Необходимость государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом по волгограду.docx

— 193.59 Кб (Скачать)

- предоставление в аренду  производственных площадей, и оборудования;

- оказание офисных услуг;

- консультационные услуги;

- обучение предпринимателей;

- разработка обоснований  инвестиций и бизнес-планов;

- продвижение производимой  продукции, путем участия в  выставочно-ярмарочных мероприятиях.

Однако на сегодняшний  день не охвачены работой объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса 18 муниципальных образований области, работа в этом направлении ведется.

Согласно результатам  опроса по проблемам и перспективам развития малого предприятия, по сравнению  с 2008 годом, в 2009 году на 11,7% снизилась  напряженность, связанная с наличием административных барьеров на пути развития предпринимательства, однако по-прежнему 27,8 % опрошенных предпринимателей называют это основной проблемой, препятствующей их развитию.

Анализируя результаты мониторинга  и соцопросов, министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических  связей области совместно с другими  исполнителями областной Программы  развития малого предпринимательства  постоянно проводит работу по снижению излишнего администрирования. Так  проверки уже не занимают первые места  в рейтинге административных барьеров.

Таким образом, количество малых  предприятий Волгоградской области  постоянно растет. Малые предприятия  Волгоградской области обладают серьезным инвестиционным потенциалом. Участие малых предприятий в  реализации областных инвестиционных проектах, достойная конкуренция  крупным и средним предприятиям.

В Волгоградской области  в целях наполнения регионального  рынка товарами и услугами малых  предприятий области, увеличения вклада малого бизнеса в формирование валового регионального продукта, формирования благоприятного правового и инвестиционного  климата для развития предпринимательской  инициативы и инвестиционной активности малых предприятий применяется  программно-целевой подход в реализации основных направлений государственной  политики в данной сфере.

Разработана и действует  программа развития малого предпринимательства  в Волгоградской области на 2009-2011 годы. Программа включает мероприятия  финансового, информационного, образовательного обеспечения субъектов малого бизнеса, мероприятия, направленные на устранение административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития бизнеса.

 
 

 

Глава 3. Перспективы развития системы  поддержки малого предпринимательства  в Волгоградской области 

 

3.1 Зарубежный опыт поддержки  малого предпринимательства 

 

Уровень развития малого бизнеса  напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, в то время как  в странах - членах ЕС не менее 30. В  России доля малых фирм в общем  числе всех предприятий составляет только лишь 30%, в странах ЕС предприятия  малого бизнеса составляют около 90% от общего числа предприятий.

Рассмотрим опыт поддержки  малого бизнеса на примере некоторых  стран.

Малый бизнес в Европе составляет основу социально-экономического развития ЕС. В Евросоюзе насчитывается  свыше 20 миллионов предприятий малого и среднего бизнеса, которые дают более половины общего оборота и  добавленной стоимости. Число занятого населения в малом бизнесе  Европы составляет порядка 70%. Наибольшее количество малых предприятий создано  в торговле, строительстве и пищевой  промышленности.

Малый бизнес в Европе стимулирует  развитие конкуренции, "вынуждает" крупные компании внедрять новые  технологии и улучшать эффективность  производства, эффективность всей экономики  ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой – сбалансирование  интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий  для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности  малого бизнеса.

Основные цели регулирования  и поддержки малого бизнеса в  Европе:

· укрепление единого внутреннего  рынка ЕС;

· устранение административных барьеров;

· унификация законодательной  базы, усиление взаимодействия стран  ЕС для более глубокого экономического сотрудничества.

Уникальная система регулирования  и поддержки малого бизнеса в  Европе начала складываться в 70-х годах  прошлого столетия. Чтобы максимально  стимулировать малое и среднее  предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить  административные препятствия для  малого бизнеса. Первым делом были внесены  изменения, касающиеся налога на добавленную  стоимость, корректировки условий  финансирования и изменения в  социальную политику государств.

Кроме того, была разработана  Европейская хартия для малого бизнеса  Европы. В данном документе правительства  европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий  и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных  попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя  были не очень удачными. Положения  Европейской хартии были учтены в  Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению.

Государственное регулирование  малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного  и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые  юридические модели (Европейская  акционерная компания, Европейский  пул экономических интересов), которые  позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые  отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных  государств.

Политика поддержки малого бизнеса в Европе осуществляется через деятельность государств и  через специальные программы, которые  реализуются под эгидой Евросоюза. Финансирование мероприятий по поддержке  малого бизнеса осуществляется из Структурных  фондов Евросоюза, таких как Фонд регионального развития, Социальный фонд.

К кризисным условиям малый  бизнес в Европе адаптировался наиболее эффективно, имея возможность маневрировать  на рынке. Малые предприятия достаточно оперативно стали занимать ниши, неинтересные крупным предприятиям, что в значительной степени помогает европейским странам  преодолевать стагнационные явления  в экономической сфере.

Правительство Китая большую  роль отводит развитию малого предпринимательства  в экономике страны. Именно благодаря  малым предприятиям создается большое  количество новых рабочих мест. Однако малому предпринимательству в Китае  все же необходима дополнительная поддержка  государства, привлечение инвестиций и расширение кредитных программ для развития бизнеса. Понимая это, власти Китая стараются различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя, к примеру, законодательные  акты, направленные на регулирование  экономики и налогообложения  субъектов малого предпринимательства.

На сегодняшний день малое  предпринимательство в Китае  действует в соответствии с Законом "О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства", принятого в 2002 году, предусматривающего одинаковые возможности для малых  предприятий по поводу кредитования, инвестирования, совершенствования  производства, внедрения новых наукоемких технологий в экономику Китая.

В Китае активно функционируют  государственные фонды по поддержке  и развитию деятельности малого и  среднего предпринимательства. Их основная направленность заключается в обеспечении гарантийными обязательствами и залоговым обеспечением малые предприятия с целью получения банковских кредитных средств на развитие бизнеса. С этой целью Коммунистическая партия Китая разработала и утвердила положение о создании "Государственного фонда развития малого и среднего предпринимательства", который был финансирован за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов субъектов малого предпринимательства по сравнению с субъектами крупного бизнеса во всех экономических направлениях и обеспечивает для малого предпринимательства определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование.

Программы развития Китайской  экономики предусматривают экономический  рост государства и улучшение  деятельности народного хозяйства  за счет общего развития экономики  страны, как со стороны крупного, так и малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило программы, направленные на совершенствование  китайской экономики сроком до 2020-2050 годов. Одна из данных программ была принятая в 2003 году и направлена на социально-экономическое  развитие Китая до 2020 года, а к 2050 году полное усовершенствование и перестройку  всех отраслей экономики страны.

Начиная с 2003 года, в Китае  произошло стремительное развитие малого предпринимательства, увеличение рентабельности предприятий, рост налоговых  поступлений в бюджет государства. Такое развитие было обеспечено в  основном за счет увеличения числа  субъектов малого предпринимательства.

По данным Государственного комитета статистики КНР: в 2005 году в  Китае функционировало 3 млн. малых  предприятий и около 30 млн. предпринимателей. Поэтому малое предпринимательство  составляет подавляющее большинство  в общем количестве предприятий  Китая. Ведь именно на малых предприятиях занято около 60% трудоспособного населения  страны.

Малое предпринимательство  Китая можно назвать научным  двигателем страны, благодаря тому, что малые предприятия производят наибольшее количество инновационной  продукции и технических изобретений. Большая часть производимой в  стране продукции, предоставляемая  на экспорт, произведена именно малыми предприятиями.

Поддержкой малого предпринимательства  в КНР занимается Китайский центр  по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается  в создании специальных условий  для сотрудничества китайских и  зарубежных организаций по поддержке  малого бизнеса.

Еще одним важным органом, содействующим развитию экономики  Китая, является государственная информационная служба CSMEO, которая была создана  в 2001 году. Эта служба занимается предоставлением  услуг по информационному консультированию населения и предпринимателей в  вопросах деятельности малого и среднего предпринимательства через свой Интернет-сайт. Сеть CSMEO охватывает все  регионы Китая, что дает возможность  своевременно информировать население  о состоянии рынка труда, изменениях действующего законодательства, последних  достижениях в области науки  и технологических изобретениях, о развитии и состоянии субъектов  малого и среднего предпринимательства.

Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области  технических достижений и экономического роста, страна вошла в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка  малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.

Законодательные акты по регулированию  предпринимательской деятельности, принимаемые правительством Японии, выделяют статус предприятий малого бизнеса и устанавливают размер льгот для них в соответствии с видом деятельности. Большое  количество законодательных актов  регулирует антимонопольную деятельность в Японии.

Законодательство Японии проводит жесткое регулирование  рыночной стоимости выпускаемой  продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных  цен, субъекты малого предпринимательства  лишаются права осуществления своей  деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству  Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать  вывод, что в Японии существуют хорошие  условия для развития малого предпринимательства.

Регулированием деятельности малого предпринимательства в Японии занимается Управление малых предприятий, которое подчиняется Министерству внешней торговли и промышленности Японии. Управление малых предприятий  занимается контролем выполнения антимонопольного законодательства, обеспечением государственной  защиты интересов малого предпринимательства  страны, ограничение контроля владельцев бизнеса, определением ответственности  заказчиков и исполнителей при заключении между ними договорных соглашений.

С целью облегчения процедур получения кредитов субъектами малого предпринимательства и правительством Японии была создана Корпорация страхования  малого и среднего предпринимательства  и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных  фондов для развития и поддержки  малого предпринимательства Китая, США и других стран.

Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают  активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них  займы и оказывает помощь в  получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных  гарантий. Вместе с тем при государственной  поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных  центрах и предоставляется квалифицированное  консультирование предпринимателей.

К основным целям, на которые  предоставляются субсидии, кредиты  на специальных льготных условиях и  займы относятся:

· усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли;

Информация о работе Необходимость государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в условиях рыночной экономики