Необходимость государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом по волгограду.docx

— 193.59 Кб (Скачать)

·           постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. № 1184 "О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства";

·           постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. № 424 "Вопросы Федерального фонда поддержки малого предпринимательства";

·           распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 1108-р;

·           постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 г. № 968 "О внесении изменений в Устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства".

Следует сказать, что статья 8 (и еще шесть статей) закона № 88 о господдержке малого предпринимательства  была упразднена с 1 января 2005 года. В  результате перестал существовать Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый правительством РФ, но продолжили действовать региональные и муниципальные фонды в соответствии с законодательством субъектов  РФ. Президентом РФ был подписан новый Федеральный закон N 209-ФЗ от 24 июля 2007 года "О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации". С выходом  этого закона с 1 января 2008 года утратил  силу Федеральный закон от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации". Отныне федеральным законом вводятся и  определяются новые понятия, такие  как:

·           "субъекты малого и среднего предпринимательства",

·           "инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства",

·           "программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства",

·           а также виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон устанавливает два  критерия отнесения предприятий  к субъектам малого и среднего предпринимательства. Первым критерием  является средняя численность работников. В соответствии с данным критерием  выделяется три вида субъектов малого и среднего предпринимательства:

·           средние предприятия с численностью от 101 до 250 человек;

·           малые предприятия - до 100 человек;

·           в рамках малых предприятий создаются микропредприятия с численностью занятых до 15 человек.

Вторым критерием является выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения, установленные  правительством РФ для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон предусматривает  создание реестров субъектов малого и среднего предпринимательства  – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных  органов в области развития субъектов  малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий  перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

·           специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам;

·           упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

·           упрощенный порядок составления статистической отчетности;

·           льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

·           формы участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

·           меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);

·           меры финансовой поддержки;

·           меры для развития инфраструктуры поддержки;

·           иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

 

Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской  области

2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области 

 

О развитии малого предпринимательства  Волгоградской области свидетельствует  увеличение количества работающих на предприятиях этого сектора экономики  за прошедший период.

Количество малых предприятий  в Волгоградской области стабильно  растет и составило в 2009 году порядка 29 тысяч единиц (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Численность малых  предприятий Волгоградской области

Численность крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 15,7 тысяч хозяйств.

Таблица 2.1 – Динамика занятых  работников на малых предприятиях Волгоградской  области в 2004 – 2009 гг.

Годы

Количество работников, тыс. чел

Абсолютное изменение к прошлому году (+/-), тыс. чел.

Относительное изменение к прошлому году (+/-), %

2004

191

-

-

2005

181,3

-9,7

-5

2006

163,2

-18,1

-9,9

2007

163

-0,2

-0,1

2008

172

+9

+5,5

2009

175,1

+3,1

+1,8


Количество занятых на малых предприятиях постоянно возрастает, по сравнению с прошлым периодом, оно увеличилось на 1,8% и составило 175,1 тыс. человек. При этом, доля занятых  в общем количестве работающих также  постоянно растет и составляет 14,5% (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Количество постоянно  занятых работников на малых предприятиях Волгоградской области

На условиях вторичной  занятости было привлечено в малый  бизнес 19,6 тыс. человек, что почти  на 13 процентов превышает данные за прошлый год.

Средняя заработная плата  на малых предприятиях имеет тенденцию  к увеличению, в 2009 г. этот показатель составляет 9,3 тыс. руб.

За 2009 год малыми предприятиями  области произведено продукции  на 64,2 млрд. руб., что на 34% превышает  соответствующий показатель предыдущего  года. Это составляет пятую часть  всех произведенных товаров, работ  и услуг по области. На долю малых  предприятий приходится 42,2 % областного объема подрядных работ, 61,2 % оборота  оптовой торговли и 33 % оборота розничной  торговли.

Инвестиции в основной капитал в целом по малым предприятиям составили 10,6 % от общего объема инвестиций, использованных на развитие экономики  области, или 4592,4 млн. рублей (табл. 2.2, рис. 2.3).

Таблица 2.2 – Инвестиции в  основной капитал на малых предприятиях Волгоградской области в 2004 – 2009 гг.

Годы

Сумма млрд. руб.

Абсолютное изменение к прошлому году (+/-), млрд. руб.

Относительное изменение к прошлому году (+/-), %

2004

1,1

-

-

2005

1,6

+0,5

+45,5

2006

2,2

+0,6

+37,5

2007

3,2

+1

+45,5

2008

3,3

+0,1

+3,1

2009

4,6

+1,3

+39,4


Рис. 2.3. Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях области (млрд. руб.)

В 2009 году на развитие производственной базы и социальной сферы области  обследованными малыми предприятиями  всех отраслей экономики использовано 4592,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составило более 10 процентов  от общего объема инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий.

Столь высокий удельный вес  инвестиций малых предприятий в  общем объеме региональных инвестиций в основной капитал в целом  по области объясняется активным участием субъектов малого бизнеса  в жилищном строительстве и в  реализации крупных инвестиционных проектов.

Территориальная структура  инвестиций в основной капитал малых  предприятий, по данным обследования, сложилась следующим образом: в  городах, объем инвестиций составил 88 процентов от областных инвестиций освоенных малыми предприятиями. Инвестиции в основной капитал у субъектов  малого предпринимательства, осуществляющих инвестиционную деятельность на селе – 12 процентов соответственно.

В течение последних лет  изменялась видовая структура инвестиций в основной капитал. За последние 3 года инвестиционный приоритет малого бизнеса  сместился в сторону строительства, было привлечено боле 30 процентов, это  почти в 2 раза больше, чем в 2004 году.

Более существенный рост отмечен  в отрасли "Связь", в которой  инвестиции уже к 2008 году возросли в 12 раз, что в основном связано  с интенсивным развитием телекоммуникационных и мобильных сотовых систем. Определенный рост инвестиций в основной капитал  отмечается у малых предприятий  торговли и общественного питания (на 6,5 процентных пункта) и транспорта (на 46,7 процентных пункта).

В видовой структуре инвестиций в основной капитал около половины (1466,7 млн. рублей) составляют инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства. Значительные объемы инвестиций, направленные на модернизацию устаревшего  оборудования и приобретение нового. На строительство зданий (кроме жилых) и сооружений в 2008 году малыми предприятиями  использовано 901,9 млн. рублей (или 27,0%).

Жилищное строительство  является одним из приоритетных направлений  социально-экономического развития Волгоградской  области, которому в последнее время  уделяется особое внимание. В области  всеми субъектами, участвующими в  строительстве жилья (крупными, средними, малыми предприятиями, индивидуальными  предпринимателями и населением), введено 1068,3 тыс. кв. метров жилья, инвестиции в жилища составили 6478,1 млн. рублей. Около 14 процентов (888,2 млн. рублей) областных  инвестиций и 10 процентов (108,9 тыс. кв. метров) от общего объема введенного жилья  по области приходится на долю малых  предприятий.

Рис. 2.4.Источники инвестиций крупных, средних и малых предприятий, %

Основными привлеченными  источниками инвестиций в основной капитал у малых предприятий  выступали кредиты банков и заемные  средства других организаций.

В наибольшей степени эти  средства, как источник инвестирования, использовали предприятия торговли и общественного питания, а также  заготовительной отрасли. На их долю приходится 30,2 процента и 29,9 процента, соответственно, от общего объема кредитных  и заемных средств малых предприятий, используемых на инвестиционные цели.

Помимо кредитов банков и  заемных средств других предприятий  и организаций, малые предприятия  активно привлекают средства населения. Это, как правило, характерно для  малых строительных организаций, которые  на условиях долевого участия используют средства населения на жилищное строительство.

Как показало обследование, бюджетные средства в основном привлекались крупными и средними предприятиями, у малых предприятий доля бюджетных  средств составила лишь 2,4 процента.

По данным статистики выделяют следующие основные проблемы пути привлечения  инвестиций (рис. 2.5).

В целом, малые предприятия  Волгоградской области обладают серьезным инвестиционным потенциалом.

Так, с каждым годом увеличивается  доля малых предприятий в общем  объеме региональных инвестиций в основной капитал: в 2005 году она составляла 3,7 процента, в 2006 году – 5,4 процента, в 2007 году – 7 процентов, в 2008 году – 9,2 процента, в 2009 году – 10,6 процента.

Рис. 2.5. Основные проблемы привлечения  инвестиций

 

Участие малых предприятий  в реализации областных инвестиционных проектах, достойная конкуренция  крупным и средним предприятиям на рынке жилищного строительства, где они прочно заняли свою "нишу" в этом сегменте строительства, активное привлечение малыми предприятиями  инвестиций в успешно развивающуюся  в настоящее время отрасль "Связь", и другие факторы, позволили малым  предприятиям области значительно  увеличить объемы инвестиций в основной капитал.

2.2 Проблемы, сдерживающие развитие  предпринимательства в Волгоградской области

В 2008-2009 годах регулярно  проводились социологические опросы предпринимателей.

Проблемы, возникающие у  предпринимателя в период становления  бизнеса, можно разделить на 7 основных направлений, сформированных в виде вариантов ответа на вопрос: "С  какими проблемами Вам пришлось столкнуться  при организации своего дела?" (рис. 2.6).

1. Длительный процесс регистрации  предприятия.

2. Отсутствие консультационной  и информационной поддержки.

3. Отсутствие информации  о реальных потребностях регионального  рынка.

4. Отсутствие первоначального  капитала.

5. Отсутствие производственных  площадей.

6. Сложности в получении  кредитных ресурсов.

7. Бюрократические барьеры  при выдаче свидетельств, лицензий, заключений.

Начальным этапом создания бизнеса  является регистрация предприятия. В настоящее время процедура  регистрации фирм упрощенна, но все  равно, - дело это хлопотное и длительное. Многие люди мечтают открыть собственный бизнес, но многих отпугивает – незнание законов, отсутствие первоначального капитала, трудности сбора документов. Брать в долг у знакомых или в кредит у банка многие боятся.

Анализ результатов опросов 2008 и 2009 годов показывает, что проблемы преодоления административных барьеров и отсутствие необходимой информационной поддержки стоят перед предпринимателями  уже не так остро как в 2008 году (табл. 2.3, рис. 2.6).

Однако, проблемы отсутствия первоначального капитала, сложности  в получении кредитных ресурсов и отсутствие производственных площадей остаются актуальными.

Таблица 2.3 – Результаты опроса предпринимателей в 2008 – 2009 гг., %

Проблема

2008 г.

2009 г.

Абсолютное изменение 2009 – 2008 гг.(+/-)

Длительный процесс регистрации  предприятия.

27,2

19,9

-7,3

Отсутствие консультационной и информационной поддержки.

31,3

26,9

-4,4

Отсутствие информации о реальных потребностях регионального рынка.

17,7

12,1

-5,6

Отсутствие первоначального капитала.

29,6

30,4

+0,8

Отсутствие производственных площадей.

14,4

19,6

+5,2

Сложности в получении кредитных  ресурсов.

24,6

27,6

+3

Бюрократические барьеры при выдаче свидетельств, лицензий, заключений.

39,5

27,8

-11,7

Информация о работе Необходимость государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в условиях рыночной экономики