Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь
Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......
Министерство образования
УО «Белорусский государственный экономический
университет»
Бобруйский филиал
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Налоги как инструмент государственного регулирования экономики
БОБРУЙСК 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 43 с., 1 рис., 1 табл.,16 источников, 2 прил.
НАЛОГИ, НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, НАЛОГОВОЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Объектом и предметом исследования являются налоги, как инструмент государственного регулирования экономики.
Цель работы изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
В процессе работы рассматриваются основные направления налоговой политики, налоги, их виды и функции, а также исследуется налоговое регулирование Республики Беларусь, налоговая политика на современном этапе и основные направления её совершенствования.
Автор подтверждает, что весь аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Введение...................... |
4 |
1 Роль налогов в государственном
регулировании экономики..................... |
6 |
1.1 Налоги и их функции, виды.......................... |
6 |
1.2 Налоговое регулирование
экономики..................... |
12 |
1.3 Основные направления налоговой
политики...................... |
13 |
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ...................... |
19 |
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально- экономическим параметрам развития национальной экономики................. |
19 |
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе..................... |
29 |
2.3 Основные направления совершенствования
налоговой политики Республики Беларусь...................... |
33 |
Заключение.................... |
38 |
Список использованных
источников.................... |
40 |
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок........... |
41 |
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП...... |
42 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы
является актуальной, так как в
условиях рыночного хозяйства
Регулирующая функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем. Одной из таких проблем на современном этапе является развитие малого бизнеса. Государство должно способствовать его развитию и всемерно поддерживать. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, упрощенное и льготное налогообложение, освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники. В других случаях государство создает льготный режим налогообложения в зависимости от рода хозяйственной деятельности.
В регулирующей
функции налогов следует
Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую.
Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с первых дней существования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс.
В историческом развитии механизма
взимания налогов обычно выделяют три
основных этапа. Начальный этап (от
древнего мира до начала средних веков)
характеризуется отсутствием
На втором этапе (XVI-XIX вв.) появляются различные государственные учреждения, в том числе финансовые. Государство начинает выполнять некоторые функции: установление квоты обложения, определение процесса сбора налогов и наблюдение за ним.
Третий (современный) этап характеризуется тем, что государство взяло в свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны. [2, стр. 5]
Налоги – это обязательные
платежи юридических и
Налоги, введенные в законодательном
порядке, носят легальный характер.
После их уплаты плательщик приобретает
полную хозяйственную
Налоги могут быть классифицированы по различным признакам, количество группировок достаточно велико.
Налоги можно классифицировать:
По способу изъятия на прямые (подоходно-имущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые взимаются в процессе потребления и накопления материальных благ, косвенные – в процессе их расходования (потребления). Прямые делятся на реальные (поземельный, налог на ценные бумаги, промысловый налог), личные (подоходный налог с населения, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций и др.). К косвенным налогам относятся акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины [4, с.34].
По назначению:
общие (обезличиваются и поступают
в единую кассу государств, предназначены
для общегосударственных
По полноте
права использования налоговых
сумм: закреплённые налоги полностью,
в твёрдо фиксированной доле (в %),
на постоянной либо долговременной основе
поступают в бюджет, за которым
они закреплены; регулирующие используются
для регулирования в
По принадлежности к уровню власти: местные (взимаются в местные органы самоуправления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты) и республиканские (взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет) налоги.
По способу обложения: кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные.
По методу обложения (от ставки): прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твёрдые, кратные [2, с.50].
Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия на прямые и косвенные. Эта группировка зависит от объекта обложения, взаимоотношений плательщика с государством.
Прямые
налоги устанавливаются
В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные построены без учёта личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основой для обложения (например, поземельный налог, налог на ценные бумаги). Личный налог в мировой практике налогообложения представлен следующими видами: подоходный налог, поимущественный, налог с наследства, с дарений [5, с. 42].
В зависимости от метода обложения (ставки) налоги подразделяются на твёрдые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, а также реже встречающиеся линейные, ступенчатые, кратные.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа). Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна и не зависит от величины дохода или масштаба объекта налогообложения (налог на доход, прибыль) При прогрессивном налоге ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. К регрессивным относят такие налоги, ставки по которым уменьшаются по мере увеличения размера объекта налогообложения.
Исходя
из стимулирующей функции налогов,
их можно подразделить на налоги, регулирующие
ценообразование, издержки производства
и занятость. К налогам, регулирующим
непосредственно
Налоги поступают в бюджет, из которого производятся расходы на самые разнообразные цели. Однако есть также и отдельные налоги, которые вводятся с целью финансирования социальных расходов. Поэтому налоги можно поделить на общие и целевые.
По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на себестоимость продукции; на финансовые результаты; на балансовую прибыль; на прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятий. На себестоимость продукции относят, в частности, земельный налог, экономический налог; на финансовые результаты – налог на имущество; на чистую прибыль – некоторые местные налоги, платежи за превышение лимитов выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Налоги, объектом уплаты которых является выручка, - это все косвенные налоги, так как они включаются в отпускную цену товаров.
В зависимости
от органов, которые реализуют
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики