Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Объектом и предметом исследования является налоги и налоговая политика.
Целью написания курсовой работы является анализ функционирования налоговой политики Республики Беларусь и рассмотрение основных путей её совершенствования.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике…………… 5
1.1 Сущность налогов и их функции……………………………………....... 5
1.2 Принципы налогообложения…………………………………………….. 9
1.3 Понятие налоговой политики……………………………………………. 16
2 Характеристика налоговой политики Республики Беларусь……………. 19
2.1 Уровни налоговой системы Республики Беларусь…………………….. 19
2.2 Анализ налоговой политики Республики Беларусь………………......... 23
2.3 Основные перспективы развития налоговой политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………….... 33
Список использованных источников…………………………………..…… 34
Приложение А. Основные налоги, сборы и отчисления в Беларуси……… 35

Работа содержит 1 файл

1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

    В условиях высокоразвитых рыночных отношений  налоговая политика используется государством для перераспределения налогового внутреннего продукта в целях  изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

    Главным субъектом налоговой политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой выявления сущности налоговой политики являются налоговые  отношения, а их основой — отношения  между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

    Каждый  налог в системе финансово-налоговых  отношений выполняет определённую функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны  и представляют целостную систему  налоговых отношений.

    Участвуя  в формировании централизованного  фонда денежных ресурсов государства, налоги должны воздействовать на экономическую  деятельность хозяйствующих субъектов, стимулировать экономический рост, улучшения качества продукции. Исторический опыт показывает, что налоги при обоснованном применении способствуют эффективности производства, при ошибочном — наносят непоправимый вред.

    Важное  значение в экономике и налоговой  политики государства играет система  налоговых стимулов, являющихся основными  рычагами воздействия государства на производство через поощрение — за хорошие показатели работы и применение санкций — за нарушения.

    В результате задачами налоговой политики являются: обеспечение государства  финансовыми ресурсами; создание условий  для регулирования экономики страны в отраслевом и региональном разрезах; сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

    Выделяется  три типа налоговой политики. Первый тип — это политика максимальных налогов. При этом существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и не даст ожидаемого прироста государственных доходов. Предельная ставка налогов в валовом внутреннем продукте зависит от множества факторов, но по данным зарубежных ученых она не должна превышать 50% ВВП.

    Второй  тип — это политика оптимальных  налогов, которая способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат. Но максимальное выведение предпринимательства из — под налогообложения ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные доходы сокращаются.

    Третий  тип — это налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

    При эффективной экономике все названные  типы налоговой политики, как правило, успешно сочетаются. Для Беларуси характерен первый тип налоговой  политики в сочетании с третьим.

    Основными задачами, решаемыми финансовой системой в процессе реализации налоговой политики на нынешнем этапе развития государства, являются: соответствие экономическим законам; налоговая поддержка решений, содействующих ускорению рыночных реформ, и макроэкономическая стабилизация; определение налогооблагаемой базы и источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов роста. При этом намечаются объёмы финансовых ресурсов, выверяется оптимальное и сбалансированное соотношение между доходами государства и хозяйствующих субъектов; определяется доля участия физических лиц в формировании доходов государственного бюджета; стимулируются процессы приватизации, структурной перестройки экономики, развития приоритетных направлений оздоровления экономики, стабилизации и создания базы для эффективного развития экономики; вырабатывается налоговый механизм реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.

    Изменяя налоговую политику, манипулируя  налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Цель такого регулирования — создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности (особенно инвестиционной) компаний, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения капитала.

    В основе налоговой политики и налогового механизма обычно содержится стратегическая концепция, разработанная видными  экономистами. Ее правильность проверяется  практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при реализации, то ее заменяют новой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Характеристика налоговой  политики Республики  Беларусь 
 

    2.1 Уровни налоговой системы Республики Беларусь 
 

    Налоговая система Республики Беларусь начала свое формирование после провозглашения независимости республики и в  сущности является ровесником нашего суверенного государства. С обретением независимости Республика Беларусь в соответствии с избранной моделью социально- экономического развития встала на путь крупномасштабного реформирования экономики.

    В настоящее время в Республике сложилась двухуровневая налоговая  система, состоящая из республиканских  налогов, сборов (пошлин) и местных  налогов и сборов.

    К республиканским налогам, сборам относятся:

    1) налог на добавленную стоимость;

    2) акцизы;

    3) налог на прибыль;

    4) налог на доходы;

    5) подоходный налог с физических лиц;

    6) экологический налог;

    7) налоги с пользователей природных ресурсов;

    8) налог на имущество;

    9) земельный налог;

    10) дорожные налоги и сборы;

    11) таможенная пошлина и таможенные сборы;

    12) гербовый сбор;

    13) оффшорный сбор;

    14) консульский сбор;

    15) экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;

    16) государственная пошлина;

    17) регистрационные и лицензионные сборы;

    18) патентные пошлины.

    Согласно  данному перечню поступления  по указанным налогам обеспечивает преобладающую часть доходов  бюджета Республики Беларусь.

    Порядок исчисления и уплаты налога и уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов установлен Законами «О налоге на добавленную стоимость» от 16.11.1999 г. и «Об акцизах» в редакции от 30.12.1997 г.

    Указанный перечень четко разделяет налоги на доходы прибыль, установленные Законом «О налогах на доходы и прибыль» от 22.12.1991 г.

    В структуре налоговых поступлений  ведущая роль принадлежит НДС  и налогу на прибыль, суммарно составляющим около 40% всех поступлений за 2010 г.

    Рассмотрим  сущность налога на добавленную стоимость (НДС).

    НДС представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В итоге налогооблагаемая база для НДС составляет разницу между ценой реализации продукции и ценой покупных материальных ценностей.

    Объектом  обложения налогом выступает  прирост цены изделия в процессе его производства или доработки  сверх цены, по которой материалы или услуги, использованные при изготовлении данного товара, были приобретены у поставщиков. То есть налогом облагается только новая стоимость. Все развитые страны широко используют этот налог для регулирования производственных процессов.

    Круг  плательщиков охватывает юридические  и физические лица, осуществляющие крупные сделки. Объектами обложения  выступают оборот товара и величина оказываемых за вознаграждения услуг, то есть сфера производства потребительских  товаров и услуг, торговля и другие виды коммерческой деятельности. Налог взимается на каждом этапе реализации продукта при его продвижении по технологической цепочке от первичного изготовителя до конечного потребителя. Налогооблагаемая база – стоимость товаров (услуг), добавленная обработкой на каждой стадии производства и распределения. Она включает заработную плату с начислениями, амортизацию, проценты за кредит, прибыль. Расходы общего характера (реклама, транспорт, и другие), то есть объектом налога является добавленная стоимость. Стоимость средств производства исключается из облагаемого оборота.

    Основная  ставка НДС в Республике Беларусь – 18%, кроме того пониженная ставка в размере 10%, освобождение от уплаты налога, и ставка в размере 0%, предусматривающее  возмещение из бюджета НДС, уплаченного поставщиками за использованное в производстве оборудование, сырье и материалы. Наиболее широко используется пониженная ставка –10%

    Стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета  акцизов, в случае установления адвалорных ставок акцизов; по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:

    1) объем ввозимых товаров подакцизных товаров в натуральном выражении в случае применения твердых (специфических) ставок акцизов;

    2) таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление – подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

    В основной перечень подакцизных товаров  входят: ликеро-водочная продукция, табачные изделия, микроавтобусы и автомобили легковые, нефть сырая, бензины автомобильные, дизельное и печное топливо.

    В блоке прямых налогов с юридических  лиц выделяются по значению и роли налог на прибыль предприятия  и организаций и налог на доходы.

    Указанный вид налога, как экономическая, категория  имеет двойное значение: это фискальное и регулирующее.

    Во-первых, налог является важным доходным источником бюджета. Во-вторых, налог на прибыль  играет роль экономического инструмента  регулирования экономики. Государство, лишенное собственности, не способно управлять производством административными методами, поскольку они не подкрепляются экономическими стимулами. Управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическими методами, набором элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Посредством этих рычагов государство оказывает влияние на развитие производства: стимулирует либо сдерживает. На данном этапе этот налог слабо выполняет регулирующую функцию из-за слабости налогооблагаемой базы. В системе налогообложения особое место занимают налоговые льготы, которые имеют большое значение: с одной стороны, они облегчают финансовое положение плательщика, а с другой – выполняют регулирующую роль. С помощью льгот государство оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на процесс производства. Льготы дают плательщику дополнительный капитал для производственных нужд.

    Налог на доходы делится на:

    1) дивиденты и приравненные к ним доходы юридических лиц, которые облагаются по ставке 15%. Налог удерживается у источника дохода.

    2) Налоги на доходы в отдельных сферах деятельности. Доходы банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, а также доходы иных юридических лиц от операций с ценными бумагами облагаются налогом на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности. Налог уплачивается по ставке 30% кредитно-финансовыми учреждениями и страховыми организациями и 40% иными юридическими лицами на доходы от операций с ценными бумагами. Уплата налога на доходы заменяет уплату НДС и налога на прибыль.

Информация о работе Налоговая политика