Налоговая система Российской Федерации и порядок взимания отдельных видов налогов

Автор: i*****@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение налоговой системы РФ.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов и изложить основные принципы построения налоговой системы Российской Федерации;
охарактеризовать методику исчисления и взимания отдельных видов налогов;
на фактическом материале за ряд последних лет провести анализ местного бюджета МО «Прилузский район».
определить проблемы совершенствования налоговой системы РФ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Налогообложение и налоговая система………………………………….5
Сущность и функции налогов…………………………………...…….5
Характеристика налоговой системы России…………………..……..9
Содержание и порядок взимания отдельных видов налогов………….16
2.1. Налог на добавленную стоимость ………………………………….…16
Налог на доходы (прибыль) предприятий………………………..…19
Акцизы………………………………………………………………...25
Налог на имущество……………………………………………….…28
Единый социальный налог …………………………………………..33
3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ ……………….38
4. Структура доходов местного бюджета МО «Прилузский район» ……42
Заключение ………………………………………………………………….45
Список литературы …………………………………………………………47

Работа содержит 1 файл

Налоговая система Российской Федерации и порядок взимания отдельных видов налогов.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

        Налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. [1]

        Для целей налогообложения определяется  налогооблагаемый период, налогооблагаемая база, среднегодовая стоимость имущества предприятия. [3. C.239]

      Среднегодовая стоимость рассчитывается на основе данных о стоимости имущества,  включаемого в налогооблагаемую базу на 1-е число первого месяца каждого квартала года за соответствующий налогооблагаемый период.

      Расчет  производится по следующим формулам: 

Налогооблагаемый

период

      Формула расчета
1 квартал (1/2 стоимости  имущества на 01.01 отчетного года + 1/2 стоимости имущества на 01.04): 4
Полугодие (1/2 стоимости  имущества на 01.01 отчетного года + полная стоимость имущества на 01.04 + 1/2 стоимости имущества на 01.07): 4
9 месяцев (I/2 стоимости  имущества на 01.01 отчетного года + полная стоимость имущества  на 01.04, 01.07 + 1/2 стоимости имущества  на 01.09): 4
Год (1/2 стоимости  имущества на 01.01 отчетного года + полная стоимость имущества на 01.04, 01.07, 01.09 +1/2 стоимости имущества на 01.01 следующего за отчетным года): 4

      Налогооблагаемый  период – 1 квартал отчетного года, полугодие, 9 месяцев, год. Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.

      Если  предприятие учреждено не с начала года, налогооблагаемый период определяется в зависимости от конкретного  срока учреждения предприятия:

  • при учреждении в первой половине квартала (до 15-го числа второго месяца каждого квартала) период создания принимается за полный квартал;
    1. при учреждении во второй половине квартала налогооблагаемый период начинается с 1-го числа месяца следующего за кварталом учреждения. [3. C.207] Указа Главы Республики Коми    от 27.05.1999 г. № 191 «О Программе финансового оздоровления экономики Прилузского района и создания условий для его устойчивого саморазвития на 1999-2003 годы».[Не опубл.]

        Предельный размер налоговой  ставки на имущество предприятия  не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы.

      Конкретные  ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

      Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается.

      При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога.

        Данным налогом не облагается  имущество:

      а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов  местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

      коллегий  адвокатов и их структурных подразделений;

      б) предприятий по производству, переработке  и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

      в) специализированных протезно-ортопедических предприятий;

      г) используемое исключительно для нужд образования и культуры;

      д) религиозных объединений и организаций, национально - культурных обществ;

      е) предприятий народных художественных промыслов;

      ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

      з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ; общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;

      и) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников  и др.

      Перечень  юридических лиц, которые освобождаются  от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации.

      Стоимость имущества предприятия, исчисленная  для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:

      а) объектов жилищно-коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика;

      б) объектов, используемых исключительно  для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны;

      в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;

      г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими  установками и судов атомно - технологического обслуживания; магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов;

      д) спутников связи;

      е) земли;

      ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования;

      з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;

      и) мобилизационного резерва и мобилизационных  мощностей;

      к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.

      Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного  платежа в бюджет в первоочередном порядке с отнесением затрат на финансовые результаты деятельности предприятия, а по банкам и другим кредитным организациям - на операционные и разные расходы. Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.

      Предприятие, осуществляющее ведение бухгалтерского учета ценностей и операций, связанных  с осуществлением совместной деятельности, сообщает участникам договора о совместной деятельности сведения о стоимости имущества, созданного (приобретенного) в результате ее осуществления и являющегося объектом налогообложения, до срока, установленного для представления налоговых расчетов. 

     2.5. Единый социальный налог.  

     Налогоплательщики.

     Плательщиками ЕСН с 1 января 2002 г. признаются:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
    • организации;
    • индивидуальные предприниматели, к которым приравнены частные детективы и частные нотариусы;
    • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
  2. индивидуальные предприниматели, адвокаты.

     Объект  налогообложения  и налоговая база.

     Проанализируем  сначала поправки в главу 24 НК РФ в части определения объекта  налогообложения и налоговой  базы по ЕСН, внесенные Законом о  внесении изменений в главу 24 НК РФ и действующие с 1 января 2002 г.

     Во-первых, теперь из ст. 236 и ст. 237 НК четко следует, что ЕСН будет исчисляться  только с тех сумм, которые предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для  налогоплательщика. Выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором,  либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором, с 1 января 2002 г. в объект налогообложения не включаются. С целью пресечения периодических попыток налоговых органов в 2001 г. обложить ЕСН выплаты по договорам аренды законодатель в п. 1 ст. 236 НК четко указывает следующее: не относится к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров купли-продажи или аренды имущества (имущественных прав). Интересно отметить, что в новой редакции главы 24 НК в состав объекта налогообложения и налоговой базы вовсе не упоминаются выплаты по лицензионным договорам.

     Во-вторых, во избежание разночтений о порядке исчисления объекта налогообложения индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (исходя из дохода за вычетом расходов или из валовой выручки), в п. 2 ст. 236 НК (в прежней редакции - в пункте 3 ст. 236 НК) вместо термина «доход» теперь используется термин «валовая выручка». Одновременно в пункт 3 ст. 237 НК добавлена норма об определении налоговой базы названной категорией налогоплательщиков как произведения валовой выручки и коэффициента 0,1.

     В-третьих, в п.4 прежней редакции ст. 236 НК выплаты, которые производились за счет средств, остающихся в распоряжении организации  после уплаты налога на прибыль, не признавались объектом налогообложения. Данное правило привело к тому, что организации, у которых не возникла обязанность по уплате налога на прибыль (например, вследствие применения льгот по налогу), не имели возможности уменьшить объект налогообложения по ЕСН на суммы выплат из прибыли. В новой редакции теперь уже п. 3 ст. 236 НК исключает из состава объекта налогообложения выплаты и иные вознаграждения, которые не были отнесены налогоплательщиком к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

     В-четвертых, при расчете налоговой базы теперь однозначно не будут учитываться суммы материальной выгоды, ранее поименованные в п. 4 ст. 237 НК.

     При применении положений п. 4 ст. 237 НК в  новой редакции следует обратить внимание на изменение даты учета  выплат и иных вознаграждений в натуральной форме. В настоящее время такой датой признается день их выплаты, а не день их получения. Представляется не совсем оправданным подобного рода изменение, поскольку к выплатам в натуральной форме все таки должен применяться термин «получаются», а уж никак не «выплачиваются». Кроме того, несмотря на исключение из содержания настоящего пункта указания на статью 40 НК РФ, положения названной статьи будут иметь значение при практическом применении п. 4 ст. 237 НК в силу положений п. 1 ст. 11 НК.

    Налоговый (расчетный) и отчетный периоды по ЕСН.

     Значительные  изменения претерпела ст. 240 НК. Налоговым  периодом по ЕСН по-прежнему является календарный год. Но отчетным периодом с 1 января 2002 г. признается не календарный  месяц, а первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Однако данные изменения не влияют на необходимость ежемесячной уплаты авансовых взносов по данному виду налога. Следствием изменений, внесенных в ст. 240 НК, является то, что налогоплательщики будут отчитываться по ЕСН в 2002 г. не раз в месяц, как это было ранее предусмотрено ст. 243 НК, а раз в квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и порядок взимания отдельных видов налогов