Автор: i*****@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение налоговой системы РФ.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов и изложить основные принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
охарактеризовать методику исчисления и взимания отдельных видов налогов;
на фактическом материале за ряд последних лет провести анализ местного бюджета МО «Прилузский район».
определить проблемы совершенствования налоговой системы РФ
Введение……………………………………………………………………….3
Налогообложение и налоговая система………………………………….5
Сущность и функции налогов…………………………………...…….5
Характеристика налоговой системы России…………………..……..9
Содержание и порядок взимания отдельных видов налогов………….16
2.1. Налог на добавленную стоимость ………………………………….…16
Налог на доходы (прибыль) предприятий………………………..…19
Акцизы………………………………………………………………...25
Налог на имущество……………………………………………….…28
Единый социальный налог …………………………………………..33
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ ……………….38
4. Структура доходов местного бюджета МО «Прилузский район» ……42
Заключение ………………………………………………………………….45
Список литературы …………………………………………………………47
Введение…………………………………………
2.1. Налог на
добавленную стоимость ……………………
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ ……………….38
4. Структура доходов местного бюджета МО «Прилузский район» ……42
Заключение ………………………………………………………………….45
Список литературы …………………………………………………………47
Приложение
…………………………………………………………………48
Введение.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно – технического прогресса.
Введенный в действие Налоговый кодекс Российской Федерации в значительной части должен стать законом прямого действия. Это касается, прежде всего, обеспечения прав и обязанностей участников налоговых отношений; единства и ясности установления процедур и механизмов исполнения налогового обязательства; проведения налоговых проверок, обжалования действий контролирующих органов.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено сокращение числа налогов упорядочение их взаимопонимания.
Наиболее важный вопрос, нашедший свое решение в Налоговом кодексе, - распределение полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, то есть налоговый федерализм. Полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением исходя из положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы – элементы единой налоговой системы РФ. Предусматривается установление правовых механизмов взаимодействия этих элементов.
Законный, легальный характер налоговых платежей и хозяйственная независимость налогоплательщика представляют собой родовые признаки налоговой системы.
Актуальность
выбранной темы обусловлена тем,
что государство используя
Целью курсовой работы является изучение налоговой системы РФ.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
Методологической основой написания курсовой работы явились:
1.Налогообложение и налоговая система.
1.1.Сущность и функции налогов.
Налоги
– важная экономическая категория,
исторически связанная с
Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан.[2. C.193]
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации или физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [8. C.10]
Налогообложение
базируется на ряде принципов, главные
из которых равномерность и
Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и направляются на нужды государства. Этим налоги отличаются от сборов – денежных отношений, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Это, например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор.[3. C.120]
Важный
отличительный признак налогов
– безвозмездность и
Взносы в государственные внебюджетные фонды (далее – единый социальный налог) зачисляются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ. Взносы вносятся на определенные цели – они предназначены для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, то есть возвратны и при этом не поступают в бюджетный фонд.
Основные элементы налога: субъект и объект налогообложения, источник налоговых платежей, единица обложения, ставка налога, налоговые льготы, срок уплаты налога.
Субъект налога – физическое или юридическое лицо, на которое государством возложена обязанность – внесение налога в бюджетный фонд. При определенных условиях субъект налога может переложить уплату налога на другого субъекта, который будет действительным носителем налога. [3.C.121]
Объект налога – то, что в силу закона подлежит обложению налогом. Объектом налогообложения может служить не только доход в широком смысле слова (прибыль, рента, дивиденд, процент, заработная плата и т.п.), но и капитал (движимое и недвижимое имущество), земля и т.д. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг), другие объекты, установленные законом.[2. C.194]
Источник налоговых платежей – доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится налог. Например, источник налога на прибыль – прибыль; налога на доходы физических лиц – заработная плата, доходы лиц, работающих не по найму, дивиденды по акциям и т.д. Источник может совпадать с объектом налога, примером чего может служить налог на доходы физических лиц: объект налога – заработная плата, она же – источник налога.
Единица обложения – это часть объекта налогообложения, за который устанавливается ставка налога. Такой единицей по налогу на доходы физических лиц может служить один рубль дохода, по земельному налогу – единица измерения площади – 0,01 квадратного метра.
Ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. [3. C.122]
Налоговые льготы – снижение размера (тяжести) налогообложения. Могут применяться следующие льготы: введение необлагаемого минимума - освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета – освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (дипломаты); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога); изъятие из налогообложения части объекта налога и др. Различают особые (предпочтительные) льготы – преференции – льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин. Таможенные льготы в Российской Федерации установлены Законом РФ «О таможенном тарифе».
Сроки уплаты – срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе; за его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя, срока внесения налогового платежа.[2. C.194]
Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют следующие функции: регулирующую, стимулирующую, распределительную, фискальную. [2. C.195]
Фискальная функция налогов заключается в том, что с помощью налогов пополняется государственный бюджет. Это основное назначение налогов, доля которого в бюджетных доходах всех цивилизованных государств составляет 80-90%. Одновременно налоги выполняют контрольную функцию, которая неотделима от первой. Так, устанавливая отдельные элементы налога – объект налога, единицу налога, ставку налога, налоговый период – государство уже создает условия для проверки исчисления оклада и взаимосвязанных с ним показателей – прибыли, себестоимости. Тем самым предполагается возможность контроля за всей хозяйственной деятельностью субъекта налога.
Регулирующая функция налогов заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, правилами налогообложения, создает условия для ускоренного развития тех или иных производств, то есть регулирует рыночную экономику.[2. C.195] Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста. [3.C.123]
Стимулирующая функция налогов проявляется в том, что с помощью налогов государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест и др.
С помощью налогов в бюджете аккумулируются денежные средства, которые направляются затем на решение общегосударственных проблем. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий сферы материального производства и доходов граждан, направляя их на развитие непроизводственной сферы. [2. C.195]
Таким
образом, налоги могут способствовать
развитию приоритетных отраслей хозяйства,
отдельных экономических территорий,
или замедлять их развитие; играть антимонопольную
и антиинфляционную роль; стимулировать
определенную экономическую деятельность
или заставлять отказаться от нее. [3. C.123]