Необходимость государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом по волгограду.docx

— 193.59 Кб (Скачать)

·           проведение государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

·           оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

·           создание и развитие инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

Теперь начиная с 1994 года, Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной  поддержки малого предпринимательства  в Российской Федерации. Так Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. № 409 утверждается первая Федеральная  программа государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994–1995 гг.

Данная программа отражала политику государственного патернализма по отношению к малому бизнесу. Основными  направлениями государственной  поддержки малого предпринимательства  названы:

·           формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

·           создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным, производственным связям с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Программа предусматривала, что в компетенции Российской Федерации находится определение  общих принципов и приоритетных направлений государственной поддержки, разработка и реализация федеральных  программ, установление льгот по федеральным  налогам и т.д. За счет федерального бюджета и других фондов федеральные программы финансируются не менее чем на 50%. Субъекты РФ осуществляют поддержку малого предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.

Указом Президента РФ от 6 июня 1995 года № 563 в стране создается  Государственный комитет РФ по поддержке  и развитию малого предпринимательства, который отныне занимается разработкой  и реализацией федеральных программ по поддержке малого бизнеса.

Федеральный закон РФ "О  государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ (Федеральным  законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ настоящий  Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2008 г.) определил основные положения в области государственной  поддержки малого бизнеса в России, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования  деятельности субъектов малого предпринимательства. Также нужно отметить, что с  принятием этого закона появились  новые критерии определения предприятий  и организаций, относящихся к  субъектам малого предпринимательства.

Закон утратил уже свою силу, но рассмотрим основные положения  Закона, действовавшие до 1 января 2008 года. Это поможет лучше увидеть  и понять тенденции развития законодательства в области поддержки малого бизнеса.

Согласно статье 3 Закона под субъектами малого предпринимательства  понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  фондов не превышала 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25 процентов и в которых средняя  численность работников за отчетный период не превышала следующих предельных уровней (малые предприятия.

Также к субъектам малого предпринимательства согласно статье 3 Закона относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица (ПБОЮЛ).

Государственная регистрация  малых предприятий предусмотрена  статьей 4 Закона, согласно которой  субъект малого предпринимательства  с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством.

Отныне и до 1 января 2008 года государственная поддержка  малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным  законом РФ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а  также в соответствии с другими  законами, указами Президента РФ, постановлениями  Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов  РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.

Государственная поддержка  малого предпринимательства согласно статье 6 Закона осуществлялась по следующим  направлениям:

·           формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

·           создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

·           установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;

·           поддержка внешнеэкономической деятельности, включая развитие торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

·           организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Для решения этих и других вопросов федеральные органы исполнительной власти проводят следующие мероприятия:

·           разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;

·           проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности мер государственной поддержки;

·           организуют разработку и реализацию Федеральной программы;

·           подготавливают предложения об установлении льгот;

·           оказывают содействие субъектам Российской Федерации;

·           координируют деятельность федеральных органов для осуществления поддержки малому предпринимательству.

Новая программа в значительной степени опиралась на работу с  Государственным комитетом по поддержке  и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, а также на работу с региональными фондами  и создаваемыми центрами поддержки  малого бизнеса в субъектах РФ. Положениями программы предусматривалось  целевое финансирование малого бизнеса, на 1996 год в этих целях Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства  было выделено 386,6 млрд. рублей. Эти  средства в свою очередь отныне должны перераспределяться по региональным фондам поддержки малого предпринимательства  для осуществления конкретной поддержки  предприятий малого бизнеса. Таким  образом, программа предусматривала  формирование единой государственной  системы по поддержке и развитию малого бизнеса.

Целью второй Федеральной  программы поддержки малого предпринимательства  на 1996-1997 гг. было обеспечение устойчивого  развития малого бизнеса в производственной и инновационной и других сферах. Разрабатывалась концепция обществ  взаимного кредитования и механизма  предоставления государственных гарантий по целевым и инвестиционным кредитам. Особое внимание уделялось поддержке  МП в кризисных и депрессивных районах.

На тот момент, в России существовало около миллиона малых  предприятий. Однако главной их проблемой  оставалась выживаемость. Малый бизнес в то время не имел достаточной  поддержки в регионах РФ. В связи  с инфляцией, высокими налогами, отсутствием  достаточных финансовых средств  многие предприятия ликвидировались  в течение нескольких месяцев  после регистрации. Новая программа  предусматривала поддержку данным организациям в регионах в части  кредитования малого бизнеса. Региональные фонды должны были оказывать помощь в области поручительства, предоставления залогового обеспечения, непосредственного льготного кредитования, компенсируя банкам часть потерянных процентов на договорной основе за свой счет.

