Налоговая система Российской Федерации и порядок взимания отдельных видов налогов

Автор: i*****@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение налоговой системы РФ.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов и изложить основные принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
охарактеризовать методику исчисления и взимания отдельных видов налогов;
на фактическом материале за ряд последних лет провести анализ местного бюджета МО «Прилузский район».
определить проблемы совершенствования налоговой системы РФ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Налогообложение и налоговая система………………………………….5
Сущность и функции налогов…………………………………...…….5
Характеристика налоговой системы России…………………..……..9
Содержание и порядок взимания отдельных видов налогов………….16
2.1. Налог на добавленную стоимость ………………………………….…16
Налог на доходы (прибыль) предприятий………………………..…19
Акцизы………………………………………………………………...25
Налог на имущество……………………………………………….…28
Единый социальный налог …………………………………………..33
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ ……………….38
4. Структура доходов местного бюджета МО «Прилузский район» ……42
Заключение ………………………………………………………………….45
Список литературы …………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Российской Федерации и порядок взимания отдельных видов налогов.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

Местный   жилфонда и объектов   Финансовые

               соц.- культ. сферы     результаты

              

               Земельный налог 

               Налог на рекламу 

                
         

            Рис.2. Структура налогов 
       
       

  1. Содержание  и порядок взимания отдельных  видов налогов.

      Основу  налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц (ранее - подоходный налог), налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства. 

      Рассмотрим  отдельные виды налогов, уплачиваемых предприятиями. 

      

  • Налог на добавленную стоимость.
  •       Добавленная стоимость означает прирост стоимости, то есть стоимость, добавленная на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). К ней относятся заработная плата, отчисления на амортизацию, рекламу, процент за кредит, прибыль и т.п. [2.С.225]

          Впервые схема взимания налога на добавленную  стоимость была предложена французским  экономистом М. Лоре в 1954 году. Во Франции  он стал применяться  с 1958 года. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период нэпа. [3.С.137]

          Необходимость применения добавленной стоимости  как объекта налогообложения  для европейских стран обусловлена  построением общего рынка, так как Римский договор 1957 года о создании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации системы косвенного налогообложения. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. [3.С.137]

          В Российской Федерации налог на добавленную  стоимость был введен с 1 января 1992 года (ранее был налог с оборота). [3.С.138]

          Плательщиками налога на добавленную стоимость  являются:

    • организации
    • индивидуальные предприниматели
    • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.[8.С.116]

          Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

          1) реализация товаров (работ, услуг)  на территории Российской Федерации,  в том числе реализация предметов  залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

          2) передача на территории Российской  Федерации товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд, расходы на  которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные  отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

          3) выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления;

          4) ввоз товаров на таможенную  территорию Российской Федерации.

          Не  признаются объектом налогообложения:

          1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 Налогового Кодекса;

          2) передача на безвозмездной основе  жилых домов, детских садов,  клубов, санаториев и других объектов  социально - культурного и жилищно-коммунального  назначения, а также дорог, электрических  сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

          3) передача имущества государственных  и муниципальных предприятий,  выкупаемого в порядке приватизации;

          4) выполнение работ (оказание услуг)  органами, входящими в систему  органов государственной власти  и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

    1. передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

            Налоговый период (в том числе  для налогоплательщиков, исполняющих  обязанности налоговых агентов,  далее - налоговые агенты) устанавливается  как календарный месяц. Для  налогоплательщиков (налоговых агентов)  с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.

            Налогообложение производится:

          НДС взимается по ставке 20%, а при реализации отдельных продуктов питания и товаров для детей - по ставке 10%. Изначально налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. Кстати, мировой опыт свидетельствует, что косвенный налог на потребление (НДС или налог с продаж) чаще всего служит региональным налогом. Например, в США налог с продаж — это один из основных финансовых источников штатов, отчисления от которого получают и города. В федеральный бюджет зачисляется 85% направляемой в бюджет суммы НДС, а в бюджет субъекта Российской Федерации - 15%. НДС, взимаемый таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в федеральный бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений. НДС, уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной деятельности, обложению НДС не подлежит.  

          2.2. Налог на прибыль предприятий  и организаций.

          Порядок налогообложения прибыли определяется Законом РФ «О налогах на прибыль предприятий и организаций», Налоговым кодексом РФ.

          Согласно  статье 246 НК РФ налогоплательщиками  налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

          Не  являются плательщиками налога на прибыль  организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельности, относящейся к игорному бизнесу.

          При этом следует учесть, что начиная  с 01.01.2003 порядок налогообложения организаций, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, регулируется главой 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", а применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности - главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".

          Указанные организации не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента и удержания сумм налога с доходов  у источника выплаты в соответствии с главой 25 НК РФ.

          Организации, осуществляющие наряду с деятельностью, относящейся к игорному бизнесу, а также на основе свидетельства об уплате единого налога иную предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль по этой деятельности в общеустановленном порядке.

          Также не являются плательщиками налога на прибыль организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

          Налоговая база.

             В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. В соответствии со статьей 274 НК РФ налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Согласно статье 247 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

          

          При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

          Следует различать моменты возникновения  доходов и расходов, которые зависят от метода, применяемого налогоплательщиком для целей исчисления налога на прибыль, - метода начисления или кассового метода и порядка отнесения тех или иных видов доходов и расходов к доходам и расходам текущего отчетного (налогового) периода, что должно быть оговорено в учетной политике организации.

          Для учета доходов и расходов при  исчислении налогооблагаемой прибыли налогоплательщики применяют метод начисления. При этом методе доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

          Моменты возникновения доходов и расходов при методе начисления  определены статьями НК РФ.

          Датой реализации товаров признается день перехода права собственности на товары, определяемый в соответствии с гражданским законодательством. Дата реализации работ соответствует дате подписания документа, подтверждающего передачу результатов этих работ. Датой реализации услуг признается день оказания этих услуг. Датой реализации имущественных прав следует признавать день перехода указанных прав приобретателю. Указанный порядок регулируется ГК РФ.

          Даты  возникновения расходов при методе начисления определены статьей 272 НК РФ. При этом расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся, исходя из условий сделки. То есть при осуществлении расходов период их учета (возникновения) определяется документом, в соответствии с которым подобные расходы осуществлены. В частности, при приобретении лицензии на срок три года подобные расходы включаются в состав расходов текущего периода ежемесячно равномерно по одной тридцать шестой от общей стоимости лицензии. Если период, к которому расходы относятся, не может быть определен исходя из документов, в соответствии с которыми подобные расходы осуществлены, то эти расходы относятся к периоду их возникновения (начисления). В расходы текущего периода они включаются в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ в части особой группировки возникших расходов.

          Организации (за исключением банков), у которых  в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров  без учета НДС и налога с  продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал, имеют право  учитывать дату возникновения доходов и расходов по кассовому методу.

          По  кассовому методу датой получения  дохода (как от реализации, так и  внереализационного) признается день поступления имущества (работ, услуг) или имущественных прав либо погашения  задолженности иным способом.

          Для правильного формирования налоговой базы по налогу на прибыль необходимо полученные налогоплательщиком доходы и осуществленные им расходы классифицировать и группировать соответствующим образом.

    Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и порядок взимания отдельных видов налогов