Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь

Содержание

Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 160.43 Кб (Скачать)

Прямыми налогами облагается имущество налогоплательщиков и их доходы. Они используются как  регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедливости по отношению к более и менее  обеспеченным субъектам налоговых  отношений. В число прямых налогов  включаются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль  и доходы, целевой транспортный сбор.

Налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.

Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным  изменениями экономических условий. Стабильными остаются лишь налоговые  традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов. льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая  проводится в реальных экономических  условиях и должна быть максимально  эффективной.

Трансформация налоговой системы в Республике Беларусь осуществляется на стадии расширения рыночных отношений. Это и должно стать отправным пунктом при  проведении налоговой политики.

Разгосударствление  собственности, снятие с государства  обязательств по финансовому обеспечению  отраслей национального хозяйства  позволит освободить государственный  бюджет от значительной доли расходов и уменьшить уровень централизации  денежных средств. Поэтому первый этап реконструкции налоговой системы  связывается с преобразованием  собственности, развитием малого и  среднего предпринимательства, воздействием на платёжеспособный спрос и цены. Задача, в принципе, состоит в  том, чтобы, во-первых, сформировать контингент реальных налогоплательщиков, получающих доход от предпринимательской деятельности и отдающих часть его на государственные нужды; во-вторых, создать условия расширения налоговой базы; в-третьих, усовершенствовать налоговый механизм таким образом, чтобы он обеспечивал полноту и своевременность перечислений платежей в бюджет, делал невыгодным уклонение от налогов. Основной целью на этом этапе является воздействие налогового механизма на стабилизацию экономики.

Одновременно  должны закладываться основы налогового стимулирования  структурной перестройки  экономики с привлечением отечественного и иностранного капитала для технического и технологического переоснащения  производства.

Основными направлениями совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь могут быть:

а) сокращение числа налогов путём их укрупнения и отмены некоторых налогов, не приносящих значительных поступлений;

б) уменьшение количества льгот и исключение из общего режима налогообложения в  основном редко используемых льгот;

в) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы  налогов и платежей при сохранении действующих ставок налогов в  течение двух-трёх лет;

г) облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путём чёткого  определения налогооблагаемой базы;

д) консолидация  в государственном бюджете государственных  внебюджетных фондов с сохранением  целевой направленности использования  денежных средств.

Таким образом, налоговая система является важнейшим  инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального  прогресса  в стране. Совершенствование  налоговой системы позволит эффективно и надёжно решить многие проблемы, мешающие Беларуси достойно развиваться.

Основой совершенствования налоговой системы  Республики Беларусь является также доработка Налогового кодекса. Направлениями её совершенствования являются следующие:

-упрощение расчётов и порядка взимания налогов;

-жёсткая регламентация прав и ответственности плательщиков;

-совершенствование норм юридической ответственности за нарушения в области налогов;

-поэтапное снижение уровня налогообложения с одновременным расширением налоговой базы;

-борьба с теневым сектором экономики;

-предотвращение утечки капитала и стимулирование инвестиционной активности;

-пересмотр и упорядочение льгот в системе налогообложения;

- постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на доходы и имущество физических лиц;

-совершенствование таможенного регулирования, способствующее активизации импорта;

-согласование механизма налогообложения научно-инн6овационных субъектов хозяйствования;

-стремление к унификации с налоговыми системами, действующими в государствах СНГ и ЕС, в частности создания согласованного налогового законодательства с Российской Федерацией.

Так, в  течение января-мая 2007 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации следующих основных направлений:

Реализация  изменений и дополнений, принятых в налоговом законодательстве на 2007 год.

В законах  Республики Беларусь «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год», Декрете Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21 «О внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 и признании  утратившими силу некоторых декретов и отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь» и  Указе Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 750 «О внесении дополнения и изменений в некоторые указы  Президента Республики Беларусь и признании  утратившими силу отдельных указов и положений указов Президента Республики Беларусь» были реализованы мероприятия  по упрощению налоговой системы  и совершенствованию налогового законодательства.

Так, с 1 января 2007 года были отменены чрезвычайный налог  для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.

Изменен порядок налогообложения доходов  в виде дивидендов и доходов страховых  организаций путем включения  данных видов доходов в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль.

В целях  реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения» Президентом  Республики Беларусь принят Указ от 26 марта 2007 г. № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную  стоимость». Указом утверждены перечни  работ по строительству и ремонту  объектов жилищного фонда и жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых  физическим лицам, в том числе  через организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, и  иные организации, заключившие договоры на оказание этих услуг физическим лицам, обороты по реализации которых  на территории Республики Беларусь освобождаются  от обложения налогом на добавленную  стоимость.

В целях  реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21 Министерством  финансов приняты постановления:

от 26 января 2007 г. № 12 «О внесении изменений в  постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 89»;

от 26 января 2007 г. № 13 «О признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 19 августа 2002 г. № 113».

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 12 обеспечивает приведение редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 23 августа 2000 г. № 89 «Об утверждении Положения  о порядке определения затрат по операциям с ценными бумагами для юридических лиц (за исключением  банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций)» в соответствие с  редакцией Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1999 г. № 43 «О налогообложении  доходов, полученных в отдельных  сферах деятельности» с учетом корректировок, внесенных в него Декретом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 21, и распространение положений  указанного постановления на страховые  организации.

Подготовка  нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее совершенствование налогового законодательства Республики Беларусь.

3 апреля 2007 г. принят Указ Президента  Республики Беларусь № 162 «О  некоторых вопросах применения  льгот и вычетов по подоходному  налогу с физических лиц», который  направлен на оказание дополнительной  государственной поддержки и  улучшение материального положения  многодетных семей и семей,  воспитывающих детей-инвалидов.  Указом предусмотрено предоставление  родителям, воспитывающим 3-х и  более детей в возрасте до  восемнадцати лет или детей-инвалидов,  стандартного налогового вычета  по подоходному налогу с физических  лиц в размере 4 базовых величин  на каждого ребенка.

Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 215 «О ставках налога за использование  природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его  взимания» установил ставки платежей экологического налога, а также обеспечил  совершенствование экономического механизма природопользования.

Урегулирование  на двусторонней основе отдельных вопросов взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в торговле с Российской Федерацией.

 

 

 

 

 

 

2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь

 

 

2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-экономическим параметрам развития национальной экономики

 

 

В целом экономическая политика Республики Беларусь направлена на создание благоприятного инвестиционного климата  в стране, свидетельством чему является рост инвестиций в основной капитал. Так, в январе - июле 2010 года, в сопоставимых ценах к уровню января-июля 2009 г., рост инвестиций составил 107 % , при прогнозе на год 111-113 процентов. На развитие экономики в январе-июле 2010 г. использовано свыше 25,3 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 105 процента к уровню января-июля 2009 г. года

Государство гарантирует равенство  прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при  осуществлении инвестиционной деятельности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов  инвесторов.

В республике особое внимание уделяется  созданию оптимальных условий для  привлечения инвестиций в сферу  малого бизнеса, упрощению порядка  налогообложения. В этих целях принят Указ Президента Республики Беларусь от 09 марта 2007 г. № 119 «Об упрощенной системе налогообложения» (далее  – Указ № 119). На упрощенную систему  могут претендовать плательщики  с численностью до 100 человек и  размером годовой выручки не более 2 млрд. руб. (около 930 тыс. долларов США)

Привлекательность упрощенной системы  налогообложения (далее – УСН) обусловлена  возможностью ведения упрощенного  учета, ограниченным кругом налогов  и наличием дифференцированных ставок налога.

Организации, применяющие УСН, освобождаются  от уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога на прибыль, экологического налога, единого платежа, уплачиваемого  из выручки в размере 2%, налога с  продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги, целевых сборов.

Юридические лица с численностью до 15 человек, и  выручкой не более 600 млн. руб. в год (около 280 тыс. долларов США) могут применять УСН без уплаты налога на добавленную стоимость (далее – НДС). Остальные субъекты хозяйствования уплачивают в обязательном порядке НДС.

Ставка  налога при УСН устанавливается  для организаций, не уплачивающих НДС, в размере 10 %, для организаций, уплачивающих НДС, – в размере 8 %.

Для организаций с местом нахождения в населенных пунктах, преобразованных  в агрогородки, а также в поселках городского типа и городах районного  подчинения (по перечню) установлены  пониженные ставки налога УСН: 5% для  организаций, не уплачивающих НДС, 3% для  организаций, уплачивающих НДС.

Не  вправе применять УСН организации:

-производящие  подакцизные товары;

-производящие  или реализующие ювелирные изделия  из драгоценных металлов;  занимающиеся игорным бизнесом;

-осуществляющие: лотерейную деятельность, туристическую  деятельность, профессиональную деятельность  на рынке ценных бумаг, деятельность  в рамках простого товарищества  и (или) хозяйственной группы; деятельность в качестве резидентов  свободных экономических зон  или Парка высоких технологий; а также  осуществляющие риэлтерскую  страховую и банковскую деятельности.

В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов  принят Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 «О некоторых вопросах предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов» ( Декрет № 9)

Согласно  Декрету № 9 организации, находящиеся  в сельских населенных пунктах и  осуществляющие в этих и иных сельских населенных пунктах деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г. освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на недвижимость со стоимости объектов, находящихся  на территории сельских населенных пунктов, государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное  разрешение (лицензию), а также уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) в  размерах 50 % (организации) от установленного законодательством размера за его  выдачу.

Также с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. организации, применяющие вышеперечисленные  льготы при осуществлении деятельности в области строительства и  промышленности строительных материалов на территории сельских населенных пунктов  не производят отчисления в инновационные  фонды.

Декрет  № 9 не распространяется на организации  осуществляющие:

-лотерейную, торгово-посредническую, туристическую, 

-риэлтерскую,  страховую, банковскую деятельности;

-профессиональную  деятельность на рынке ценных  бумаг; 

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики