Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь

Содержание

Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 160.43 Кб (Скачать)

Как уже  было сказано выше, налоги выполняют  ряд важнейших для экономики  функций, реализация которых вызывает необходимость использования государством широкого арсенала инструментов, составляющих налоговый механизм. Само существование  этого механизма предполагает воздействие  посредством него на объекты налогообложения, а, следовательно, и на функционирование субъектов хозяйствования.

В соответствии со степенью разделения властей налоговая  система может быть двух- и трехзвенной. В странах с федеральным делением (США, ФРГ) она осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (штаты, округа) и местном. В странах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция), существует двухуровневая  система, включающая общегосударственные  и местные налоги (начиная с  областей). Сформировались две основные концепции налогообложения. Первая – налогоплательщики должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, вторая – налоги должны зависеть от размера получаемого дохода. Однако в одних случаях эти выгоды от расходов государства на оборону, управление и др. подсчитать невозможно. Самые большие налоги пришлось бы платить малоимущим, безработным, инвалидам. В других трудно определить границу более высокого или низкого дохода, поэтому на практике используются обе концепции [7, с.316].  

Одним из элементов государственного регулирования  экономики является фискальная (налогово-бюджетная) политика, которая предусматривает  использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности в решении различных социальных задач.

Содержание  налогово-бюджетной политики как  категории обусловлено фискальной функцией налогов. Именно налоговые  сборы обеспечивают наиболее значительную часть бюджетных поступлений. Поэтому  основные направления осуществления  налогового регулирования определяются налогово-бюджетной (фискальной) политикой.

Основными источниками формирования бюджета  являются: государственное имущество, общегосударственные ресурсы; обязательные платежи физических и юридических  лиц, взимаемых 
в виде различных налоговых платежей и сборов; привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации ценных бумаг и т.д.

В соответствии с бюджетной классификацией все  виды бюджетных доходов делятся  на три основные группы: налоговые  и неналоговые платежи и отчисления в социальные фонды.

Как видно  из Приложения 2 удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП составляет больше половины, правда, имеет тенденцию снижения, что объясняется планомерным снижением налоговой нагрузки, осуществляемого целенаправленно правительством в последние несколько лет.

Через финансирование из бюджета отдельных отраслей экономики, расходов социально-культурного назначения или удовлетворения других общественных потребностей налоги косвенным способом всё же возвращаются налогоплательщикам. [3, с.12]

Государство широко использует налоговый механизм и в целях общего воздействия  на хозяйственную конъюнктуру в целом. Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает более благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары.

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное сокращение налогов в начале 80-х годов после прихода к власти в США администрации Рейгана [8, с.411]. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рассуждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.

Графическое отображение зависимости между  доходами государственного бюджета  и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис.1) [9, с.218].

Рис.1 «Кривая  Лаффера»

Примечание -  Источник: [9, с. 218, рисунок 1].

На рис. 1 по оси ординат отложены налоговые ставки (R), по оси абсцисс — поступления в госбюджет (Y). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок (R1) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (Y1).

По мнению Лаффера, ставка налога равная 50 %, дает максимальную сумму налоговых поступлений в бюджет и является оптимальной налоговой ставкой.

Таким образом, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечит  рост сбережений, инвестиций, занятости и, следовательно, размера совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате увеличится и сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции.

Налоговая ставка будет оптимальной, если, с одной стороны, сможет обеспечивать максимальные поступления в бюджет, а с другой - стимулировать (по меньшей мере, не сдерживать) предпринимательскую активность субъектов хозяйствования [8, с.413].

Главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления  собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и  централизованного взимания налогов  превращает само государство в крупнейший экономический субъект. Распределительная  функция налогов носит объективный  характер, как объективно и само существование и функционирование государства. Она возникла вместе с появлением государства, которому требовались средства для выполнения своих функций, изымаемые в форме налогов. [1, стр. 23]

Налоги выполняют три  важнейшие функции.

1. Обеспечение  финансирования государственных  расходов (фискальная функция);

2. Поддержание  социального равновесия путем  изменения соотношения между  доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная  функция);

3. Государственное  регулирование экономики (регулирующая  функция).

Фискальная  функция: т.е. изъятие части доходов  предприятий и граждан для  содержания государственного аппарата, обороны станы и той части  непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения  должного уровня развития - фундаментальная  наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. [10, с.28].

Регулирующая  функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую  систему. Налоговое регулирование  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства  в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через  налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также  социально-экономические процессы в обществе.

Контролирующая  функция позволяет установить соотношение  между налоговыми поступлениями  и потребностями государства  в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования  и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую  налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным  выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем [11, с.8].

 

 

    1. Налоговое регулирование экономики

 

 

Налоговая политика в настоящее время в  большинстве стран с развитой рыночной экономикой ориентируется  в основном на теоретические постулаты  экономики предложения (ЭП). Экономика  предложения - это направление одной из школ современной экономической мысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике роста естественного уровня национального продукта за счет стимулирующей роли сокращения предельной доли налога. Это направление возникло в связи с кризисными явлениями, поразившими экономику ведущих промышленно развитых стран в конце 1970-х - начале 1980-х гг.

Такие проблемы экономики как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики и  пр. данная теория предлагает решать путем  радикального снижения предельных налоговых  ставок.

Главный теоретический постулат ЭП отражает знаменитая кривая Лаффера. Кривая Лаффера  демонстрирует существующую взаимосвязь  между налоговыми поступлениями  государственного бюджета, налоговыми ставками и уровнем национального  производства. Согласно разработкам  Лаффера повышение ставок налогов  выше определенного уровня будет  способствовать сокращению налоговых  поступлений бюджета за счет подрыва  налоговой базы плательщиков, лишению  их стимула к производственной деятельности. Другими словами - как пишет Ф.И. Шамхалов, - отрицательное сальдо бюджета  может быть реально использовано главным образом для уменьшения отрицательного воздействия высоких  налогов на деловую активность, обеспечивающую улучшение экономической конъюнктуры. Было высказано предположение, что  чрезмерное повышение налоговых  ставок на доходы в конечном счете  отрицательно влияет на уровень инвестиций. А это, тем самым, может послужить  главным тормозом для экономического роста, и следовательно, сокращения общего объема налоговых поступлений  в бюджет.[12]

Таким образом, усиление государственного регулирования  в налоговой политике, которая  ориентирована на низкие налоговые  ставки положительно отразится на:

стимулах  к труду и предпринимательской  активности;

увеличении  объема выпуска продукции, повышении  производительности труда;

- увеличении  потребления вследствие увеличения  необлагаемого дохода;

- более  эффективном использовании государственного  бюджета, что приведет к увеличению  государственных доходов (за счет  роста национального дохода), ограничит  необходимость государственного  вмешательства в благоприятные  сектора экономики;

уровне  цен и инфляции;

соотношении легальной и "теневой" экономики.

Графическое выражение экономического смысла ЭП дает модель, представленная на рисунке в Приложении 1.

При снижении предельных налоговых ставок возрастут  предложение труда и стимулы  к предпринимательству, увеличатся сбережения и инвестиции. Это поможет нам перейти от кривой AS к кривой AS' (более высокой кривой предложения). В результате этого снижается уровень цен (с pe  до p1 )

Таким образом, государственное регулирование  при помощи налогового механизма  создает для экономики страны широкие возможности для прогресса  экономики и реализации макроэкономических целей правительства развитых стран.

Например, именно налоговая система является одним из наиболее действенных   инструментов   государственного   стимулирования   научных исследований в промышленности. Если государственное  финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление  вложения средств, то налоговые     мероприятия     косвенно     стимулируют     использование  предпринимательского дохода на эти  же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия  для его движения. Государство  помогает промышленности поддерживать себя.

 

 

    1. Основные направления налоговой политики

 

 

Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платёжеспособность плательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение о налогов и сокращением налоговой базы. В белорусской экономике явно обозначилась ситуация, когда по образному выражению оказалось, что «налог убит налогом». Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового процесса.

С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали  уровень налогового изъятия, но принципиально  не улучшали саму налоговую систему.

Она всё более утяжелялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений, из дебрей которых выпутаться были способны лишь немногие высокопрофессиональные специалисты.

В аспекте проведения эффективной  налоговой политики большое значение имеет обоснование той оптимальной  доли изъятий доходов предприятий  в бюджет, при которой достигается  сочетание интересов государства  и плательщиков и которая не препятствует экономическому прогрессу. Эмпирическим путём установлено, что если уровень  налоговой нагрузки на доходы предприятий  превышает 35 %, то возникают стагнация  производства, затем его спад, так  как сокращаются капитальные  вложения и нарушается воспроизводственный  цикл. С учётом данного положения  анализ уровня налогового давления на экономику, его оценка и обоснованные выводы имеют важнейшее значение для принятия эффективных решений в вопросах налоговых отношений.

Важным отличием налоговой системы Республики Беларусь являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как ив других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т. д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции [13, c.6].

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики