Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:29, дипломная работа
Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого бизнеса, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых предприятий на примере Волгоградской области.
В соответствии с целью, в работе предлагается решение следующих задач:
- дать характеристику малым предприятиям, а также рассмотреть их роль в экономике страны;
- исследовать развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства;
- провести анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области;
- рассмотреть проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области;
- исследовать меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области;
- изучить зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства;
- рассмотреть проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
- предложить основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области.
Введение
Глава 1. Становление системы государственного регулирования малого бизнеса
1.1 Характеристика, особенности и роль малого предпринимательства в экономике страны
1.2 Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства
Глава 2. Система поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
2.1 Анализ состояния и развития малого предпринимательства в Волгоградской области
2.2 Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Волгоградской области
2.3 Меры государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
Глава 3. Перспективы развития системы поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
3.2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России
3.3 Основные направления развития системы поддержки малого бизнеса в Волгоградской области
Заключение
Список литературы
Для отнесения предприятия
к той или иной отрасли необходимо
руководствоваться ОК 029-2001 Общероссийским
классификатором видов
Но не редкость ситуация, когда организация осуществляет несколько видов деятельности.
Многопрофильные малые предприятия,
то есть осуществляющие несколько видов
деятельности, относятся к субъектам
малого предпринимательства по критериям
того вида деятельности, доля которого
является наибольшей в годовом объеме
оборота или годовом объеме прибыли.
Предоставляемая
Выбранный вариант необходимо закрепить в приказе по учетной политике предприятия, и он должен оставаться неизменным в течение отчетного года.
Но чтобы твердо сказать, что предприятие имело такое-то среднее число работающих и соответственно может или не может считаться малым, необходимо определить среднесписочную численность работающих.
При расчете среднесписочной
численности нередко забывают, что
в ее состав включаются и работающие
по договорам гражданско-
Если все определенные Законом № 208-ФЗ и перечисленные выше критерии соблюдены, то предприятие или предприниматель могут быть зарегистрированы в качестве субъекта малого предпринимательства.
Возникает вопрос – может ли организация продолжать считаться субъектом малого предпринимательства при превышении оговоренных законодательством критериев? Из анализа норм Закона № 208-ФЗ можно заключить, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, отвечающие определенным критериям. Таким образом, по нашему мнению, если предприятие или индивидуальный предприниматель не удовлетворяет установленным критериям, то предприятие не сможет считаться субъектом малого предпринимательства.
Закон № 208-ФЗ "наказывает"
предприятие в случае, если предельный
показатель численности работников
будет превышен, путем лишения
его предусмотренных
Но такая норма не имеет
своей практической значимости и
не может реально повлечь какого-
И это без учета того, что льгот для вновь созданного малого бизнеса на данный момент законодательством не предусмотрено. То есть в данном случае говорится о лишении того, чего и так нет.
Несмотря на то, что малое предпринимательство в России начало развиваться сравнительно недавно, однако прошло уже довольно сложный путь. Существует ряд особенностей малого предпринимательства России по сравнению с другими странами и по сравнению со средним или крупным бизнесом.
Рассмотрим основные особенности малого предпринимательства в России.
1. Низкая доля венчурной специализации.
Основным видом деятельности
малого предпринимательства в России
является торговля и коммерция, а
инновационное производство занимает
всего около 6%, тогда как в экономически
развитых странах малое
2. Низкая легитимность малого предпринимательства.
Это объясняется тем, что большой процент предприятий в России функционирует в сфере теневой экономики. Используя "серые схемы" работы и занижая прибыль, они уменьшают свои налоговые выплаты и, соответственно, доходы в бюджет страны. Основной причиной такой работы предприятий являются большие налоги.
3. Плохое финансирование малого предпринимательства.
Причина плохого финансирования предприятий малого предпринимательства в России объясняется низкой величиной индивидуального капитала. Весь стартовый капитал уходит в оборот, а производственный цикл предприятий не всегда совпадает со временем обращения капитала. В результате появляется потребность получения кредита для развития бизнеса. Однако, по сравнению со средним или крупным бизнесом, процентные ставки по кредитованию малого бизнеса значительно выше. В итоге, некоторые предприятия становятся банкротами.
4. Неустойчивость малого предпринимательства.
Это происходит в результате нехватки финансирования и жесткой конкуренции, возникшей вследствие инфляции и экономического кризиса. Практически каждый четвертый субъект малого бизнеса в России становится банкротом или сворачивает свою деятельность.
К основным характеристикам малого предпринимательства в России относятся:
1. Гибкость малого
Предприятия малого бизнеса быстрее реагируют на различные изменения на рынке, что дает им преимущества перед крупным бизнесом.
2. Экономичность малого предпринимательства.
Для открытия малого предприятия требуется намного меньше затрат, чем для открытия крупной фирмы. Для малого предприятия может быть достаточно арендовать помещение и автотранспорт. Оборачиваемость средств малого бизнеса значительно выше, а средняя оплата труда работников ниже. Таким образом, для организации малого предпринимательства необходимо меньше затрат.
3. Узкая специализация малого предпринимательства.
Благодаря узкой специализации
происходит более качественное удовлетворение
спроса потребителей. По сравнению
с крупным
4. Развитие региональной экономики.
Формируя местную
Малое предпринимательство
играет важную роль в развитии экономики
государства. С его помощью происходит
развитие экономического сектора, создаются
дополнительные рабочие места и
увеличиваются налоговые
Малые предприятия составляют по сути некоторый базис экономики. В период экономического кризиса России в начале 90-х годов именно субъекты малого предпринимательства поддержали российскую экономику и вовремя перешли на новые рыночные условия. Государственные предприятия не выдержали конкуренции, были разрушены, а затем и приватизированы. Таким образом, именно малое предпринимательство демонстрирует свою гибкость и выдержку, укрепляя рыночную экономику страны.
Малые предприятия являются источником налоговых поступлений и участвуют в формировании бюджетов на всех уровнях. Ведь все предприниматели осуществляют отчисления в бюджет от доходов своих компаний, предлагают людям работу, таким образом являясь одним из основных источников доходов населения, способствуют сбору налогов с физических лиц. По сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса, предприятия малого бизнеса своевременно платят налоги.
Роль малого предпринимательства
в развитии инновационных технологий
сложно переоценить. Ведь малые предприятия
тоже инвестируют средства в наукоемкие
отрасли производства. Однако в России
разработкой новых научно-
Социально-экономическая
роль предприятий малого бизнеса
заключается в том, что они
способствуют созданию новых рабочих
мест, обеспечивая занятость
1.2 Развитие системы
Точкой отсчета развития
государственной поддержки
Малые предприятия окончательно
получили юридический статус 8 августа
1990 года, когда было принято Постановление
Совета Министров СССР № 790 "О
мерах по созданию и развитию малых
предприятий". Благодаря этому
документу было ясно, какова должна
быть численность предприятия и
в каких отраслях, как правильно
регистрировать малое предприятие,
кто может выступать его
Теперь, согласно действующему на тот момент законодательству к малым предприятиям относились предприятия всех форм собственности, установленных Законов РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", численность работников в которых не превышали:
· в промышленности и строительстве – 200 человек;
· в научных учреждениях – 100 человек;
· в остальных отраслях производственной сферы – до 50 человек;
· в отраслях непроизводственной сферы – до 15 человек.
Согласно Постановлению
Совета Министров РСФСР " О мерах
по поддержке и развитию малых
предприятий в РСФСР" правой статус
предприятий малого бизнеса позволял
им получать некоторые льготы. В
частности местным органам
· представлять малым предприятиям льготы по налогу на прибыль;
· разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет;
· проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и т. д.
В 1992 году по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда "Ноу-хау" Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса. Данная организация является закрытым акционерным обществом, учредителями которого стали:
· Торгово-промышленная палата Российской Федерации
· Российская экономическая академия им.Г.Плеханова
· ПО "Уралмаш"
· АвтоВАЗбанк
· Тульский машиностроительный завод "Штамп"
· Сибирский региональный фонд поддержки предпринимательства
· другие предприятия и организации
Российское агентство
представляет собой независимую
организацию, целью деятельности которой
является оказание практической помощи
в создании и успешном функционировании
предприятий малого и среднего бизнеса,
развитие предпринимательской активности
населения. Основная деятельность Агентства
заключается в консалтинговой поддержке
малых и средних предприятий
в России, содействии в установлении
деловых связей с российскими
и зарубежными партнерами. Агентство
ведет большую работу по развитию
информационной инфраструктуры малого
предпринимательства, налаживанию
межрегионального и международного
делового информационного обмена между
предприятиями малого и среднего
бизнеса. Эксперты Агентства также
активно помогают малым предприятиям
на территории России и за рубежом
в решении экономических, финансовых,
правовых, организационных и
Далее после образования Российской Федерации были приняты следующие важные постановления Правительства РФ в части касающейся поддержки и развития малого бизнеса в России:
· Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
· Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ";
Постановлением Правительства
РФ от З февраля 1994 г. № 65 утверждено
Положение о Фонде содействия
развитию малых форм предпринимательства
в научно-технической сфере. Фонд
Содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере