Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.
Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы
В разрезе отраслей ситуация
складывается следующим образом. У
руководителей малых
Рис. 2.6. Проблемы при организации своего дела в 2008, 2009 г.
По прежнему сельские районы
области в большей мере ограничены
в доступе к различного рода информации.
Так, у руководителей
В общей структуре ответов у респондентов, реализующих свой коммерческий интерес в сфере строительства, торговли и общественного питания весомее обозначены проблемы, связанные с наличием "административных барьеров" - 39,2 и 44,0 процента, соответственно.
По итогам опроса в 2009 году увеличилось количество предпринимателей, которые не видят особых проблем в перспективе развития своего бизнеса, это 6 процентов руководителей, в 2008 году – этот показатель составил 3,1%.
Такие проблемы как "рост цен на топливо, энергию, транспортные услуги, сырье", "нестабильная налоговая политика" в 2009 году хотя и занимают первые места в перечне проблем, но уже не стоят так остро перед предпринимателями как в 2008 году, процент респондентов, поставивших эти проблемы на первый план в 2009 году снизился.
Более трети (37,5%) респондентов
допускают возникновение
Несколько в меньшей степени
волнует руководителей
Помимо этого, в обследование
были включены вопросы: "Как Вы считаете,
необходима ли государственная поддержка
субъектов малого предпринимательства?"
и "На каком этапе развития бизнеса
государственная поддержка
Государственная поддержка малого бизнеса крайне необходима – так по-прежнему считает подавляющее большинство (93,6%) опрошенных руководителей и лишь 6,4 процента не нуждаются в поддержке.
По сравнению с 2008 годом намного снизился процент респондентов, которые в качестве основных мер государственного регулирования видят пересмотр государством количества налогов (35,4% опрошенных) и снижение размеров налоговых платежей (39,7%). При этом, увеличилось количество опрошенных, отдающих предпочтение таким видам поддержки как профессиональная подготовка кадров, обеспечение информацией.
Рис. 2.7. Необходимость государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в 2008, 2009 г.
Руководители
Рис. 2.8. Приоритетные виды для развития бизнеса в 2008, 2009 гг.
Почти треть (28%) опрошенных руководителей строительных организаций считают, что наиболее приоритетным видом господдержки является "участие в выполнении государственного и муниципального заказов".
Для определения уровня административных барьеров был проведен социологический опрос предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере малого бизнеса.
Предпринимателям был
задан вопрос о частоте и периодичности
проверок. В результате необходимо
отметить, что по сравнению с прошлым
годом произошло некоторое
- реже одного раза в месяц проверяют 53,2% предприятий (58% в прошлом году);
- один-два раза в месяц 28,5% (26% в прошлом году);
- чаще пяти раз в месяц, проверки проводились у 6,1% предпринимателей (16% в прошлом году).
По-прежнему чаще всего проверкам подвергаются предприятия розничной торговли и общественного питания.
По сравнению с прошлым годом резко увеличился показатель наличия у предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей журнала учета мероприятий по контролю. У 92,3% предпринимателей такой журнал есть, тогда, как в прошлом году такой журнал имелся лишь у 59% респондентов.
По сравнению с прошлым
годом видны положительные
Так, на 21,5% снизилось количество респондентов, которые в случае выявления нарушения предлагают проверяющим деньги или услуги; на 3,8% уменьшилось количество тех, кто соглашается даже с необоснованными претензиями контролирующих органов. Количество экспертов, отстаивающих свои права в законном порядке, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 9,5%.
Основным негативным фактором
взаимоотношений с
2.3 Меры государственной
В целях наполнения регионального рынка товарами и услугами малых предприятий области, увеличения вклада малого бизнеса в формирование валового регионального продукта, формирования благоприятного правового и инвестиционного климата для развития предпринимательской инициативы и инвестиционной активности малых предприятий применяется программно-целевой подход в реализации основных направлений государственной политики в данной сфере.
Разработана и действует программа развития малого предпринимательства в Волгоградской области на 2009-2011 годы. Программа включает мероприятия финансового, информационного, образовательного обеспечения субъектов малого бизнеса, мероприятия, направленные на устранение административных, нормативно-правовых и организационных барьеров на пути развития бизнеса.
Финансовая поддержка малого бизнеса в области реализуется по следующим направлениям:
- долгосрочные кредиты банков;
- краткосрочные займы банков и кредитных кооперативов;
- бюджетные кредиты муниципальных образований области;
- кредиты из реинвестированных средств угольного транша;
- гарантии Администрации области и администраций муниципальных образований;
- субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам и займам;
- субсидии на компенсацию части затрат приобретенных основных средств субъектам малого бизнеса приоритетных отраслей экономики;
- субсидии на организацию собственного дела;
- лизинг оборудования.
Активно развивается программа
микрофинансирования через
Из средств областного
бюджета выделялись субсидии на компенсацию
процентной ставки по привлеченным кредитам
38 субъектам малого бизнеса из 13
муниципальных образований
Благодаря такой форме
финансирования как субсидирование
процентной ставки в области стало
укрепляться сотрудничество с банками
в части оказания помощи субъектам
предпринимательской
В дополнение к банковскому кредитованию в области развивается система кредитной кооперации, ориентированная на пайщиков с более низким уровнем дохода и предъявляющая более упрощенные требования к залоговому обеспечению займов за счет реализации принципа коллективной ответственности пайщиков.
При этом, благодаря развитию кредитной кооперации, займы смогли получить не только субъекты малого бизнеса, в том числе КФХ, но и личные подсобные хозяйства.
Всего по области муниципальное имущество общей площадью около 280 тыс.м2 находится в аренде у более чем 3,4 тыс. субъектов малого предпринимательства.
В Волгоградской области принято постановление, предусматривающее льготный коэффициент при расчете ставки по арендной плате за пользование областным имуществом для ряда субъектов малого бизнеса. На муниципальном уровне в ряде городов и районов также действуют постановления глав администраций, предусматривающие пониженную ставку арендной платы предпринимателям.
Помимо этого, при сдаче в аренду областного и федерального имущества субъектам малого бизнеса используется упрощенная процедура оформления документов, установленная Минимуществом РФ.
Кроме того, имущественная поддержка оказывалась объектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Научный потенциал Волгоградской
области представляют более 300 организаций,
выполняющих научно-
Информационная поддержка оказывалась по следующим направлениям:
- проведение семинаров, круглых столов и конференций;
- проведение выставок-ярмарок;
- разработка и издание методической, информационной и методологической литературы;
- информирование посредством СМИ и сети Интернет.
В целях повышения
Также информация о развитии малого бизнеса и проводимых мероприятиях регулярно размещается на сайтах Администрации области, министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей области, Волгоградского регионального Агентства поддержки малого и среднего бизнеса и других объектов инфраструктуры.
Согласно социологическому
опросу, количество предпринимателей,
назвавших в числе приоритетных
видов государственной
В целях удовлетворения данных
потребностей, подготовки нового поколения
профессиональных кадров для сферы
малого бизнеса и повышения
На сегодняшний день в рамках программы обучается 34 слушателя без отрыва от производства, из которых 20 специалистов и руководителей малых предприятий по результатам конкурсного отбора обучаются на льготной основе.
Посещаемость занятий составляла 75-80%, по итогам аттестации 74 % слушателей получили хорошие и отличные оценки.
В 27 учреждениях начального профессионального образования области в рамках рабочих учебных планов подготовки кадров по различным профессиям реализуются обучающие программы по основам предпринимательской деятельности.
Ежегодно проводимые социологические
опросы предпринимателей говорят о
том, что острота проблемы из-за отсутствия
информационно-консультационной поддержки
в 2009 году по сравнению с 2008 годом
снижена на 5%, однако 27% участников опроса
нуждается в ее разрешении. Особенно
это актуально для
В целях решения данной
проблемы в Волгоградской области
ежегодно расширяется сеть объектов
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства,
в том числе благодаря
Но не только растет число
объектов инфраструктуры. Серьезное
внимание уделяется количеству и
качеству предоставляемых ими услуг.
Они оказывают услуги по регистрации
предприятий различных
Для повышения профессионального уровня предпринимателей регулярно проводятся семинары, "круглые столы", конференции, разрабатываются и издаются методические, справочные, аналитические материалы по вопросам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.
Кроме того, агентства являются связующим звеном между субъектами малого предпринимательства и органами местного самоуправления. Сталкиваясь с проблемами ведения бизнеса, агентства активно участвуют в разработке и реализации мероприятий областной и муниципальных программ развития малого предпринимательства.
Основные виды услуг, которые
предоставляются субъектам