Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Объектом и предметом исследования является налоги и налоговая политика.
Целью написания курсовой работы является анализ функционирования налоговой политики Республики Беларусь и рассмотрение основных путей её совершенствования.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике…………… 5
1.1 Сущность налогов и их функции……………………………………....... 5
1.2 Принципы налогообложения…………………………………………….. 9
1.3 Понятие налоговой политики……………………………………………. 16
2 Характеристика налоговой политики Республики Беларусь……………. 19
2.1 Уровни налоговой системы Республики Беларусь…………………….. 19
2.2 Анализ налоговой политики Республики Беларусь………………......... 23
2.3 Основные перспективы развития налоговой политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………….... 33
Список использованных источников…………………………………..…… 34
Приложение А. Основные налоги, сборы и отчисления в Беларуси……… 35

Работа содержит 1 файл

1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

    4) отмена действующих в настоящее время в составе местных налогов и сборов так называемых «оборотных» налогов – налога на услуги, налоги с продаж товаров в розничной торговле

    В рамках совершенствования налоговой  системы Республики Беларусь 16 ноября 2005 года Палатой представителей был принят закон новой редакции Закона Республики Беларусь «О подоходном налоге с физических лиц».

    Следует отметить, что депутаты Палаты представителей анализировали возможность применения единой ставки подоходного налога в  размере 13%, снижение её до 11%, а также введение в республике двухуровневых дифференцированных ставок в размере 10-15%. Расчеты показали, что основная масса плательщиков облагается подоходным налогом по минимальной ставке – 9%, и только незначительное количество подпадает под более высокие ставки. Иначе говоря, если перейти на российскую единую ставку, это приведет к увеличению суммы налога у абсолютного большинства физических лиц и, соответственно, к росту налоговой нагрузки на этих граждан более чем на 30%. Аналогичная ситуация складывается и при переходе на применение единой 11%-ной ставки либо двухуровневых дифференцированных ставок налога в пределах 10-15%. Следовательно, в каждых из указанных вариантов происходит перенос налоговой нагрузки по подоходному налогу с плательщиков налога, получающих большие доходы, на менее оплачиваемые категории населения. Поэтому было принято решение сохранить действующие прогрессивную шкалу и методику расчета налога. Это позволит избежать негативного влияния на доходную часть бюджета и не допустит переноса налогового изъятия с лиц, получающих высокие доходы, на граждан, имеющих незначительные размеры доходов [16, с.10].

    Предстоит серьезная реформа не только всей системы применяемых налогов  и сборов, но и законодательных  основ налогообложения в рамках подготовки к введению в действие Налогового кодекса Республики Беларусь, унифицированного с Налоговым кодексом Российской Федерации и направленного на создание единого правового пространства и равных условий налогообложения для юридических и физических лиц Беларуси и России. С принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь будет обеспечена стабильность и предсказуемость применяемой налоговой системы, а также защищенность и гарантированность прав налогоплательщиков.

    Реформа налоговой системы предполагает снижение объема перераспределяемых через государство средств, нейтральность, справедливость, прозрачность, простоту и недопущение двойного налогообложения. Создание налоговой системы, отвечающей таким требованиям, позволит значительно оптимизировать объем налоговых поступлений, рационализировать доходную часть бюджетов и определить потенциал белорусской экономики с точки зрения перераспределительных возможностей. Практика последних лет показала бесперспективность попыток устранения недостатков действующей налоговой системы путем внесения "точечных" изменений в налоговое законодательство. Проблема может быть решена только принятием единого, взаимосвязанного и комплексного документа, в котором достигается баланс интересов налогоплательщиков и государства с точки зрения выполнения им своих обязательств перед гражданами.

    Реформа в налоговой сфере будет проходить  по следующим основным направлениям:

    1) снижение налоговой нагрузки;

    2) упрощение налоговой системы,  сокращение числа и величины  налогов;

    3) ликвидация налоговых льгот;

    4) создание системы эффективного  налогового администрирования;

    5) проведения амнистии доходов  населения;

    6) упрощение бухгалтерского учета,  переход на международные стандарты  бухгалтерского учета, т.е. на  обязательное ведение бухучета реализованной продукции и прибыли по методу начислений вместо кассового метода учета при одновременном введении симметричного метода учета затрат по моменту возникновения обязательств;

       7)определение полномочий контрольных органов, их числа, функций и полномочий, а также прав и обязанностей налогоплательщиков при проведении проверок, запрет на проведение внеочередных проверок;

       8)определение правил и норм предоставления финансовой информации для независимого аудита и для СМИ.

    Налоговая нагрузка будет снижена за счет уменьшения предельных ставок налогов и сокращения числа налогов. Отмена многочисленных программ корпоративной помощи, инвентаризация инвестиционных проектов республиканского и местных бюджетов, ревизия расходных  статей бюджета (сокращение силовых структур, реформа государственной системы управления экономикой) позволит избежать резкого увеличения дефицита бюджета на переходном этапе. В среднесрочной перспективе, когда в большой степени определится налоговая база при новой налоговой системе, проводятся необходимые корректировки доходной и расходной частей бюджета. Многочисленные научные исследования показывают, что оптимальной с точки зрения обеспечения стабильного экономического роста и увеличения социального потенциала бюджета является система, в которой государственные расходы составляют не более 20% ВВП. В течение первых двух лет реформ объем государственных изъятий будет снижен до 30% с дальнейшим выходом на оптимальный показатель. Проведение налоговой реформы по вышеуказанным направлениям позволит в несколько раз сократить издержки по выполнению государственных требований, что эквивалентно снижению налоговой нагрузки еще на 30-50%. На первом этапе необходимо принятие законов, которые позволят выполнить государству свои базовые бюджетные обязательства.

    Простая налоговая система предполагает наличие минимального количества налогов  и простую универсальную методику их уплаты. Налоговая реформа будет  проходить в два этапа. На первом этапе основу налоговой системы  Беларуси составят следующие налоги:

    1) налог на добавленную стоимость: три ставки 0, 10 и 20%;

    2) налог на доходы физических лиц: одна плоская ставка 10%;

     3) акцизный налог: ставки 10 - 90% (на сигареты и крепкие спиртные напитки);

  1. налог на прибыль юридических лиц: единая ставка 24%;

     5) регрессивный социальный налог: 35% (месячный доход до 100 долл.), 30% (месячный доход 101 - 200 долл. в месяц), 20% (месячный доход 201 - 500 долл. в месяц), 10% (месячный доход 501 долл. в месяц и выше);

   6)таможенные пошлины: три ставки - 0, 5, 10% с выходом на среднюю таможенную ставку в 10%;

  1. налог на собственность (недвижимость и землю): ставка 5%.

    Для малых предприятий и частных  предпринимателей вводится система  патента, предполагающая одноразовую  уплату налога в бюджет, исходя из торгового оборота прошлого периода с последующим его пересчетом по результатам деятельности за отчетный период. Правительство определяет максимальный размер единой ставки патентного платежа на все виды предпринимательской деятельности.

    Уже на первом этапе налоговой реформы будут проведены мероприятия по оптимизации количества налоговых платежей, унифицированы ставки налогов и платежей, отменены налоговые льготы по уплате основных налогов и платежи в целевые бюджетные фонды, преобразована система распределения доходов. Таким образом, налоговая нагрузка будет снижена. 
На втором этапе предполагается снизить ставку налога на прибыль для юридических лиц до 10%, унифицировав ее со ставкой плоского подоходного налога на физических лиц. Налог на прибыль платят только корпорации, с числом акционеров свыше 50 человек. Малый и средний бизнес платит подоходный налог на доходы. Средняя ставка импортных таможенных пошлин сокращается до уровня 7%. Таким образом, на втором этапе налоговая нагрузка в ВВП будет еще более снижена.

    В Беларуси свыше 4 млн. людей получают различного рода льготы. Они носят  безадресный характер и не способны защитить малоимущих граждан в условиях экономического кризиса. Пересмотр  системы социальной поддержки и  одновременная отмена корпоративных льгот направлены на выявление тех, кто действительно нуждается в помощи государства. Сегодняшняя система распыляет помощь, оказывая поддержку среднему классу и людям с высоким доходом. Ликвидация налоговых льгот направлена на расширение налоговой базы, упразднение основы для коррупции и для увеличения транзакционных издержек, создание равных условий хозяйствования субъектам всех форм собственности вне зависимости от их происхождения. Данная мера позволит значительно сократить расходы бюджета и сконцентрировать средства на социальной составляющей реформ. В соответствующих законодательных актах (закон "О правительстве", "О местных органах власти", "О президенте", "О Парламенте") необходимо определить жесткие условия для предоставления адресной социальной помощи, а также полномочия данных органов власти в области планирования расходов и доходов бюджета. Также предполагается создание равных условий хозяйствования для экономических агентов всех форм собственности, отмена особого порядка доступа к государственным ресурсам, отмена гарантированного госзаказа для отдельных предприятий без проведения конкурса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

    Налоги - одно из важных понятий экономической  науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и в силу этого в экономической теории их следует рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе.

Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.

    Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогом свойственно две  основные функции: фискальная, экономическая  или регулирующая. Некоторые авторы выделяют и другие функции налогов.

    Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости  от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

    Формирование  налоговой политики и создание налоговой  системы происходят одновременно с  развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием  банковской сферы, денежно-кредитной  политики и т.п..

    Действующая в Республике Беларусь налоговая  система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение  недостаточно отражало особенности  переходного периода, а также  необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста.

    Программой  социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы в области бюджетно-налоговой  политики предусмотрено совершенствование  налогового законодательства, основными целями которого являются снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

    Основные  направления остаются неизменными - это ее упрощение, расширение налоговых баз, сокращение числа налогов, упорядочение льгот, организационное совершенствование и техническое оснащение налоговых органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

    1 Гюрджан В.А. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях. Мн.: ПЧУП «Светоч»,2002. с. 256.

    2 Закон республики Беларусь от 20.12.1991 №1323-12 «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь,1992 г., №4. ст.75)

    3 Налоговая политика. Выбор форм и приоритетов// Финансы. Учёт. Аудит. №2 февраль 2006.

    4 Общие правила исчисления налога на добавленную стоимость// Экономика. Финансы. Управление №11, 2006

    5 «Методологические вопросы разработки проекта национальной стратегии»// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №4, 2007

    6 Развитие налоговой службы Республики Беларусь// Вестник по налогам и сборам Республики Беларусь. 2005г. №28.

    7 Социально - экономическое развитие РБ в I квартале 2006 года // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь № 5, 2006

    8 Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009 ( Стат. сб.) Мн.: Минстат Республики Беларусь, 2009

    9 Шмарловская Г. А. Концепция налогообложения в условиях перехода у рыночной экономике. Мн.,1996.

    10 «Фискальная политика»// Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №5, 2008

    11 Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №2 ,2008

    12 Юткина Г. Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. М,1998. с. 429

    13 Волчек А. А. Основные налоги, сборы и отчисления в Беларуси /  А. Волчек // Финансовый директор. – 2009. - №1. - С. 13-21

    14 Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №1, 2011. – С.10-16

    15 Финансы, учёт, аудит. - 2010. - №2. – С.5-13

    16 Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №8, 2010. – С. 45-47

    17 Владимиров С. А. О некоторой обобщенной макроэкономической модели // Экономика и управление. – 2010. - №1. – С.17-22

    18 Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №1, 2009. – С.68-79

    19 Финансы, учёт, аудит. - 2009. - №11. –  С.3-7 
 
 
 
 

Информация о работе Налоговая политика