Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь

Содержание

Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 160.43 Кб (Скачать)

Налоги  можно рассматривать как финансовые отношения налогоплательщиков с  бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах. Развивает и конкретизирует этот процесс налоговая система.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, установленных  государством и взимаемых с целью  создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также  совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Основы функционирования национальной системы налогообложения  находятся в зависимости от состояния  экономики и общественно-политической надстройки в переходный к рынку  период. При этом особое место в  создании системы налогообложения  рыночного типа занимают принципы ее построения.

Что касается налоговой системы Республики Беларусь, то ее формирование началось в 1992 году. Строилась она с учетом наиболее приемлемых для изменившейся в стране политической и экономической  обстановки зарубежных моделей налогообложения, а также российских нововведений в этой сфере. Первоначально налоговая  система включала 15 основных налогов, кроме того, юридические лица уплачивали 8 видов отчислений в различные  внебюджетные фонды. В дальнейшем налоговая  система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот.

К настоящему времени в республике практически создана систематизированная  нормативно-методическая база налогообложения, основу которой составляет принятый в 2002 году Налоговый кодекс.

Все это не означает, однако, что налоговая  система достигла своего совершенства. За все время существования налоговой  системы республики камень в нее  не бросал разве что ленивый, и, в  принципе, критика является оправданной. Перечень налогов и сборов достаточно велик, уровень налоговой нагрузки на экономику находится на уровне 40 %, что является значительным, эластичность налоговой системы снижается, преобладает  косвенное налогообложение. Все  вышеперечисленное и не только требует  совершенствования и реформирования.

Что касается путей совершенствования  отечественной налоговой системы, то ученые и специалисты предлагают различные методы, многие из которых  достойны внимания руководства страны.

Одним из направлений совершенствования  налоговой системы должно стать  осуществление работы по дальнейшему  упрощению механизма взимания и  сокращению общего количества обязательных платежей в бюджет и в первую очередь  платежей из выручки. Представляется уместным снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы, изменение порядка  начисления НДС и ряда других налогов. Целесообразным было бы совершенствование  налогообложения недвижимости, а  также перемещение налоговой  нагрузки на природные ресурсы.

В заключение можно сказать, что проблем  в налоговой сфере Республики Беларусь достаточно, и быстрейшее их решение приведет к улучшению  экономической ситуации в стране.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Налоги: Учебник для экон. спец. вузов / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц. Мн.: БГЭУ, 2000. 367с.

2. Заяц Н.Е. Теория налогов: Учеб./ Н.Е. Заяц – Мн.: БГЭУ, 2002 – 220c.

3. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. – Мн., ООО «Белпринт», 1999. – 543с

4. Налоги в РБ: Теория и практика в цифрах и комментариях/ В.А. Гюрджан, Н.Э. Масинкевич, В.В. Шевцова и др.; Под ред. В.А. Гюрджан – М.: ПЧУП “Светоч” 2002 – 415с.

5. Налоги: учебное пособие для студентов экономических специальностей. Под ред. Василевской Т.И. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 436 с.

6. Ханкевич Л.А. Финансовое право Беларуси. Мн.: Завигар, 1997. –201с.

7.  Юткина Т. Налоги и налогообложение  - М.: Инфра-М, -1999. – 429с

8. Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Кисилевой. -Киров: АСА, 1997. -602с

9. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. В.Л.Клюни. —Мн.: Экоперспектива, 1996. -336с

10. Заяц Н.Е., Сидорова А. Налог как экономическая категория //Финансы, учет, аудит. 2004. – 1

11. Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. Мн.: Белпринт, 1999. 544 с.

12. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика - (власть и бизнес). Отд. экон. РАН. -М.: Экономика, 2005, с. 125.

13. Комментарий налогового законодательства: ответы налоговых и др.компетентных органов на запросы аудит. / Сост. А.Н. Малофеева.-М.: АиН, 1997.-63с.

14. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь // www.nalog.by/-01.12.2010.

15. Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь // www.minfin.gov.by/-30.11.2010.

16. Налоговая политика и ее роль в регулировании развития экономики / Василевская Т. И. и др. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. – Мн: Белпринт, 1999. - 544 с.

17.  Заяц Н. Е., Киреева Е. Ф., Заяц А. Н. Современное налогообложение и его развитие / Заяц Н. Е., Киреева Е. Ф., Заяц А. Н. // Финансы, учет, аудит. – 2000. – N 10. – С. 51-53.

18. Киреева Е.Ф. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ / Киреева Е.Ф. // ФУА. – 2001. - №9.- С.12-17.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Экономический смысл снижения налоговых ставок

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Вид отчислений

В текущих ценах 

2009 г. к

2008 год, млрд. руб.

2009 год,  млрд. руб.

2009 г. К 2008 г., %

2008 г., %

(реал. выр.)

НДС

3814,6

5892,3

154,5

140

 Удельный вес в ВВП, %

7,6

9,3

   

 Удельный вес в выручке от  реализации, %

2,6

4,9

   

Акцизы

1121,6

1367,8

121,9

110,6

 Удельный вес в ВВП, %

2,2

2,1

   

 Удельный вес в выручке от  реализации, %

0,8

1,1

   

Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических 

1094,8

1682,3

153,7

139,3

операций

       

 Удельный вес в ВВП, %

2,2

2,6

   

 Удельный вес в выручке от  реализации, %

0,7

1,4

   

Итого косвенные налоги

6031,00

8942,40

148,27

 

 Удельный вес косвенных налогов   в общем объеме налоговых поступлений  (без доходов целевых бюджетных  и внебюджетных фондов), %

44,09

48,75

110,55

 

Прямые налоги на доходы и 

прибыль  с юридических лиц

2135 

2944,5 

137,9  

125 

 Удельный вес в ВВП, %

4,3

4,6

   

 Удельный вес в выручке от  реализации, %

1,4

2,5

   

 Удельный вес в  прибыли до налогообложения, %

30,6

29,6

   

 Удельный вес прямых налогов   в общем объеме налоговых поступлений  (без доходов целевых бюджетных  и внебюджетных фондов), %

15,61

16,05

102,83

 

Чрезвычайный налог

391,2

401,5

102,6

93

 Удельный вес в ВВП, %

0,8

0,6

   

 Удельный вес в выручке от  реализации, %

0,3

0,3

   

 Удельный вес в фонде оплаты  труда, %

2,4

1,8

   

Подоходный налог

1403,8

1882,8

134,1

121,6

 Удельный вес в ВВП, %

2,8

3

   

 Удельный вес в выручке от  реализации, %

0,9

1,6

   

 Удельный вес в фонде оплаты  труда, %

8,5

8,5

   

Итого доходов  (без доходов государственных

13677,9

18345,1

134,1

121,6

целевых  бюджетных и внебюджетных  фондов)

       

 Удельный вес в ВВП, %

27,4

28,8

   

Доходы госуд. целевых бюджетных  и внебюджетных фондов

2991,1

5068,5

169,5

153,6

 Удельный вес в ВВП, %

6

8

   

Итого доходов  (с доходами государственных

16669,1

23413,6

140,5

127,3

целевых бюджетных  и внебюджетных  фондов, без ФСЗН)

     

 Удельный вес в ВВП, %

33,3

36,8

   
         

Налогооблагаемые базы:

       

ВВП

49991,8

63678,9

127,4

109,2

Выручка от реализации

148319

119806

123,8

112,2

Прибыль до налогообложения

6979,8

9958

142,7

129,3

Фонд оплаты труда 

16460,7

22076,4

134,1

121,6


 


Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики