Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Объектом и предметом исследования является налоги и налоговая политика.
Целью написания курсовой работы является анализ функционирования налоговой политики Республики Беларусь и рассмотрение основных путей её совершенствования.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике…………… 5
1.1 Сущность налогов и их функции……………………………………....... 5
1.2 Принципы налогообложения…………………………………………….. 9
1.3 Понятие налоговой политики……………………………………………. 16
2 Характеристика налоговой политики Республики Беларусь……………. 19
2.1 Уровни налоговой системы Республики Беларусь…………………….. 19
2.2 Анализ налоговой политики Республики Беларусь………………......... 23
2.3 Основные перспективы развития налоговой политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………….... 33
Список использованных источников…………………………………..…… 34
Приложение А. Основные налоги, сборы и отчисления в Беларуси……… 35

Работа содержит 1 файл

1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ 
 
 

    Курсовая  работа: 34 с., 2 табл., 21 источник, 1 прил. 

    НАЛОГ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ  БЮДЖЕТ, АКЦИЗЫ. 

    Объектом  и предметом исследования является налоги и налоговая политика.

    Целью написания курсовой работы является анализ функционирования налоговой политики Республики Беларусь и рассмотрение основных путей её совершенствования. 

    Автор подтверждает, что весь аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 

                                                                                                          _____________________

                                                                                                           (подпись студента)

 

    СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике…………… 5
1.1 Сущность налогов и их функции……………………………………....... 5
1.2 Принципы налогообложения…………………………………………….. 9
1.3 Понятие налоговой политики……………………………………………. 16
2 Характеристика налоговой политики  Республики Беларусь……………. 19
2.1 Уровни налоговой системы Республики Беларусь…………………….. 19
2.2 Анализ налоговой политики Республики  Беларусь………………......... 23
2.3 Основные перспективы развития налоговой политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………….... 33
Список использованных источников…………………………………..…… 34
        Приложение  А. Основные налоги, сборы и отчисления в Беларуси………
35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

    Актуальность  темы исследования обусловлена особым интересом к сфере правового  регулирования финансовых отношений, что связанно с поиском оптимальных моделей построения экономической системы в Республике Беларусь. В этой связи особое внимание неизменно привлекает налоговая проблематика, поскольку вопросы совершенствования налогового законодательства, реформирования системы налогов и сборов составляют ключевые проблемы экономической политики государства.

    Изучение  основ и опыта организации  системы налогов и сборов создает  условия для более эффективного выявления позитивных и негативных сторон в современном правовом регулировании финансовых отношений.

Исследования  основных направлений налоговой  политики и налогового законодательства позволит провести более тщательную оценку ситуации, сложившейся в современном  налогообложении, будет способствовать выработке наиболее эффективных приемов проведения налоговой политики в Республике Беларусь в наши дни.

    Целью написания данной курсовой работы является изучение налоговой системы и  налоговой политики Республики Беларусь в современной экономике.

    Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы и концепции налоговой системы и налоговой политики;
  2. Изучить особенности и тенденции развития налоговой системы и приоритеты налоговой политики Республики Беларусь;
  3. Изучить направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь

    В курсовой работе применяются аналитические  и статистические методы исследования и обработки данных.

    При написании работы были использованы следующие литературные источники: учебные пособия по налогам; общей теории финансов; специальная литература по теме работы; журналы Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике

    1. Сущность  налогов и их функции

    Налоги  как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Они не только являются основной формой доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере. Поэтому изучение истории становления налоговых систем разных стран является исключительно важным и необходимым звеном в формировании эффективной налоговой политики любого государства.

    Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует средств.

    Экономическая сущность налогов непосредственно  вытекает из сущности финансов; налог  определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Налоги, в качестве перераспределительной категории, являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги. Сущность налогов связана с тем, что государство, выражая интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом для государственного регулирования социально - экономических процессов в качестве средства взаимодействия используется финансово-бюджетный механизм и его составная часть – налоги [5, c. 37].

    В своем движении совокупный общественный продукт и национальный продукт проходят четыре фазы: производство, распределение (первичное и вторичное), обмен и потребление. Каждая из фаз характеризуется присущими только ей производственными отношениями. Налоги возникают и функционируют только на второй фазе – распределения, а точнее перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода, отражая определенную сторону экономической деятельности, связанную с процессом изъятия перераспределяемой части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме в пользу государства. Налоги носят объективный характер, поскольку связаны непосредственно с объективной деятельностью и функционированием государства и отображают реально существующие финансовые отношения. Налоги являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями, обладают свойствами, присущими другим финансовым категориям, и дают ключ к пониманию финансовой системы в целом. В то же время налоги имеют признаки, которые выделяют их. Например, налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Источником налогов хозяйствующих субъектов выступает прибавочный продукт, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, часть которого поступает хозяйствующему субъекту для расширенного воспроизводства. Первая часть прибавочного продукта в процессе первичного распределения находится вне налоговых отношений. Вторую часть получает государство посредством принудительного перераспределения прибавочного продукта в свою пользу. Налог в этих условиях является для государства главным методом мобилизации части прибавочного продукта.

    Принимая  участие в перераспределительном  процессе, налоги или налоговые отношения предполагают наличие двух субъектов: налогоплательщика и государства, между которыми возникает движение стоимости.

    Именно  прямое безвозмездное движение стоимости  в денежной форме является объектом налоговых отношений, а их особенность  состоит в том, что налоговые отношения носят односторонний характер – от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, то есть плательщик конкретно за свой платеж ничего не получает. Налоги в этом качестве обладают специфической формой производственных отношений и оказывают влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы.

    Функцией  любой экономической категории  раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налога –  это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств и именно функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения дохода.

    В теории налогообложения выделяется, как правило, несколько функций налогов:

    1) распределительная

    2) фискальная

    3) стимулирующая

    4) контрольная

    Распределительная функция обеспечивает процесс перераспределения  части совокупного общественного  продукта, главным образом чистого  дохода, и направления части его на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другой его части – в централизованный фонд государственных ресурсов, то есть в бюджет государства, в форме налогов. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особо централизованного инструмента распределительных отношений: через налоги идет формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций государства – политических оборонных, внешнеэкономических, социальных, природоохранных и других. Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально она носила сугубо фискальный характер, но с развитием государства стала активно участвовать в организации хозяйственной жизни и развития экономики. У этой функции появилось регулирующее свойство, и оно становится значимым, поэтому можно рассматривать эти процессы как проявление регулирующей функции налогов. Регулирующая функция обоснована тем, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

    Необходимость регулирования экономических процессов  порождена функциями государства  по регулированию экономики. Регулирующая функция неотделима от других функций, особенно от фискальной. Фискальная функция – это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах развития и проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности..

    Фискальная  роль налогов характеризуется также  поступлением финансовых санкций в  государственный бюджет и составляет часть расходов государства на содержание налоговых служб. В фискальной функции  заложены экономические стимулы, так  как сформированные преимущественно налоговым методом бюджетные ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы: обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и другие потребности общества. Но главным объектом налогового стимулирования несомненно является производство.

    Не  менее важное значение в современном  обществе приобретает и стимулирующая  функция. Она заключается в том, что государство посредством  предоставления льготных налоговых  режимов направляет деятельность субъектов  предпринимательства, граждан как плательщиков налогов в русло избранных в обществе приоритетов. Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.

    Льготы  по налогам и сборам устанавливаются  Президентом Республики Беларусь и  налоговым кодексом.

    Индивидуальные  льготы представляются в виде, порядке  и на условиях, определяемых Президентом.

    Необходимо  отметить, что местные Советы депутатов  или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе представлять льготы только по налогам и сборам, полностью уплачиваемым в местные  бюджеты.

    Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности, срочности и платности.

    Налоговое регулирование предполагает также ряд действий, которыми является экономический анализ и контроль. Таким образом налогам как и финансам отводится еще и контрольная функция.

Информация о работе Налоговая политика