Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь

Содержание

Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 160.43 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный  экономический 

университет»

 

Бобруйский филиал

 

 

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на  тему: Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОБРУЙСК 2010

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

Курсовая работа: 43 с., 1 рис., 1 табл.,16 источников, 2  прил.

 

НАЛОГИ, НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, НАЛОГОВОЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

Объектом  и предметом исследования являются налоги, как инструмент государственного регулирования экономики.

Цель  работы изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.

В процессе работы рассматриваются основные направления налоговой политики, налоги, их виды и функции, а также исследуется налоговое регулирование Республики Беларусь, налоговая политика на современном этапе и основные направления её совершенствования.

 

Автор подтверждает, что весь аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

                                                                                                       _____________________

                                                                                                      (подпись студента)

 

Введение...................................................................................................................

4

1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................

6

1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................

6

1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................

12

1.3 Основные направления налоговой политики..............................................

13

2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................

19

2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-

экономическим параметрам развития национальной экономики.................

19

2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................

29

2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................

33

Заключение...............................................................................................................

38

Список использованных источников...................................................................

40

Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........

41

Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......

42





СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема работы является актуальной, так как в  условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Налоговое регулирование  представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с. принятой правительством концепцией экономического развития.

Регулирующая  функция налогов осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты различного рода пособий, ибо налоги являются определяющим источником бюджетно-финансового регулирования национальной экономики.

Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств (например, сельского хозяйства), способствует решению актуальных для общества проблем. Одной из таких проблем на современном этапе является развитие малого бизнеса. Государство должно способствовать его развитию и всемерно поддерживать. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, упрощенное и льготное налогообложение, освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники. В других случаях государство создает льготный режим налогообложения в зависимости от рода хозяйственной деятельности.

В регулирующей функции налогов следует выделить прежде всего стимулирующую подфункцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Она проявляется в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки, полном освобождении от налогов. Примерами преференций могут служить налоговое кредитование и целевые льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налогами  можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а  следовательно, развитие тех или  иных отраслей предпринимательской деятельности. Ими можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий. С их помощью можно повышать конкурентоспособность предприятий на мировом рынке, проводить протекционистскую политику.

Налоговое регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоги  воздействуют на капитал на всех стадиях  его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую.

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ  налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение  направлений совершенствования  налогового регулирования в современных  условиях.

Задачи  курсовой работы:

  1. Определение сущности налогового регулирования;
  2. Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
  3. Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь

 

1 Роль налогов в государственном регулировании экономики

 

 

    1. Налоги и их функции, виды

 

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с первых дней существования  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства неизбежно  сопровождается преобразованием налоговой  системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов  государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический  прогресс.

В историческом развитии механизма  взимания налогов обычно выделяют три  основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового  аппарата для определения и сбора  налогов: государство лишь устанавливало  общую сумму средств, которую  желало получить, а сбор налогов поручало городу ил общине. [1, стр. 5]

На втором этапе (XVI-XIX вв.) появляются различные государственные учреждения, в том числе финансовые. Государство начинает выполнять некоторые функции: установление квоты обложения, определение процесса сбора налогов и наблюдение за ним.

Третий (современный) этап характеризуется  тем, что государство взяло в  свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения  выработаны. [2, стр. 5]

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые  и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части  общественного продукта, используемого  на удовлетворение общегосударственных  потребностей. [2, стр. 37]

Налоги, введенные в законодательном  порядке, носят легальный характер. После их уплаты плательщик приобретает  полную хозяйственную самостоятельность  и потому, по словам А. Смита они  являются для тех, кто платит признаком  не рабства, а свободы. Именно эти  специфические качества позволяют  государству использовать налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность субъектов  хозяйствования в целях общественного  прогресса. [3, стр. 7]

Налоги могут быть классифицированы по различным признакам, количество группировок достаточно велико.

Налоги  можно классифицировать:

По способу  изъятия на прямые (подоходно-имущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые взимаются в процессе потребления  и накопления материальных благ, косвенные  – в процессе их расходования (потребления). Прямые делятся на реальные (поземельный, налог на ценные бумаги, промысловый  налог), личные (подоходный налог с  населения, налог с наследства и  дарений, налог на прибыль с корпораций и др.). К косвенным налогам  относятся акцизы, государственные  фискальные монополии, таможенные пошлины [4, с.34].

По назначению: общие (обезличиваются и поступают  в единую кассу государств, предназначены  для общегосударственных мероприятий) и специальные (целевые), которые  имеют строго определённое назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, дорожные фонды и т.д.).

По полноте  права использования налоговых  сумм: закреплённые налоги полностью, в твёрдо фиксированной доле (в %), на постоянной либо долговременной основе поступают в бюджет, за которым  они закреплены; регулирующие используются для регулирования в нижестоящие  бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утверждённым в установленном порядке  на очередной финансовый год.

По принадлежности к уровню власти: местные (взимаются  в местные органы самоуправления на соответствующей территории и  поступают в местные бюджеты) и республиканские (взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет) налоги.

По способу  обложения: кадастровые, декларационные, налично-денежные, безналичные.

По методу обложения (от ставки): прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твёрдые, кратные [2, с.50].

Наибольшее  распространение получило деление  налогов по способу изъятия на прямые и косвенные. Эта группировка  зависит от объекта обложения, взаимоотношений  плательщика с государством.

Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход и имущество. К косвенным  относятся налоги на товары и услуги, включаемые в отпускную цену (акцизы, таможенные пошлины).

В свою очередь, прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные построены без  учёта личности плательщика и  уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основой для обложения (например, поземельный налог, налог на ценные бумаги). Личный налог в мировой  практике налогообложения представлен  следующими видами: подоходный налог, поимущественный, налог с наследства, с дарений [5, с. 42].

В зависимости  от метода обложения (ставки) налоги подразделяются на твёрдые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, а также реже встречающиеся  линейные, ступенчатые, кратные.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну  нефти или газа). Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна и не зависит от величины дохода или масштаба объекта налогообложения (налог на доход, прибыль) При прогрессивном налоге ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. К регрессивным относят такие налоги, ставки по которым уменьшаются по мере увеличения размера объекта налогообложения.

Исходя  из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на налоги, регулирующие ценообразование, издержки производства и занятость. К налогам, регулирующим непосредственно ценообразование, относятся НДС и акцизы. К налогам, воздействующим на издержки производства, относятся налоги, включаемые в себестоимость  продукции. Это чрезвычайный налог, экологический налог, платежи в  дорожные фонды. К налогам, регулирующим занятость, относятся подоходный налог, отчисления в Государственный фонд социальной защиты населения.

Налоги  поступают в бюджет, из которого производятся расходы на самые разнообразные  цели. Однако есть также и отдельные  налоги, которые вводятся с целью  финансирования социальных расходов. Поэтому налоги можно поделить на общие и целевые.

По источникам средств для уплаты различают  налоги, относимые на себестоимость  продукции; на финансовые результаты; на балансовую прибыль; на прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятий. На себестоимость  продукции относят, в частности, земельный налог, экономический  налог; на финансовые результаты –  налог на имущество; на чистую прибыль  – некоторые местные налоги, платежи  за превышение лимитов выброса загрязняющих веществ в атмосферу. Налоги, объектом уплаты которых является выручка, - это все косвенные налоги, так  как они включаются в отпускную  цену товаров.

В зависимости  от органов, которые реализуют предоставляемое  им право на установление налогов, их подразделяют на государственные и  местные. Государственные налоги устанавливаются  высшими органами правительственной  власти, а местные – местными законодательными органами [6, с.28].

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики