Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь
Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......
Ряд положений Закона касается общих вопросов налогообложения.
Так, в Законе урегулированы вопросы взимания налогов при передаче и использовании имущества в рамках договора доверительного управления имуществом.
Законом
плательщику предоставляется
Положения Закона предусматривают исключение из Налогового кодекса требования о ведении раздельного учета в качестве обязательного условия исчисления налогов и применения налоговых льгот. При этом статья 21 Общей части Налогового кодекса, определяющая права плательщиков, дополнена положением, предоставляющим право плательщику по своему усмотрению вести раздельный учет объектов налогообложения для целей применения налоговых льгот.
Закон предусматривает
сохранение права местных Советов
депутатов повышать (понижать), но не
более, чем в два раза, ставки земельного
налога и налога на недвижимость отдельным
категориям плательщиков. На протяжении
ряда лет такое право
В развитых странах мира предельный
консолидированный уровень
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра. В основу приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей и производств, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Одной из важнейших налоговых
проблем является упрощение налоговой
системы Беларуси. В будущем целесообразна
отмена некоторых налогов, которые
можно охарактеризовать как финансово
неэффективные. Должны быть отменены налоги,
затраты на взимание которых превышают
сумму собранных налогов, а контроль
за их уплатой затруднен или
Минимизация бюрократических процессов, «затрат труда» и материальных ресурсов по взиманию налогов является одним из важнейших критериев в формировании налоговых систем экономически развитых государств. Руководствуясь этим критерием, в Республике Беларусь целесообразно было бы пересмотреть процедуру уплаты налогов и представления налоговой отчетности. Их периодичность должна соответствовать объемам платежей и дифференцироваться от ежемесячных до годовых сроков сдачи налоговых деклараций и перечислений платежей в бюджет.
Главным остается усиление стимулирующей
предпринимательство функции
Особо важным направлением в
налоговой политике является стабильность
налогового законодательства. Недопустимо
вносить изменения каждые два-три
месяца. Необходимо анализировать ситуацию,
накапливать необходимые
Для большей стабильности законодательства и упрощения налоговой системы необходимо привести в порядок всю систему не только законодательных, но и подзаконных нормативных актов, регулирующих налоговые вопросы. Огромно количество ведомств, имеющих право издавать документы, касающиеся налоговых законов, и трактующих их по-разному. Нередко даже инструкции подправляют налоговые законы. Необходимо, чтобы право на толкование законодательных и других нормативных актов, связанных с налоговыми вопросами, было предоставлено только тем органам, которые их принимают.
Не менее важным является
установление паритетных отношений
между налогоплательщиками и
налоговыми органами. В настоящее
время права налогоплательщиков
ограничены, что выражается в бесспорном
взимании налогов, пени, штрафных санкций,
в невозможности получения
В современных условиях налоговое бремя для плательщиков налогов в Беларуси высоко, льготы несовершенны, эффективность многих из них невелика. Тяжесть налогообложения во всех развитых странах является показательной характеристикой уровня налогообложения. Однако общепринятой методики исчисления тяжести и уровня налогов нет. Существуют разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести уплачиваемых налогов.
Особо важно подчеркнуть,
что главным направлением совершенствования
налогообложения было и остается
сохранение существующей и наращивание
налогооблагаемой базы, что прямо
зависит от налоговой политики, проводимой
государством. Первостепенное внимание
при совершенствовании
С целью расширения налогооблагаемой базы должны быть разработаны методы налоговой защиты новых инвестиций и налоговые методы стимулирования НТП: возмещающий эффект от этих мероприятий скажется на получении дополнительного налога на прибыль. В то же время нельзя вводить льготы на капиталовложения без учета их значимости в воспроизводственном процессе. Льготы, связанные со структурной перестройкой экономики и стимулированием инвестиций, необходимо сохранить. В нынешних условиях они должны иметь временный и направленный характер, и, что особо важно, льготы должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.
Одной из важных проблем в современной ситуации налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Она касается целого ряда налогов, и в первую очередь — налога на прибыль. Было бы целесообразно ввести регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе понижающая прогрессия ставок будет стимулировать стремление не уменьшить (скрыть) налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. Регрессия ставок привела бы к стимулированию капитальных вложений в научно-технический прогресс. Причем поступления в бюджет не сократятся, поскольку сумму платежей в бюджет определит не столько ставка, сколько величина налогооблагаемой базы, которая в этом случае будет иметь тенденцию к росту.
Ряд налогов требует серьезного
реформирования. Например, налог на
недвижимость. Отработка механизма
его функционирования предполагает
создание кадастров земли и
Что касается земли, то она как главный вид общественного богатства должна быть очень дорогой, особенно для иностранных инвесторов.
Требует налоговой поддержки малое предпринимательство, которое создает новые рабочие места для населения, в том числе инвалидов и домохозяек; экономит пособия по безработице; дает возможность использовать вторичное сырье, материалы, отходы производства; создает новые формы обслуживания населения.
Следует учитывать, что между
налогами и инфляцией существует
многосторонняя связь, когда рост налогов,
особенно косвенных, может усилить
инфляцию, так как ведет к росту
цен на потребительские товары. В
результате инфляция обесценивает доходы
не только населения, но и государства,
что усиливает налоговое
Обобщая отмеченное, можно
сделать вывод о том, что основными
направлениями налоговой
1) сокращение числа налогов
путем их укрупнения и отмены
некоторых налогов, не
2) уменьшение количества
льгот и исключение из общего
режима налогообложения в
3) построение стабильной
налоговой системы,
4) облегчение налогового
бремени производителей
5) консолидация в
6) ослабление финансовых санкций и ряд других направлений .
Таким образом, следует отметить, что налоговое регулирование является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решить практически все проблемы, мешающие Беларуси развиваться.
Перед Республикой Беларусь стоит сложная задача разработки эффективной налоговой политики и построения справедливой налоговой системы, способствующей развитию рыночных отношений. Следует отметить, что осуществление этой задачи весьма затруднено и потребует не одного года усердной и кропотливой работы, поскольку требует учета и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей увеличения поступлений средств в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя для увеличения возможностей инвестирования. Кроме того, налоговые законы должны быть законами прямого действия и одинаково трактоваться налогоплательщиками и налоговыми органами.[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги
являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента
возникновения государства. В историческом
развитии налогов обычно выделяют три
этапа, первый из которых приходится
на древний мир. Учение о налогах
также развивалось, а соответственно
с развитием общества менялись и
подходы к осуществлению
Сущность
налогов вытекает из функций и
задач государства, выполнение которых
требует средств. Кроме налогов
у государства практически нет
иных методов мобилизации средств.
Таким образом, на долю налогов, являющихся
важнейшим средством
Из
определения налогов вытекает, что
им присущ обязательный и принудительный
характер изъятия платежей в бюджет.
Именно устойчивость делает налоги основой
государственных доходов, позволяет
с их помощью покрывать общественные
потребности. Данная способность налога
определялась как фискальная функция,
которая долгое время была достаточной
для выражения сути и назначения
налога. Однако по мере становления
товарно-денежных отношений налогам
стали присущи и другие функции.
Несмотря на то, что положения о
функциях налогов до настоящего времени
составляют предмет научных дискуссий,
чаще всего к ним относят
Для
организации рационального
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики