Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь

Содержание

Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 160.43 Кб (Скачать)

Ряд положений  Закона касается общих вопросов налогообложения.

Так, в  Законе урегулированы вопросы взимания налогов при передаче и использовании  имущества в рамках договора доверительного управления имуществом.

Законом плательщику предоставляется право  использовать налоговые льготы, не примененные ранее. Такое право  плательщик сможет реализовать в  ходе проведения налоговой проверки после представления в обязательном порядке документов, подтверждающих право на льготы. Кроме того, право  на использование льгот в таком  случае будет иметь место лишь при наличии в совокупности следующих  условий: с момента возникновения  права на льготы не прошло три года; плательщик ранее не отказался от этих льгот; налоговое обязательство  по налогам, сборам (пошлинам) возникло в период действия правовых оснований  для использования льгот по налогам, сборам (пошлинам).

Положения Закона предусматривают исключение из Налогового кодекса требования о  ведении раздельного учета в  качестве обязательного условия  исчисления налогов и применения налоговых льгот. При этом статья 21 Общей части Налогового кодекса, определяющая права плательщиков, дополнена  положением, предоставляющим право  плательщику по своему усмотрению вести  раздельный учет объектов налогообложения  для целей применения налоговых  льгот.

Закон предусматривает  сохранение права местных Советов  депутатов повышать (понижать), но не более, чем в два раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным  категориям плательщиков. На протяжении ряда лет такое право предоставлялось  местным Советам депутатов законами о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год. [15]

 

 

    1. Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь

 

 

В развитых странах мира предельный консолидированный уровень изъятия  всех налогов из прибыли составляет 35 — 40 %, в Республике Беларусь он по ряду предприятий в полтора-два раза выше, что гасит всякую инициативу и не способствует развитию производства и предпринимательства

При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.

Одной из важнейших налоговых  проблем является упрощение налоговой  системы Беларуси. В будущем целесообразна  отмена некоторых налогов, которые  можно охарактеризовать как финансово  неэффективные. Должны быть отменены налоги, затраты на взимание которых превышают  сумму собранных налогов, а контроль за их уплатой затруднен или невозможен. Было бы логично также объединить налоги, имеющие сходную налоговую  базу и аналогичный контингент налогоплательщиков.

Минимизация бюрократических  процессов, «затрат труда» и материальных ресурсов по взиманию налогов является одним из важнейших критериев  в формировании налоговых систем экономически развитых государств. Руководствуясь этим критерием, в Республике Беларусь целесообразно было бы пересмотреть процедуру уплаты налогов и представления  налоговой отчетности. Их периодичность  должна соответствовать объемам  платежей и дифференцироваться от ежемесячных  до годовых сроков сдачи налоговых  деклараций и перечислений платежей в бюджет.

Главным остается усиление стимулирующей  предпринимательство функции налогов, поощрение товаропроизводителей, осуществление  региональной экономической политики и устранение противоречий в налоговом  законодательстве.

Особо важным направлением в  налоговой политике является стабильность налогового законодательства. Недопустимо  вносить изменения каждые два-три  месяца. Необходимо анализировать ситуацию, накапливать необходимые изменения  и дополнения, вносить их на рассмотрение вместе с бюджетом, но ни в коем случае задним числом. В результате нарушается главное требование, необходимое  для бесперебойного функционирования налогового механизма — устойчивость и предсказуемость налогового законодательства в части налогообложения юридических и физических лиц. Нестабильность налогового законодательства сдерживает как отечественных, так и иностранных инвесторов.

Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой  системы необходимо привести в порядок  всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных  актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств, имеющих  право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных  и других нормативных актов, связанных  с налоговыми вопросами, было предоставлено  только тем органам, которые их принимают.

Не менее важным является установление паритетных отношений  между налогоплательщиками и  налоговыми органами. В настоящее  время права налогоплательщиков ограничены, что выражается в бесспорном взимании налогов, пени, штрафных санкций, в невозможности получения консультаций в налоговых инспекциях и в  том, что налоговая инспекция  не несет ответственности за разъяснения, оказавшиеся неточными. Даже в случае обращения налогоплательщика в  суд и принятия решения в его  пользу ранее изъятые налоговыми органами суммы не всегда ему возвращаются, а засчитываются в уплату текущих  налогов.

В современных условиях налоговое  бремя для плательщиков налогов  в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной  характеристикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной форме  могут давать представление о  тяжести уплачиваемых налогов.

Особо важно подчеркнуть, что главным направлением совершенствования  налогообложения было и остается сохранение существующей и наращивание  налогооблагаемой базы, что прямо  зависит от налоговой политики, проводимой государством. Первостепенное внимание при совершенствовании налогообложения  должно быть уделено расширению налогооблагаемой базы, в том числе и с помощью  налогов, которые могут оказывать  стимулирующее влияние на налогообложение. Налоговый механизм должен взаимодействовать  с банковско-кредитной системой, процентными ставками, предоставлять  определенные преимущества финансовым и кредитным учреждениям и  предприятиям, которые используют долгосрочные ссуды на инвестиционные цели.

С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эффект от этих мероприятий  скажется на получении дополнительного  налога на прибыль. В то же время  нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспроизводственном  процессе. Льготы, связанные со структурной  перестройкой экономики и стимулированием  инвестиций, необходимо сохранить. В  нынешних условиях они должны иметь  временный и направленный характер, и, что особо важно, льготы должны даваться участникам экономической  деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

Одной из важных проблем в  современной ситуации налогообложения  является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь — налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком  методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.

Ряд налогов требует серьезного реформирования. Например, налог на недвижимость. Отработка механизма  его функционирования предполагает создание кадастров земли и недвижимости, реестра собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью  и системы юридического консультирования по вопросам оценки земли. В отдаленной перспективе следовало бы предусмотреть  возможность вместо трех налогов  — на землю, на имущество предприятий  и имущество физических лиц —  введение единого налога на недвижимость как для юридических, так и  физических лиц. Цель введения такого налога на недвижимость — увеличение налоговых доходов местных бюджетов за счет более эффективного налогообложения  имущества и земельной составляющей.

Что касается земли, то она  как главный вид общественного  богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностранных инвесторов.

Требует налоговой поддержки  малое предпринимательство, которое  создает новые рабочие места  для населения, в том числе  инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; дает возможность  использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создает новые  формы обслуживания населения.

Следует учитывать, что между  налогами и инфляцией существует многосторонняя связь, когда рост налогов, особенно косвенных, может усилить  инфляцию, так как ведет к росту  цен на потребительские товары. В  результате инфляция обесценивает доходы не только населения, но и государства, что усиливает налоговое давление на население.

Обобщая отмеченное, можно  сделать вывод о том, что основными  направлениями налоговой реформы  являются:

1) сокращение числа налогов  путем их укрупнения и отмены  некоторых налогов, не приносящих  значительных поступлений;

2) уменьшение количества  льгот и исключение из общего  режима налогообложения в основном  редко используемых налоговых льгот;

3) построение стабильной  налоговой системы, обеспечивающей  единство, непротиворечивость и  неизменность в течение финансового  года системы налогов и платежей  при сохранении действующих ставок  налогов в течение двух-трех  лет;

4) облегчение налогового  бремени производителей продукции  и недопущение двойного налогообложения  путем четкого определения налогооблагаемой  базы;

5) консолидация в государственном  бюджете государственных внебюджетных  фондов с сохранением целевой  направленности использования денежных  средств;

6) ослабление финансовых  санкций и ряд других направлений .

Таким образом, следует отметить, что налоговое регулирование является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси развиваться.

Перед Республикой Беларусь стоит сложная задача разработки эффективной налоговой политики и построения справедливой налоговой  системы, способствующей развитию рыночных отношений. Следует отметить, что  осуществление этой задачи весьма затруднено и потребует не одного года усердной и кропотливой работы, поскольку  требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя  для увеличения возможностей инвестирования. Кроме того, налоговые законы должны быть законами прямого действия и  одинаково трактоваться налогоплательщиками  и налоговыми органами.[16]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. В историческом развитии налогов обычно выделяют три  этапа, первый из которых приходится на древний мир. Учение о налогах  также развивалось, а соответственно с развитием общества менялись и  подходы к осуществлению налоговой  политики.

Сущность  налогов вытекает из функций и  задач государства, выполнение которых  требует средств. Кроме налогов  у государства практически нет  иных методов мобилизации средств. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80 –90 % всех бюджетных поступлений  в развитых странах.

Из  определения налогов вытекает, что  им присущ обязательный и принудительный характер изъятия платежей в бюджет. Именно устойчивость делает налоги основой  государственных доходов, позволяет  с их помощью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определялась как фискальная функция, которая долгое время была достаточной  для выражения сути и назначения налога. Однако по мере становления  товарно-денежных отношений налогам  стали присущи и другие функции. Несмотря на то, что положения о  функциях налогов до настоящего времени  составляют предмет научных дискуссий, чаще всего к ним относят фискальную, распределительную, регулирующую и  контрольную функции.

Для организации рационального управления важна классификация налогов, которая  представляет собой группировку  налогов по различным признакам. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия  – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные, классификационные  признаки. Они универсальны, а их применение зависит от состояния  общественно-экономических отношений  в стране.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики