Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.
Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы
· проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
· оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;
· создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.
Теперь начиная с 1994 года,
Правительство РФ начинает утверждать
Федеральные программы
Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства названы:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Программа предусматривала,
что в компетенции Российской
Федерации находится
Указом Президента РФ от 6
июня 1995 года № 563 в стране создается
Государственный комитет РФ по поддержке
и развитию малого предпринимательства,
который отныне занимается разработкой
и реализацией федеральных
Федеральный закон РФ "О
государственной поддержке
Закон утратил уже свою силу, но рассмотрим основные положения Закона, действовавшие до 1 января 2008 года. Это поможет лучше увидеть и понять тенденции развития законодательства в области поддержки малого бизнеса.
Согласно статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия.
Также к субъектам малого предпринимательства согласно статье 3 Закона относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Государственная регистрация
малых предприятий
Отныне и до 1 января 2008 года государственная поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.
Государственная поддержка малого предпринимательства согласно статье 6 Закона осуществлялась по следующим направлениям:
· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
· установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;
· поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Для решения этих и других вопросов федеральные органы исполнительной власти проводят следующие мероприятия:
· разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;
· проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности мер государственной поддержки;
· организуют разработку и реализацию Федеральной программы;
· подготавливают предложения об установлении льгот;
· оказывают содействие субъектам Российской Федерации;
· координируют деятельность федеральных органов для осуществления поддержки малому предпринимательству.
Новая программа в значительной
степени опиралась на работу с
Государственным комитетом по поддержке
и развитию малого предпринимательства,
Федеральным фондом поддержки малого
предпринимательства, а также на
работу с региональными фондами
и создаваемыми центрами поддержки
малого бизнеса в субъектах РФ.
Положениями программы
Целью второй Федеральной
программы поддержки малого предпринимательства
на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого
развития малого бизнеса в производственной
и инновационной и других сферах.
Разрабатывалась концепция
На тот момент, в России
существовало около миллиона малых
предприятий. Однако главной их проблемой
оставалась выживаемость. Малый бизнес
в то время не имел достаточной
поддержки в регионах РФ. В связи
с инфляцией, высокими налогами, отсутствием
достаточных финансовых средств
многие предприятия ликвидировались
в течение нескольких месяцев
после регистрации. Новая программа
предусматривала поддержку
Вскоре государство осознало
необходимость изменения
Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:
· ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;
· ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;
· ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств (не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;
· и ряд других первоочередных мер.
Постановлением Правительства
РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены
вопросы Федерального фонда поддержки
малого предпринимательства и
Постановлением Правительства
РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена
новая Федеральная Программа
государственной поддержки
Постановлением Правительства
РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена
новая (четвертая по счету) Федеральная
Программа государственной
В период 2002 – 2004 гг. программы
государственной поддержки
В связи с этим стоит
признать, что заявленные приоритеты
государственной политики в области
поддержки и развития малого бизнеса
на тот период (1994-2005 годы) остались
по большей части декларациями. Так
уж получилось, что значительная часть
важных положений была прописана
в законе в виде отсылочных норм,
обращенных к другим законам и
подзаконным актам. В результате
они оказались практически
· упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;
· порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;
· порядок предоставления кредитных льгот не определен;
· ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федеральное Собрание не вносятся.
В 2005 году ликвидируется Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
в связи с тем, что Председатель
Правительства России М. Фрадков
подписал Постановление от 2 марта 2005
г. № 106 "О ликвидации Федерального
фонда поддержки малого предпринимательства".
В документе говорится, что Федеральный
фонд поддержки малого предпринимательства
ликвидируется в связи с