изменение к |
Относительное изменение к прошлому году (+/-), % |
2004 |
1,1 |
- |
- |
2005 |
1,6 |
+0,5 |
+45,5 |
2006 |
2,2 |
+0,6 |
+37,5 |
2007 |
3,2 |
+1 |
+45,5 |
2008 |
3,3 |
+0,1 |
+3,1 |
2009 |
4,6 |
+1,3 |
+39,4 |
Рис. 2.3. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях области (млрд. руб.)
В 2009 году на развитие производственной базы и социальной сферы области обследованными малыми предприятиями всех отраслей экономики использовано 4592,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило более 10 процентов от общего объема инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий.
Столь высокий удельный вес инвестиций малых предприятий в общем объеме региональных инвестиций в основной капитал в целом по области объясняется активным участием субъектов малого бизнеса в жилищном строительстве и в реализации крупных инвестиционных проектов.
Территориальная структура инвестиций в основной капитал малых предприятий, по данным обследования, сложилась следующим образом: в городах, объем инвестиций составил 88 процентов от областных инвестиций освоенных малыми предприятиями. Инвестиции в основной капитал у субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инвестиционную деятельность на селе – 12 процентов соответственно.
В течение последних лет
изменялась видовая структура инвестиций
в основной капитал. За последние 3 года
инвестиционный приоритет малого бизнеса
сместился в сторону
Более существенный рост отмечен
в отрасли "Связь", в которой
инвестиции уже к 2008 году возросли в
12 раз, что в основном связано
с интенсивным развитием
В видовой структуре инвестиций в основной капитал около половины (1466,7 млн. рублей) составляют инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства. Значительные объемы инвестиций, направленные на модернизацию устаревшего оборудования и приобретение нового. На строительство зданий (кроме жилых) и сооружений в 2008 году малыми предприятиями использовано 901,9 млн. рублей (или 27,0%).
Жилищное строительство
является одним из приоритетных направлений
социально-экономического развития Волгоградской
области, которому в последнее время
уделяется особое внимание. В области
всеми субъектами, участвующими в
строительстве жилья (крупными, средними,
малыми предприятиями, индивидуальными
предпринимателями и
Рис. 2.4.Источники инвестиций крупных, средних и малых предприятий, %
Основными привлеченными источниками инвестиций в основной капитал у малых предприятий выступали кредиты банков и заемные средства других организаций.
В наибольшей степени эти
средства, как источник инвестирования,
использовали предприятия торговли
и общественного питания, а также
заготовительной отрасли. На их долю
приходится 30,2 процента и 29,9 процента,
соответственно, от общего объема кредитных
и заемных средств малых
Помимо кредитов банков и заемных средств других предприятий и организаций, малые предприятия активно привлекают средства населения. Это, как правило, характерно для малых строительных организаций, которые на условиях долевого участия используют средства населения на жилищное строительство.
Как показало обследование, бюджетные средства в основном привлекались крупными и средними предприятиями, у малых предприятий доля бюджетных средств составила лишь 2,4 процента.
По данным статистики выделяют следующие основные проблемы пути привлечения инвестиций (рис. 2.5).
В целом, малые предприятия Волгоградской области обладают серьезным инвестиционным потенциалом.
Так, с каждым годом увеличивается доля малых предприятий в общем объеме региональных инвестиций в основной капитал: в 2005 году она составляла 3,7 процента, в 2006 году – 5,4 процента, в 2007 году – 7 процентов, в 2008 году – 9,2 процента, в 2009 году – 10,6 процента.
Рис. 2.5. Основные проблемы привлечения инвестиций
Участие малых предприятий в реализации областных инвестиционных проектах, достойная конкуренция крупным и средним предприятиям на рынке жилищного строительства, где они прочно заняли свою "нишу" в этом сегменте строительства, активное привлечение малыми предприятиями инвестиций в успешно развивающуюся в настоящее время отрасль "Связь", и другие факторы, позволили малым предприятиям области значительно увеличить объемы инвестиций в основной капитал.
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
В 2008-2009 годах регулярно
проводились социологические
Проблемы, возникающие у предпринимателя в период становления бизнеса, можно разделить на 7 основных направлений, сформированных в виде вариантов ответа на вопрос: "С какими проблемами Вам пришлось столкнуться при организации своего дела?" (рис. 2.6).
1. Длительный процесс
2. Отсутствие консультационной и информационной поддержки.
3. Отсутствие информации
о реальных потребностях
4. Отсутствие первоначального капитала.
5. Отсутствие производственных площадей.
6. Сложности в получении кредитных ресурсов.
7. Бюрократические барьеры при выдаче свидетельств, лицензий, заключений.
Начальным этапом создания бизнеса является регистрация предприятия. В настоящее время процедура регистрации фирм упрощенна, но все равно, - дело это хлопотное и длительное. Многие люди мечтают открыть собственный бизнес, но многих отпугивает – незнание законов, отсутствие первоначального капитала, трудности сбора документов. Брать в долг у знакомых или в кредит у банка многие боятся.
Анализ результатов опросов
2008 и 2009 годов показывает, что проблемы
преодоления административных барьеров
и отсутствие необходимой информационной
поддержки стоят перед
Однако, проблемы отсутствия первоначального капитала, сложности в получении кредитных ресурсов и отсутствие производственных площадей остаются актуальными.
Таблица 2.3 – Результаты опроса предпринимателей в 2008 – 2009 гг., %
Проблема |
2008 г. |
2009 г. |
Абсолютное изменение 2009 – 2008 гг.(+/-) |
Длительный процесс |
27,2 |
19,9 |
-7,3 |
Отсутствие консультационной и информационной поддержки. |
31,3 |
26,9 |
-4,4 |
Отсутствие информации о реальных потребностях регионального рынка. |
17,7 |
12,1 |
-5,6 |
Отсутствие первоначального |
29,6 |
30,4 |
+0,8 |
Отсутствие производственных площадей. |
14,4 |
19,6 |
+5,2 |
Сложности в получении кредитных ресурсов. |
24,6 |
27,6 |
+3 |
Бюрократические барьеры при выдаче свидетельств, лицензий, заключений. |
39,5 |
27,8 |
-11,7 |