Вскоре государство осознало необходимость изменения налогового законодательства в части налогообложения, в связи с чем, был принят Федеральный  закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства" (Федеральным  законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ настоящий  Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 г.) Теперь исключительно  по добровольному желанию предпринимателям было предложено перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой  значительно упрощалась отчетность и снижалась налоговая ставка. Вместо нескольких видов налога стало  возможным уплачивать единый налог. Позднее приказами соответственными министерств и государственных  служб были разработаны и утверждены механизмы реализации УСН, формы  необходимых документов для уплаты налогов и предоставления отчетности предприятиями малого бизнеса.

Указом Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 определены первоочередные меры государственной поддержки  малого предпринимательства в РФ. Отныне к таким мерам было отнесено:

·           ежегодное выделение государственных гарантий (на сумму не менее 200 млн. долларов США) иностранным банкам и другим кредитным организациям, занимающимся кредитованием малого бизнеса в России;

·           ежегодное выделение из федерального бюджета государственного льготного инвестиционного кредита (на сумму не менее 500 млрд. рублей) на поддержку и развитие малого бизнеса;

·           ежегодное выделение из государственного фонда занятости населения РФ средств (не менее 40%) на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства;

·           и ряд других первоочередных мер.

Постановлением Правительства  РФ от 12 апреля 1996 г. № 424 были рассмотрены  вопросы Федерального фонда поддержки  малого предпринимательства и утвержден  Устав этого фонда.

Постановлением Правительства  РФ от 3 июля 1998 г. № 697 была утверждена новая Федеральная Программа  государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998–1999 гг. Третья Федеральная  программа поддержки малого предпринимательства  на 1998-1999 гг. предполагала формирование общих благоприятных социально-экономических  и правовых условий развития российского  малого бизнеса и создание целостной  системы его государственной  и общественной поддержки на национальном, региональном и муниципальном уровне.

Постановлением Правительства  РФ от 14 февраля 2000 г. № 121 была утверждена новая (четвертая по счету) Федеральная  Программа государственной поддержки  малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000–2001 гг. Основной целью  этой, равно как и предыдущих программ, являлось обеспечение благоприятных  условий для развития малого предпринимательства  на основе повышения качества и эффективности  мер государственной поддержки на федеральном уровне. Реализация Программы была рассчитана на 2000-2001 годы и предполагала два этапа. Первый этап предусматривал создание всех организационных структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении программных мероприятий. Второй этап предусматривал реализацию мероприятий на основе результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и территориальных приоритетов.

В период 2002 – 2004 гг. программы  государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном  уровне отсутствовали. В силу разных причин разработанный на 2002-2004 годы проект новой Программы Правительство  РФ в Государственную Думу не вносило, Программа 2000-2001 годов была пролонгирована на 2002 год. Тоже самое можно констатировать и про проект программы на 2003-2005 годы. Основными целями проекта программы  должно было стать обеспечение условий  для интенсивного роста малого предпринимательства  и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной  рыночной среды. Тем не менее, в отличие  от федерального уровня, в субъектах  Российской Федерации и муниципальных  образованиях и прежде, и в настоящее  время разрабатывались, утверждались и действовали программы поддержки  малого предпринимательства. Однако проведенные  исследования эффективности программ поддержки малого предпринимательства  показали, что эти программы в  послекризисный период в большинстве  своем реализовались слабо в  связи с их четкой ориентацией  на Федеральную программу, которая  в эти годы либо не финансировалась, либо финансировалась в минимальных  объемах. Подтверждением этому служит тот факт, что в 2005 году только 59 субъектов  Российской Федерации приняли программы  поддержки малого предпринимательства  на региональном уровне.

В связи с этим стоит  признать, что заявленные приоритеты государственной политики в области  поддержки и развития малого бизнеса  на тот период (1994-2005 годы) остались по большей части декларациями. Так  уж получилось, что значительная часть  важных положений была прописана  в законе в виде отсылочных норм, обращенных к другим законам и  подзаконным актам. В результате они оказались практически дезавуированными. В частности:

·           упрощенный порядок регистрации, лицензирования и сертификации продукции в полной мере не установлен, да и имеющиеся нормы не действуют;

·           порядок представления упрощенных процедур и форм отчетности Правительством РФ не утвержден;

·           порядок предоставления кредитных льгот не определен;

·           ежегодные проекты федеральных программ государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ не разрабатываются и на рассмотрение Федеральное Собрание не вносятся.

В 2005 году ликвидируется Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства  в связи с тем, что Председатель Правительства России М. Фрадков  подписал Постановление от 2 марта 2005 г. № 106 "О ликвидации Федерального фонда поддержки малого предпринимательства". В документе говорится, что Федеральный  фонд поддержки малого предпринимательства  ликвидируется в связи с признанием утратившей силу статьи 8 Федерального закона "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации". Одновременно Постановлением признаны утратившими силу:

Информация о работе Необходимость государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в условиях рыночной экономики