Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь
Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......
Как уже
было сказано выше, налоги выполняют
ряд важнейших для экономики
функций, реализация которых вызывает
необходимость использования
В соответствии
со степенью разделения властей налоговая
система может быть двух- и трехзвенной.
В странах с федеральным
Одним из элементов государственного регулирования экономики является фискальная (налогово-бюджетная) политика, которая предусматривает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровней деловой активности в решении различных социальных задач.
Содержание
налогово-бюджетной политики как
категории обусловлено
Основными
источниками формирования бюджета
являются: государственное имущество,
общегосударственные ресурсы; обязательные
платежи физических и юридических
лиц, взимаемых
в виде различных налоговых платежей и
сборов; привлеченные ресурсы в форме
государственных займов, доходов от реализации
ценных бумаг и т.д.
В соответствии с бюджетной классификацией все виды бюджетных доходов делятся на три основные группы: налоговые и неналоговые платежи и отчисления в социальные фонды.
Как видно из Приложения 2 удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП составляет больше половины, правда, имеет тенденцию снижения, что объясняется планомерным снижением налоговой нагрузки, осуществляемого целенаправленно правительством в последние несколько лет.
Через финансирование
из бюджета отдельных отраслей экономики,
расходов социально-культурного
Государство широко использует налоговый механизм и в целях общего воздействия на хозяйственную конъюнктуру в целом. Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает более благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары.
Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить крупное сокращение налогов в начале 80-х годов после прихода к власти в США администрации Рейгана [8, с.411]. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста А. Лаффера, доказавшего, что результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства (кривая Лаффера). Согласно рассуждениям Лаффера, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы корпораций отбивает у последних стимулы к капиталовложениям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет.
Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «Кривой Лаффера» (рис.1) [9, с.218].
Рис.1 «Кривая Лаффера»
Примечание - Источник: [9, с. 218, рисунок 1].
На рис. 1 по оси ординат отложены налоговые ставки (R), по оси абсцисс — поступления в госбюджет (Y). При увеличении ставки налога R доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный размер налоговых ставок (R1) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (Y1).
По мнению Лаффера, ставка налога равная 50 %, дает максимальную сумму налоговых поступлений в бюджет и является оптимальной налоговой ставкой.
Таким образом,
в длительной перспективе снижение
чрезмерно высоких налогов
Налоговая ставка будет оптимальной, если, с одной стороны, сможет обеспечивать максимальные поступления в бюджет, а с другой - стимулировать (по меньшей мере, не сдерживать) предпринимательскую активность субъектов хозяйствования [8, с.413].
Главное общественное назначение
налогов – формирование финансовых
ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджетной системе и
Налоги выполняют три важнейшие функции.
1. Обеспечение
финансирования
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
3. Государственное
регулирование экономики (
Фискальная функция: т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. [10, с.28].
Регулирующая
функция имеет первостепенную значимость
по своему воздействию на национальную
экономику. Трудно представить себе
нерегулируемую государством экономическую
систему. Налоговое регулирование
представляет собой комплекс мероприятий,
направленных на вмешательство государства
в рыночную экономику в соответствии
с концепцией развития. Регулирующую
роль играет сама система налогообложения,
избранная правительством. Через
налоги власти воздействуют на общественное
воспроизводство, т.е. любые процессы
в экономике страны, а также
социально-экономические
Контролирующая функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.
Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия
Налоговая политика в настоящее время в большинстве стран с развитой рыночной экономикой ориентируется в основном на теоретические постулаты экономики предложения (ЭП). Экономика предложения - это направление одной из школ современной экономической мысли, сутью которого является усиление в макроэкономической политике роста естественного уровня национального продукта за счет стимулирующей роли сокращения предельной доли налога. Это направление возникло в связи с кризисными явлениями, поразившими экономику ведущих промышленно развитых стран в конце 1970-х - начале 1980-х гг.
Такие проблемы экономики как инфляция, снижение темпов экономического роста, безработица, рост "теневой" экономики и пр. данная теория предлагает решать путем радикального снижения предельных налоговых ставок.
Главный
теоретический постулат ЭП отражает
знаменитая кривая Лаффера. Кривая Лаффера
демонстрирует существующую взаимосвязь
между налоговыми поступлениями
государственного бюджета, налоговыми
ставками и уровнем национального
производства. Согласно разработкам
Лаффера повышение ставок налогов
выше определенного уровня будет
способствовать сокращению налоговых
поступлений бюджета за счет подрыва
налоговой базы плательщиков, лишению
их стимула к производственной деятельности.
Другими словами - как пишет Ф.И.
Шамхалов, - отрицательное сальдо бюджета
может быть реально использовано
главным образом для уменьшения
отрицательного воздействия высоких
налогов на деловую активность, обеспечивающую
улучшение экономической
Таким образом, усиление государственного регулирования в налоговой политике, которая ориентирована на низкие налоговые ставки положительно отразится на:
стимулах к труду и предпринимательской активности;
увеличении объема выпуска продукции, повышении производительности труда;
- увеличении
потребления вследствие
- более
эффективном использовании
уровне цен и инфляции;
соотношении легальной и "теневой" экономики.
Графическое выражение экономического смысла ЭП дает модель, представленная на рисунке в Приложении 1.
При снижении предельных налоговых ставок возрастут предложение труда и стимулы к предпринимательству, увеличатся сбережения и инвестиции. Это поможет нам перейти от кривой AS к кривой AS' (более высокой кривой предложения). В результате этого снижается уровень цен (с pe до p1 )
Таким образом,
государственное регулирование
при помощи налогового механизма
создает для экономики страны
широкие возможности для
Например, именно налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов государственного стимулирования научных исследований в промышленности. Если государственное финансирование научных исследований непосредственно влияет на направление вложения средств, то налоговые мероприятия косвенно стимулируют использование предпринимательского дохода на эти же цели. Государство не вкладывает в капитал, а создает условия для его движения. Государство помогает промышленности поддерживать себя.
Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платёжеспособность плательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение о налогов и сокращением налоговой базы. В белорусской экономике явно обозначилась ситуация, когда по образному выражению оказалось, что «налог убит налогом». Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового процесса.
С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налогового изъятия, но принципиально не улучшали саму налоговую систему.
Она всё более утяжелялась
В аспекте проведения эффективной
налоговой политики большое значение
имеет обоснование той
Важным отличием налоговой системы Республики Беларусь являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как ив других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т. д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции [13, c.6].
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики