Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Объектом и предметом исследования является налоги и налоговая политика.
Целью написания курсовой работы является анализ функционирования налоговой политики Республики Беларусь и рассмотрение основных путей её совершенствования.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике…………… 5
1.1 Сущность налогов и их функции……………………………………....... 5
1.2 Принципы налогообложения…………………………………………….. 9
1.3 Понятие налоговой политики……………………………………………. 16
2 Характеристика налоговой политики Республики Беларусь……………. 19
2.1 Уровни налоговой системы Республики Беларусь…………………….. 19
2.2 Анализ налоговой политики Республики Беларусь………………......... 23
2.3 Основные перспективы развития налоговой политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………….... 33
Список использованных источников…………………………………..…… 34
Приложение А. Основные налоги, сборы и отчисления в Беларуси……… 35

Работа содержит 1 файл

1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

    Ставки  государственной пошлины устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь

    К местным налогам и сборам относятся:

    1) налог с розничных продаж;

    2) налог за услуги;

    3) налог за рекламу;

    4) сборы с пользователей;

    Данные  виды налогов установлены статьей 9 Общей части Налогового кодекса  Республики Беларусь и устанавливают закрытый перечень налоговых платежей, которые могут быть введены местными органами власти на подведомственных или административных территориях. Указанное положений явно свидетельствует о совершенствовании налоговой системы, поскольку не позволяет допустить установления в каждой административной территориальной единице своих произвольных видов местных налогов и сборов, устанавливаемый законами Республики Беларусь на очередной бюджетный год, не был закрытым, а определяемые элементы налогообложения, налоговая база и ставки были размытыми.

    Обязательность  введения местными органами власти указанных  налогов и сборов Общей частью Налогового Кодекса не устанавливается, в связи с чем вопрос об их применении должен быть решен органами власти каждой из административных территориальных единиц самостоятельно.

    Плательщиками налога на продажу товаров в розничной  торговой сети являются юридические  лица, индивидуальные предприниматели, а также участники договора о  совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел по этой деятельности или получившие выручку от этой деятельности до ее распределения.

    Объектом  обложения налогом на продажу  является выручка от реализации товаров  в розничной торговой сети, за исключением  социально значимых товаров, определяемых Советом министров Республики Беларусь.

    Ставки  налога на продажу товаров устанавливаются  в размере 5% выручки от реализации товаров иностранного производства и подакцизных товаров;

    15% выручки от реализации товаров  иностранного производства за исключением подакцизных товаров.

    Плательщиками налога на услуги являются организации, определенные пунктом 2 статьи 13 Налогового кодекса Республики и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных единиц Могилевской области операции по оказанию услуг, являющиеся объектом налогообложения.

    Объектом  налогообложения налогом на услуги являются операции по оказанию плательщиками  услуг: рынков, ярмарок, выставок- продаж, гостиниц, ресторанов, баров, кафе, дискотек, бильярдных, боулинг-клубов, парикмахерских, соляриев, косметических салонов, с недвижимым имуществом, сотовой радиотелефонной и радиопейджинговой связи, кабельного телевидения, по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

    Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками услуг  без включения в них налога на услуги.

    Налоговые ставки налога на услуги устанавливаются  в размере:

    5% налоговой базы при оказании  услуг:

    1) рынков, ярмарок, выставок-продаж;

    2) гостиниц, баров, ресторанов, кафе, дискотек, парикмахерских, косметических салонов;

    3) по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, сотовой радиотелефонной и радиопейджинговой связи.

    10% налоговой базы при оказании  услуг:

    4) кемпингов, отелей, бильярдных, боулинг-клубов, соляриев, с недвижимым имуществом, кабельного телевидения.

    Налоговая база определяется в зависимости  от объекта налогообложения.

    Налоговые ставки устанавливаются в зависимости  от объекта налогообложения в  процентах от налоговой базы и (или) в размерах, кратных базовой величине [6, c.2]. 
 
 

    2.2 Анализ налоговой политики Республики Беларусь  
 
 

    Проанализируем  динамику налоговых поступлений  в консолидированный бюджет Республики Беларусь за 2006-2010гг.

    За 2009 год в консолидированный бюджет поступило 48049,9 млрд. рублей доходов с учётом доходов Фонда социальной защиты населения (далее — ФСЗН), или 103,0% годового плана (за 2008 год — 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счёт налога на добавленную стоимость, таблица 2.1. 

Таблица 2.1 - Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2006-2010гг., млрд. рублей

Наименование 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Доходы - всего 23004,2 30824,9 38391,2 48048,9 47986
Налоговые доходы, из них 16751,4 22330 26929 34235,6 34181,4
Подоходный  налог 1403,8 1882,3 2480,1 3081 2820,2
Налог на прибыль 1629,7 2376,9 3140,8 3837,1 573,8
Налоги  на собственность 957 1148,6 1268,4 1519,2 1489,8
НДС 3854,5 5909 7364,8 8669,6 8523,7
Акцизы 1125,8 1368 2829,7 3045,9 2948
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 1094,8 1682,3 2068,7 6281,3 7436
           

Примечание  — Источник-[15, с.456] 

    В январе-сентябре 2010 года в консолидированный бюджет поступило 47 986 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения, или 85,2% годового плана (за аналогичный период 2009 года — 76,3% годового плана). В реальном выражении это на 21,9% больше, чем за январь-сентябрь 2009. Отношение консолидированного бюджета к ВВП (централизация доходов) в январе-сентябре 2010 года составило 51,5% (в январе-сентябре 2009 года — 49,4%).

    Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета.

    В январе-сентябре 2010 года опережающими темпами по сравнению с тем же периодом 2009 года увеличился ВВП (на 10,7%), еще более значительно возросли выручка от реализации продукции, работ, услуг (на 22,6% в реальном выражении), прибыль до налогообложения (в 1,6 раза). Розничный товарооборот возрос на 22,7% вместо 13,7% в январе-сентябре 2009 года, объем внешней торговли товарами и услугами - на 53,9% вместо 21% за аналогичный период 2009 года.

    За 2010 год динамичность доходов составила 1,043, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП, и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (за 2009 год динамичность доходов была 1,037).

    Ниже  приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за 2008-2010 годы, таблица 2.2. 

Таблица 2.2 — Динамика структуры  налоговых поступлений  в консолидированный  бюджет Республики Беларусь в 2008-2010 гг.,%

Показатели     2008 год     2009 год   2010 год
Налоговые доходы — всего в том числе:     70,1     71,3     71,2
Налоги  на доходы и прибыль      16     15,5     17
в т.ч. - подоходный налог     6,5     6,4     5,9
Налоги  на фонд заработной платы      1,8     0     0
Налоги  на собственность     3,3     3,2     3,1
Налоги  на товары и услуги     38,4     35     31,7
в т.ч. – НДС     19,2     18     17,8
Акцизы     7,4     6,3     6,1
Налоговые доходы от внешнеэконом. Деятельности  
    5,4
 
    13,1
 
    15,5

Примечание  — Источник-[15, с.432] 

    Как видно из таблицы 2.2, в 2007 году налоговые  доходы выросли на 1,2 п.п. По сравнению  с 2006 годом (учитывая отмену налогов  на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД). Основными доходными источниками консолидированного бюджета в 2008 году были НДС, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 48,9%. При этом 17,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налогов на добавленную стоимость, 15,5% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

    Задача  по снижению налогового бремени стоит  и в текущем году. Более того, бюджет 2009 года является бюджетом развития. Происходит мобилизация всех внутренних резервов экономики и их преимущественное перераспределение в реальный сектор на модернизацию и расширение производственных мощностей предприятий, создание новых конкурентоспособных производств. Перед налоговым ведомством стоит непростая задача — в условиях сокращения налогового бремени обеспечить поступление в бюджет в полном объеме. В данной связи подчеркнута, что любая либерализация налогового законодательства должна сопровождаться повышением уровня собираемости налогов. Только так в современных условиях можно обеспечить надежный фундамент стабильных поступлений в казну государства.  
 
 

    2.3 Основные перспективы развития налоговой политики

    Республики  Беларусь 
 
 

    Основные  цели налоговой политики республики на предстоящие несколько лет  определены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В целом – это дальнейшее совершенствование налоговой системы, снижение налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках, формирование единого налогового законодательства Союзного государства Беларуси и России.

    В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. основными задачами в сфере  налогового регулирования являются упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки на экономику. Меры по оптимизации налоговой системы можно оценить как эффективные: за последние годы были отменены 12 различных налогов и сборов, упрощено взимание налогов на добавленную стоимость, на прибыль, экологического и подоходного, госпошлины и арендной платы за землю. В текущем году также отменены местные сборы с пользователей за осуществление торговли, строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц и за размещение наружной рекламы на иностранном языке; отчисления в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки, а также один из оборотных налогов – налог пользователей автомобильных дорог. Тем не менее, снижения налоговой нагрузки на экономику не произошло: по результатам исполнения бюджета республики за 2010 г. доходы консолидированного бюджета составили 54,7% ВВП. Таким образом, уровень централизации финансовых ресурсов государством сопоставим с аналогичными показателями некоторых стран с развитой экономикой, и является более высоким, чем в некоторых странах СНГ. В связи с этим необходимо продолжать работу по сокращению налоговой нагрузки, тем более что за ряд последних лет бюджет республики исполняется профицитом.

    Бюджет  текущего года сформирован в соответствии с целями и задачами социально-экономического развития республики и сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущих лет: расходы социального характера составил в январе-марте 2010 г. более половины расходов – 58,6

    В дальнейшем упрощение налоговой  системе Республике Беларуси необходимо проводить по следующим основным направлениям:

    1) сокращение количества применяемых налогов, сборов (пошлин)

    2) максимальное придание налоговым законом характера документов прямого действия

    3) сокращение налоговых льгот

    4) повышение привлекательности упрощённых систем налогообложения для субъектов малого предпринимательства

    5) кодификация налогового законодательства

    Непосредственно признано необходимым реализовать  следующие мероприятия:

    1) отмена сбора на формирование местных бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (по ставке 0,4%)

    2) отмена сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (по ставке 0,5%)

    3) отмена налога с продаж автомобильного топлива и налога на приобретение бензина и дизельного топлива с увеличением ставок акцизов на автомобильное топливо

    4) установление закрытого перечня местных налогов и сборов с определением для каждого из них необходимых элементов (плательщики, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы, порядок исчисления и уплаты)

    5) перевод банков на общие условия налогообложения прибыли

    Мероприятия по упрощению налоговой системы, подлежащие реализации в ближайшей  перспективе, признано необходимым  осуществлять в рамках доработки и принятия Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь.

    В указанном документе, в частности, планируется предусмотреть:

    1) отказ от применения налога на недвижимость в частности незавершенного правительства

    2) отказ от применения налога на доходы страховых организаций и организаций, осуществляющих операции с ценными бумагами

    3) замена налога на недвижимость налогом на имущество, которым будут облагаться только такие категории основных фондов, как здания и сооружения

Информация о работе Налоговая политика