Налоговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:28, курсовая работа

Описание работы

Объектом и предметом исследования является налоги и налоговая политика.
Целью написания курсовой работы является анализ функционирования налоговой политики Республики Беларусь и рассмотрение основных путей её совершенствования.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике…………… 5
1.1 Сущность налогов и их функции……………………………………....... 5
1.2 Принципы налогообложения…………………………………………….. 9
1.3 Понятие налоговой политики……………………………………………. 16
2 Характеристика налоговой политики Республики Беларусь……………. 19
2.1 Уровни налоговой системы Республики Беларусь…………………….. 19
2.2 Анализ налоговой политики Республики Беларусь………………......... 23
2.3 Основные перспективы развития налоговой политики Республики Беларусь……………………………………………………………………….. 28
Заключение………………………………………………………………….... 33
Список использованных источников…………………………………..…… 34
Приложение А. Основные налоги, сборы и отчисления в Беларуси……… 35

Работа содержит 1 файл

1 Роль налогов и налоговой политики в рыночной экономике.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

    Контрольная функция, как правило, способствует количественному и качественному  отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы [5,c.89]. 
 
 

    1.2 Принципы налогообложения 
 
 

    Основные  принципы налогообложения в настоящее время определены статьей 2 Общей части Налогового кодекса республики Беларусь. К числу правовых принципов налогообложения необходимо отнести:

    1 Принцип законности в налоговых отношениях.

    С одной стороны, государство, все  его органы и должностные лица действуют в сфере налогообложения в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Законность установления налогов и сборов – необходимое условие предъявления требования их уплаты – следует понимать как установление их в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь. С другой стороны, граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, возложенных на них Конституцией.

    2 Принцип социальной ориентированности и экономической обоснованности, соразмерности налогообложения.

    В Конституции Республики Беларусь говорится  об ответственности государства  перед гражданином за создание условий  для свободного и достойного развития личности, о предоставлении всем равных возможностей свободного использования  способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечении направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях, гарантированности права собственности. Данные конституционные положения накладывают ограничения на права государства в сфере налогообложения.

    Налоговый кодекс, развивая положения Конституции  Республики Беларусь, запрещает установление налогов, сборов, пошлин, нарушающих экономическую  стабильность, в том числе создающих условия для монополизации товарных, финансовых рынков, рынков рабочей силы, ограничения конкуренции между субъектами экономической деятельности либо создающих для них иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой не запрещенной законодательными актами деятельности.

    3 Принцип равенства в налогообложении.

    Налогообложение – законная форма ограничения  прав собственника имущества либо обладателя иных вещных прав на имущество (права  хозяйственного ведения, права оперативного управления). Однако такое ограничение должно осуществляться в рамках требований Конституции Республики Беларусь об обеспечении равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности. Кроме того, конституционный принцип равенства всех перед законом (ст. 22 Конституции Республики Беларусь) в сфере экономических отношений реализуется в требовании Конституции Республики Беларусь о предоставлении всем равных прав для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. А также в конституционной гарантии равных возможностей свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Отсюда требование равенства в налогообложении. В частности, недопустимой является дискриминация в налоговых отношениях посредством взимания налогов и сборов (пошлин) в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений. Участия или неучастия в политических партиях и иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения лица.

    4 Принцип всеобщности налогообложения развивает принцип равенства в налогообложении и означает возложение налогового бремени на всех субъектов при наличии соответствующих объектов налогообложения. Однако в силу регулирующей функции налогов, социальной ориентированности и экономической обоснованности налогообложения не исключается установление тех или иных особенностей налогообложения отдельных налогоплательщиков или их категорий.

    Так, например, по общему правилу, закрепленному  в части первой ст. 3 Закона «О таможенном тарифе» в редакции от 5 декабря 1997 г., ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению  в зависимости от физических, юридических  лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, видов сделок и других факторов. Из этого правила названный закон устанавливает ряд исключений:

    1) ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое (дифференциация ставок) в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь в соответствии с настоящим Законом тарифных льгот ( тарифных преференций)

    2) в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные пошлины (защитная мера при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств или их союзов);

    В настоящее время в Республике Беларусь сложилась двухуровневая  система нормативно-правового регулирования  вопросов налогообложения.

    Первый  уровень представлен специальными законами Республики Беларусь по вопросам налогообложения, а также соответствующими декретами и указами Президента Республики Беларусь.

    Основой налоговой системы Республики Беларусь является Закон от 20.12.1991 г. «О налогах  и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который определяет общие правовые начала и регулирует порядок уплаты в бюджет Республики Беларусь налогов, сборов и пошлин всеми плательщиками.

    Указанный Закон дает определение понятия  «налоги и сборы», устанавливает  перечень общегосударственных налоговых  платежей, законодательно очерчивает права и обязанности плательщиков, а также регламентирует меры ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства. Механизм исчисления и уплаты каждого конкретного вида налога и сбора определяется специальными актами налогового законодательства (законами « О налоге на добавленную стоимость» в редакции от 16.11.1999 г., от 22.12.1991 г. «О налогах на доходы и прибыль» и другие.) Кроме того, на протяжении последних лет многие вопросы, связанные с введением либо отменой некоторых налогов и сборов, а также совершенствованием порядка исчисления и уплаты действующих платежей, решаются посредством принятия декретов и указов Президента Республики Беларусь.

    Второй  уровень нормативно-правового регулирования  вопросов налогообложения составляют решения Совета Министров Республики Беларусь, а также нормативные правовые акты уполномоченных органов республиканского и местного управления. Такая система нормативного регулирования налоговой сферы позволяет отечественному законодателю достаточно четко и оперативно реагировать на изменение экономической ситуации в республике, учитывать и нормативно регулировать вопросы, связанные со спецификой и особенностями различных категорий плательщиков.

    Вместе  с тем серьезным недостатком  отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов в нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации, отсутствием систематизированного понятийного аппарата, выражающего специфику экономического содержания налоговых отношений.

    В связи с этим основным направлением совершенствования механизма правового регулирования налоговых отношений в Республике Беларусь по аналогии с мировой практикой становятся кодификация налогового законодательства и принятие Налогового кодекса, обеспечивающего системное правовое регулирование налоговых отношений.

    Структурные элементы Налогового кодекса объединены в Общую и особенную части. При этом Общая часть закладывает нормативно-правовой фундамент функционирования всей отечественной налоговой системы. Именно в этой части регламентируется и систематизируется категориальный аппарат в налоговой сфере, декларируются основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулируются властные отношения по установлению, изменению, прекращению действия налогов, сборов, пошлин, определяются основания возникновения и прекращения прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, обеспечиваются единство и ясность процедур налогового обязательства, а также осуществления налогового контроля [5, c.45]. 
 
 
 

    1.3 Понятие налоговой политики  
 
 

    Государство влияет на различные стороны деятельности страны через внутреннюю внешнюю политику — социальную и культурную, оборонную и природоохранную, финансовую и техническую. Центральным звеном в этом перечне является финансовая политика, поскольку финансовыми ресурсами обеспечивается развитие всех других.

    Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно-кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики. Её главное назначение вытекает из сущности и функций налогов и состоит в изъятии государством части совокупного общественного продукта на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет. Таким образом, своё назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый (бюджетный) год при принятии бюджета; её проведение связано с принятием соответствующих законодательных и нормативных актов.

    Налоговая политика подчиняется решению социально-экономических  проблем, особенных для каждого этапа развития общества, зависящих от ряда объективных и субъективных факторов, влияющих на историческое развитие.

    Длительность  периода и характер решаемых задач  — вот те факторы, которые разделяют  налоговую политику на налоговую  стратегию и тактику.

    Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач.

    Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путём внесения изменений и дополнений в налоговую систему и налоговый механизм.

    В зависимости от масштаба и сферы  влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

    Внутренняя  налоговая политика проводится в  рамках одной страны или территориальной  единицы и предусматривает решение  внутренних задач.

    Внешняя налоговая политика направлена на избежание  двойного налогообложения, сближения, унификацию налоговых систем разных стран.

    В зависимости от механизма реагирования на изменения экономической сущности налоговая политика подразделяется на дискреционную и недискреционную, в соответствии с чем определяются механизм её функционирования, формы и методы налогового регулирования.

    Дискреционная налоговая политика проводится на основе решений правительства о манипулировании  налоговыми ставками или структурой налогообложения. Она используется для скорейшего прекращения спада экономики и поддержания равновесного состояния. В связи с этим дискреционную политику часто называют стабилизационной политикой. В зависимости от этапа экономического цикла она может быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая налоговая политика проводиться на этапе экономического подъёма с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Стимулирующая налоговая политика осуществляется в период спада общественного производства, при значительном уровне безработицы.

    Недискреционная налоговая политика осуществляется независимо от решений правительства, автоматически. Это становится возможным  благодаря «встроенным стабилизаторам» - механизмам, работающим в режиме саморегулирования.

Информация о работе Налоговая политика