Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь

Содержание

Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 160.43 Кб (Скачать)

-деятельность  в сфере игорного бизнеса, а  также деятельность в рамках  простого товарищества и (или)  хозяйственной группы;

-одновременно  деятельность за пределами территорий  сельских населенных пунктов;

-производство  подакцизных товаров, производство  и (или) реализацию ювелирных  изделий. А также на организации,  которые используют УСН  или  иные налоговые льготы, установленные  законодательными актами.

В целях активизации предпринимательской  деятельности в малых городах  принят Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» (Декрет № 1).

Декретом  № 1 определено, что созданные с 1 апреля 2008 года коммерческие организации, в том числе с иностранными инвестициями (кроме созданных путем  реорганизации), с местом нахождения в населенных пунктах (по перечню) с  численностью до 50 тыс. человек и  осуществляющие деятельность в этих населенных пунктах освобождаются  в течение пяти лет со дня их создания от исчисления и уплаты: налога на прибыль, сбора в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, налога на недвижимость, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, местных налогов и сборов, арендной платы за земельные участки, обязательной продажи иностранной валюты, поступившей  по сделкам с нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи  имущества в аренду.

15 октября 2008 г. вступил в силу  Декрет Президента Республики  Беларусь от 12 августа 2008 г. N 17 (Декрет  № 17), который внес изменения  в Декрет Президента Республики  Беларусь от 20 декабря 2007 г. №  9 «О некоторых вопросах регулирования  предпринимательской деятельности  на территории сельских населенных  пунктов» и в Декрет Президента  Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 «О стимулировании  производства и реализации товаров  (работ, услуг)».

Декретом  № 17 урегулированы отдельные вопросы, возникающие при применении специальных  режимов, определенных в названных  декретах, в сфере налогообложения, лицензирования, кредитования, ценообразования, государственных закупок сырья, комплектующих и материалов для  организаций и индивидуальных предпринимателей, которые производят товары в сельской местности.

Декретом  № 17, предусмотрена возможность  применения специальных режимов, установленных  в Декретах № 9 и № 1, не только в  сельских населенных пунктах, но и за их пределами (на территории сельсоветов, за исключением территории поселков городского типа и городов районного  подчинения).

А также Декретом № 17 предоставлена  возможность применения специальных  режимов не только организациям, но и их филиалам, представительствам, иным обособленным подразделениям юридических  лиц, осуществляющим деятельность по производству товаров в сельской местности.

Реализация  положений Декрета № 17 позволит расширить сферу применения мер, установленных Декретами № 9 и  № 1, привлечь новые инвестиции в  сельскую местность, малые и средние  населенные пункты, активизировать частную  инициативу, а также будет способствовать социально-экономическому развитию регионов и повышению их экономического потенциала .

Необходимо  отметить, что в Республике Беларусь функционируют шесть свободных  экономических зон (СЭЗ).

Государственная поддержка организаций, зарегистрированных в качестве резидентов СЭЗ, осуществляющих реализацию импортозамещающих товаров (по перечню) собственного производства на внутреннем рынке, реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт, а также реализацию другим резидентам СЭЗ, представлена в виде ограниченного перечня уплачиваемых налогов и сборов и предоставления налоговых льгот.

В частности, прибыль резидентов СЭЗ, полученная от такой реализации освобождается  от обложения налогом на прибыль  в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. В последующем налог  на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 % от общеустановленной  ставки, но не более чем по ставке 12 %.

Резиденты СЭЗ не уплачивают сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по вышеуказанной реализации.

При реализации в республике импортозамещающей  продукции собственного производства, НДС, исчисляемый по ставке 18 %, уплачивается в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога.

Резиденты СЭЗ освобождаются от исчисления и уплаты налога на недвижимость (по основным средствам, расположенным  на территории соответствующих СЭЗ), и от налога на приобретение автомобильных  транспортных средств.

В целях привлечения инвестиций для  развития инфраструктуры придорожного сервиса на республиканских автомобильных  дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. №  270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» (Указ № 270) установлено что:

- стоимость объектов придорожного  сервиса не облагается налогом  на недвижимость в течение  двух лет с даты ввода их  в эксплуатацию;

- прибыль организаций, доходы индивидуальных  предпринимателей, не являющихся  плательщиками единого налога  с индивидуальных предпринимателей  и иных физических лиц, полученные  от реализации товаров (работ,  услуг) на объектах придорожного  сервиса, не облагаются в течение  пяти лет с даты ввода в  эксплуатацию таких объектов  налогом на прибыль и подоходным  налогом соответственно.

Приоритетной  сферой активизации инвестиционной деятельности является и сельскохозяйственная отрасль. Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции» для  сельскохозяйственных предприятий  предусмотрен специальный режим  налогообложения, в соответствии с  которым производители сельскохозяйственной продукции имеют право осуществлять налогообложение по упрощенной схеме  и, в большинстве случаев, уплачивать только 2 налога: НДС и единый налог  от валовой выручки в размере 2%.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 мая 2001 г. № 234 «О государственной поддержке разработки и экспорта информационных технологий» (Указ № 234) создана научно-технологическая ассоциация «Инфопарк», члены которой освобождаются от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет и в государственные внебюджетные фонды в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке, кроме налога на прибыль, который уплачивается в части указанной выручки по ставке 5 %.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 «О Парке высоких технологий»  создан Парк высоких технологий (ПВТ), резидентам которого оказывается государственная  поддержка в виде права не уплачивать: налог на прибыль, НДС, оборотные  налоги, налог на недвижимость, обязательные страховые взносы на часть дохода работника превышающую однократный  размер средней заработной платы  работников в республике за месяц. Резиденты  ПВТ удерживают 5 % налога на доходы, получаемые иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через  постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, освобождаются от взимания оффшорного сбора при выплате (передаче) дивидендов их учредителям (участникам). Физические лица уплачивают подоходный налог по ставке 9 %.

Резидентами ПВТ могут стать организации, занятые осуществлением деятельности исключительно в сфере создания программного обеспечения информационных систем, фундаментального и прикладного  исследования, реализующие результаты таких исследований и разработок.

Законом Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. № 1319-ХII  «О налоге на добавленную  стоимость» освобождаются от обложения  НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических  работ, зарегистрированных в государственном  реестре в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Статьей 9 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки освобождаются организации, осуществляющие научную деятельность, - в части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств республиканского либо местных бюджетов, включая денежные средства по договорам, заключенным с организациями, которым эти средства выделены из бюджета.

В соответствии со статьей 40 Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 303-З  «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» Национальной академией наук Беларуси образован инновационный фонд за счет отчислений от себестоимости продукции, товаров (работ, услуг) находящихся  в ее подчинении (ведении) организаций, средства которого направляются на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и опытно-технологических работ  и работ по подготовке и освоению производства новых видов наукоемкой продукции, а также отраслевых программ по энергосбережению и мероприятий  по внедрению новых энергоэффективных  технологий и оборудования.

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1103 «Об использовании  результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ и признании утратившим силу постановления Совета Министров  Республики Беларусь от 28 мая 2003 г. № 700»  утверждено Положение, устанавливающее  систему мер материального стимулирования лиц, занимающихся выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических  работ и использованием результатов  этих работ в производстве и передачей  их по договорам, в организациях науки  и образования, их обособленных подразделениях и дочерних организациях. В частности, указанным Положением предусмотрены  выплаты вознаграждения лицам, которые  не принимали непосредственного  участия в выполнении НИОК(Т)Р, но содействовали использованию результатов.

Необходимо  отметить, что предприятия с иностранными инвестициями уплачивают в Республике Беларусь те же налоги и по тем же ставкам, что и белорусские предприятия.

Система налогообложения в Республике Беларусь состоит из следующих основных налоговых  платежей:

1. НДС. Исчисляется от суммы оборота  по реализации товаров (работ,  услуг). Основная ставка налога  – 18 %. Для определенных товаров  (по перечню) существует пониженная  ставка – 10 % в основном это  продовольственные товары, товары  детского ассортимента, продукция  растениеводства, животноводства, рыбоводства,  пчеловодства. По экспорту товаров  ставка налога – 0 (ноль) %.

2. Налог на прибыль исчисляется  по ставке 24 % от прибыли и доходов  от внереализационных1 операций. Предусмотрено уменьшение облагаемой  налогом прибыли на суммы, направленные  на финансирование капитальных  вложений производственного назначения  и жилищного строительства, а  также на погашение кредитов  банков, полученных и использованных  на эти цели.

3. Транспортный сбор уплачивается  единым платежом в размере  3 % за счет прибыли, остающейся  в распоряжении после уплаты  налогов, сборов (пошлин), других  обязательных платежей (местный  налог).

4. Платежи за землю в форме  земельного налога и арендной  платы за землю. Земельный налог  устанавливается в виде ежегодных  фиксированных платежей за гектар  земельной площади, арендная плата  – в соответствии с договором  аренды. Объектом является земельный  участок, который находится во  владении, пользовании или собственности.

5. Налог на недвижимость. Годовая  ставка составляет 1 % (в год) от  остаточной стоимости основных  фондов.

6. Сбор в республиканский фонд  поддержки производителей сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной  науки. Уплата сбора производится  в размере 2 % от выручки, полученной  от реализации товаров (работ,  услуг).

Вместе  с тем, создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата  заключается не только в предоставлении отдельных мер стимулирования, это  обусловлено в целом совершенствованием налоговой системы в Республике Беларусь, упрощением процедур налогового администрирования и созданием  максимально1 комфортных условий для  исполнения плательщиками своих  налоговых обязательств.

Основные этапы реформирования созданной в 1992 – 1994 годах налоговой системы страны по времени совпали с реализацией Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь: сначала на 1996 – 2000 годы, а затем на 2001 – 2005 годы. В результате осуществленных преобразований, включающих введение в действие Общей части Налогового кодекса и принятие мер по унификации налоговых законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации, на начало 2006 года сформировалась новая структура налогообложения.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики