Налоговая система Российской Федерации и порядок взимания отдельных видов налогов

Автор: i*****@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение налоговой системы РФ.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов и изложить основные принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
охарактеризовать методику исчисления и взимания отдельных видов налогов;
на фактическом материале за ряд последних лет провести анализ местного бюджета МО «Прилузский район».
определить проблемы совершенствования налоговой системы РФ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Налогообложение и налоговая система………………………………….5
Сущность и функции налогов…………………………………...…….5
Характеристика налоговой системы России…………………..……..9
Содержание и порядок взимания отдельных видов налогов………….16
2.1. Налог на добавленную стоимость ………………………………….…16
Налог на доходы (прибыль) предприятий………………………..…19
Акцизы………………………………………………………………...25
Налог на имущество……………………………………………….…28
Единый социальный налог …………………………………………..33
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ ……………….38
4. Структура доходов местного бюджета МО «Прилузский район» ……42
Заключение ………………………………………………………………….45
Список литературы …………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Российской Федерации и порядок взимания отдельных видов налогов.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

     В законе о страховании фактически установлены такие же периоды, по окончании которых определяется база для начисления и сумма страховых взносов, подлежащая уплате.

    Ставки  ЕСН. Новые условия  применения регрессивной шкалы.

    Существенные  изменения внесены Законом о  внесении изменений в главу 24 НК в ст. 241 НК. П. 1 ст. 241 НК, определяющий ставки ЕСН и адрес зачисления сумм налога. П. 2 ст. 241 НК РФ изложен по-новому. Одним из наиболее интересных нововведений стало изменение условий применения регрессивной шкалы налога, которые с 1 января 2002 г. стали намного доступнее. Необходимо соблюдение лишь одного условия: величина налоговой базы на одно физическое лицо в текущем году в среднем должна быть не менее 2500 руб. в месяц. При нарушении данного условия в любом промежуточном месяце текущего года налогоплательщик не вправе будет использовать регрессивную шкалу до конца этого года. В этом случае должна применяться максимальная ставка ЕСН.

    Как и ранее, при расчете величины налоговой базы в среднем на 1 работника у налогоплательщика  с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты  в пользу 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. А у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) не учитываются выплаты в пользу 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

      Порядок исчисления  и уплаты. Сроки  уплаты ЕСН.

    По-прежнему уплата ЕСН производится четырьмя платежными поручениями. К ним добавляются еще два платежных поручения для перечисления страховых взносов в ПФР на страховую и накопительную части трудовой пенсии.

    Для работодателей предусматривается  ежемесячная уплата страховых взносов и ЕСН по итогам каждого календарного месяца. Уплата авансовых платежей по ЕСН, согласно новой редакции главы 24 НК, производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Уплата страховых взносов производится в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или вдень перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующим за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

    При этом следует обратить внимание на то, что суммы ЕСН считаются  уплаченными с момента сдачи  платежного поручения в банк, при  соблюдении условий ст. 45 НК РФ.

      Данные об исчисленных и уплаченных  суммах ЕСН и страховых взносов  отражаются в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной МНС России (в части страховых взносов – по согласованию с ПФР). Сдавать какие-либо отчеты по итогам каждого месяца в 2002 г. не требуется.

    По  окончании календарного года (для  ЕСН – налоговый период, для  страхового взноса – расчетный период) не позднее 30 марта следующего года в налоговый орган представляется налоговая декларация по ЕСН. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ

      Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны  предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов  и рядовых налогоплательщиков. Многим не нравится, что налоги слишком  высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги, что-то вроде десятины в античном мире. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Далее предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; введение налога на добавленную стоимость, о котором ранее и не слышали; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.

      Обобщить  и свести воедино все эти точки  зрения невозможно, хотя во многих критических  высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система, конечно, нуждается в совершенствовании. Но не на базе случайных идей, порой подхваченных, точнее выхваченных из комплекса, в западных странах, а порой просто дилетантских. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий, Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

      Естественное  и вполне объяснимое желание большинства  населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными  нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения  обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей. В 70—80-е гг. все страны признали учение А. Лэффера о соотношении налоговых ставок и доходов.

      Однако  нельзя и снижать налоги сверх  меры. Вспомним, что они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут  привести к резкому взлету предпринимательской  активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.

      Налоговая система не сможет быть застывшей. Она  реформируется сейчас и должна реформироваться  дальше. Она, следуя общему ходу всей экономической  реформы, является её неотъемлемым звеном. Сегодняшняя стабилизация экономики пока проявляется лишь как тенденция в условиях продолжающегося спада производства и инфляции. Реформирующаяся налоговая система призвана противостоять экономическому и финансовому кризису.

      Нестабильность  налоговой системы России. В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т.д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определении перспектив, исчислении бюджетных платежей.

      Вносимые  в курс экономической реформы  уточнения и дополнения неизбежно  отражаются на необходимости корректирования  отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

      Представляется  важным сопоставить налоговую систему  России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в СССР.

      По  оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Это в свою очередь создает огромные трудности в пополнении бюджета.

      Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются  без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между тем при установлении ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

      Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов  вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

      Как видим, нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики  к рыночным отношениям, а также  препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Структура доходов местного бюджета МО «Прилузский район»

      Рассмотрим  структуру доходов местного бюджета  МО Прилузский район за 2000, 2001 и 2002 гг.

      Таблица 1.

      Анализ  структуры доходов  местного бюджета за 2000 г.

Наименование  дохода Код БК Исполнено на 01.01.2001г.

Тыс. руб.

Удельный вес  в своей группе

%

Структура

%

ВСЕГО ДОХОДОВ 8900000 119932   100
Налоговые доходы 1000000 39276 100 32,7
Неналоговые доходы 2000000 2493 100 2,1
Доходы  от имущества, находяще-гося в муниципальной собствен-ности  
 
2010000
 
 
1429
 
 
57,3
 
Доходы  от продажи земли 2040000 7 0,3  
Административные  платежи 2060000 19 0,8  
Штрафные  санкции, возмещение ущерба  
2070000
 
366
 
14,7
 
Прочие  неналоговые доходы 2090000 672 27  
Безвозмездные перечисления 3000000 78163 100 65,2
 
 
 

      Таблица 2.

      Анализ  структуры доходов  местного бюджета  за 2001 г.

Наименование  дохода Код БК Исполнено на 01.01.2002г.

Тыс. руб.

Удельный вес  в своей группе

%

Структура

%

ВСЕГО ДОХОДОВ 8900000 174352   100
Налоговые доходы 1000000 44109 100 25,3
Неналоговые доходы 2000000 2356 100 1,4
Доходы  от имущества, находяще-гося в муниципальной  собствен-ности  
 
2010000
 
 
1544
 
 
65,53
 
Доходы  от продажи земли 2040000 48 2,04  
Административные  платежи 2060000 35 1,49  
Штрафные  санкции, возмещение ущерба  
2070000
 
398
 
16,89
 
Прочие  неналоговые доходы 2090000 331 14,05  
Безвозмездные перечисления 3000000 127887 100 73,3
 

      Таблица 3.

      Анализ  структуры доходов  местного бюджета  за 2002 г.

Наименование дохода Код БК Исполнено на 01.01.2003г.

Тыс. руб.

Удельный вес  в своей группе

%

Структура

%

ВСЕГО ДОХОДОВ 8900000 249575   100
Налоговые доходы 1000000 78210 100 31,3
Неналоговые доходы 2000000 2604 100 1,0
Доходы  от имущества, находяще-гося в муниципальной собствен-ности  
 
2010000
 
 
1396
 
 
53,6
 
Доходы  от продажи земли 2040000 29 1,1  
Административные  платежи 2060000 91 3,5  
Штрафные  санкции, возмещение ущерба  
2070000
 
511
 
19,6
 
Прочие  неналоговые доходы 2090000 577 22,2  
Безвозмездные перечисления 3000000 168761 100 67,7

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и порядок взимания отдельных видов налогов