Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ налогового регулирования, анализ работы налоговых органов, определение направлений совершенствования налогового регулирования в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
Определение сущности налогового регулирования;
Изучение налоговой системы как основы налогового регулирования;
Определение направлений совершенствования налогового регулирования в Республике Беларусь

Содержание

Введение...................................................................................................................
4
1 Роль налогов в государственном регулировании экономики.........................
6
1.1 Налоги и их функции, виды.............................................................................
6
1.2 Налоговое регулирование экономики..........................................................
12
1.3 Основные направления налоговой политики..............................................
13
2 Анализ налогового регулирования в Республике Беларусь ......................
19
2.1 Оценка соответствия налоговой политики социально-
экономическим параметрам развития национальной экономики.................
19
2.2 Национальная налоговая политика на современном этапе.....................
29
2.3 Основные направления совершенствования налоговой политики Республики Беларусь...............................................................................................
33
Заключение...............................................................................................................
38
Список использованных источников...................................................................
40
Приложение 1. Экономический смысл снижения налоговых ставок...........
41
Приложение 2. Удельный вес текущих налоговых поступлений в ВВП......

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 160.43 Кб (Скачать)

Подводя итоги 15-летнего развития налоговой  системы Республики Беларусь, можно  с уверенностью сказать, что на нынешнем отрезке она приобрела такие  важные черты, как устойчивость и  стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных  процессов.

Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы в области  бюджетно-налоговой политики предусмотрено  совершенствование налогового законодательства, основными целями которого являются: снижение налоговой нагрузки, улучшение  налогового администрирования и  повышение рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.

Работа  по дальнейшему совершенствованию  налоговой системы в текущей  пятилетке приобрела более активный характер. В соответствии с поручением Главы государства создана рабочая  группа для подготовки предложений  стратегического и стимулирующего характера по упрощению налоговой  системы Республики Беларусь, обеспечению  стабильности в этой области, исключению множественности документов в сфере налогообложения и снижению налогового давления на экономику.

Выработанные  рабочей группой подходы коснулись  как упрощения налоговой системы  Республики Беларусь в целом, так  и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также решения  проблемных вопросов налогообложения  с учетом результатов практического  применения норм налогового законодательства.

Для более простого, четкого и стабильного  регулирования соответствующих  вопросов налогообложения ряду налоговых  законов был дополнительно придан характер законодательных актов  прямого действия. В наибольшей степени  такие дополнения были внесены в  Законы Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и «О налогах на доходы и прибыль». В результате количество нормативных  правовых актов Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь сокращено  на 87.

Свидетельством  реализации поэтапного совершенствования  налоговой системы являются ежегодно принимаемые законы о бюджете  и другие законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которыми предусматривается снижение ставок налогообложения и отмена отдельных налогов и сборов.

Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь  от 31 декабря 2005 г. № 81-З  «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» отменено 5 налоговых платежей: налог на приобретение бензина и  дизельного топлива, налог с продаж автомобильного топлива, сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и  ремонтом жилищного фонда, сбор с  физических лиц при пересечении  ими Государственной границы  Республики Беларусь через пункты пропуска. Кроме того, снижены ставки по целевым  сборам из прибыли, остающейся в распоряжении организаций, с 4% до 3%, а банки переведены на общеустановленный порядок уплаты налога на прибыль. Указанные меры обеспечили снижение налоговой нагрузки на 0,7 % к ВВП.

С 1 января 2008 года отменен ряд платежей (налог с пользователей автомобильных  дорог, отчисления в фонд развития строительной науки, местные сборы за осуществление  торговли на территории соответствующих  административно-территориальных единиц, за осуществление строительства  объектов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы  на иностранных языках). Это финансовые ресурсы порядка 1 трлн. рублей, которые  ранее вовлекались в налоговый  оборот, а с текущего года остаются в распоряжении плательщика.

Задача  по снижению налогового бремени стоит  и в текущем году. Более того, бюджет 2008 года является бюджетом развития. Происходит мобилизация всех внутренних резервов экономики и их преимущественное перераспределение в реальный сектор на модернизацию и расширение производственных мощностей предприятий, создание новых  конкурентоспособных производств. Правительством Республики Беларусь приняты обязательства по выполнению повышенных параметров прогноза социально-экономического развития, достижение которых является целевым ориентиром для работы всего народнохозяйственного комплекса страны. Ставка сделана на развитие предпринимательской инициативы, качественный рост эффективности хозяйствования, перевод национальной экономики на инновационный путь развития.

В перспективе проектом Основных направлений  бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на 2009 – 2010 годы предусмотрено  принятие ряда мер по упрощению налоговой  системы и снижению налоговой  нагрузки.

Так в 2009 году проектом предусматриваются  следующие меры:

- установление  единых ставок местного налога  с продаж товаров в розничной  торговле и местного налога  на услуги в размере 5 %;

- исключение  из объектов обложения налогом  на недвижимость активной части  основных производственных фондов;

- снижение  с 2 до 1% ставки «оборотного налога»  - сбора в республиканский фонд  поддержки производителей сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной науки.

Кроме того, в проекте планируется предусмотреть  более радикальные меры по совершенствованию  налогообложения уже с 2009 года, а  также завершение в 2010 году реформирования налоговой системы путем принятия Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь.

При этом принято решение о целесообразности рассмотрения в 2009 – 2010 годах вопроса  об отмене:

- местных  целевых сборов, уплачиваемых из  прибыли, остающейся в распоряжении  предприятий после налогообложения;

- «оборотного  налога» - сбора в республиканский  фонд поддержки производителей  сельскохозяйственной продукции,  продовольствия и аграрной науки;

- местных  налогов – налога с продаж  товаров в розничной торговле  и налога на услуги;

- налога  на доходы от операций с  ценными бумагами.

По  предварительной оценке, только принятие мер по упрощению налоговой системы, предусмотренных проектом к реализации в 2009-2010 годах позволит оставить в  распоряжении субъектов хозяйствования денежных средств на сумму 2,9 трлн. рублей или 2,4 % процента к ВВП.

Таким образом, очевиден тот факт, что государством уже сегодня проведена значительная работа по созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, которая в дальнейшем будет продолжена.[14]

 

2.2 Национальная  налоговая политика на современном  этапе

 

Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия  в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение  налоговой системы Республики Беларусь.

С целью ликвидации «перекосов» в  исчислении земельного налога в 2010 году принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных  вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные  участки, находящиеся в государственной  собственности» (далее – Указ).

Указом  предусмотрено применение на всей территории республики комбинированных ставок земельного налога. Такой порядок  предполагает порог размера кадастровой  стоимости земельного участка, ниже которого плательщик уплачивает земельный  налог по фиксированной ставке (1 200 000 рублей за гектар - по общественно-деловой, производственной и рекреационной  зонам и 80 000 рублей за гектар - по жилой  многоквартирной и жилой усадебной  зонам). В случае, если кадастровая  стоимость земельного участка выше установленного порога, применяются  ставки земельного налога, предусмотренные  в процентах от кадастровой стоимости  в размерах согласно приложению к  Указу.

Для упрощения  порядка исчисления земельного налога количество ставок по видам земель сокращено Указом с 48 до 12.

В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью  ее упрощения и сближения по составу  налогов с налоговыми системами  развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и  изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

Закон предусматривает с 1 января 2011 года отмену:

  • местного сбора на развитие территорий (уплачивается по ставке 3 процента из прибыли);
  • местного налога на услуги (уплачивается по ставке 5 процентов от выручки);
  • трех платежей в составе экологического налога: за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом; за производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений.

В результате отмены данных налоговых платежей в 2011 году снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4 процента к  ВВП, что позволит оставить в распоряжении предприятий более 700 млрд. рублей. Указанные  средства будут являться потенциальным  источником увеличения инвестиционных ресурсов субъектов хозяйствования.

В отношении основных налогов Закон предусматривает упрощение порядка их исчисления и уплаты.

В частности, по налогу на добавленную стоимость:

  1. предоставить плательщикам право при осуществлении расходов на покупку основных средств и нематериальных активов принимать к вычету равными долями в течение календарного года суммы «входного» НДС вне зависимости от суммы налога, исчисленной по реализации;
  2. отменить ограничение по величине выручки (3,815 млрд. руб.) для выбора плательщиками периодичности уплаты НДС;
  3. отменить текущие платежи;
  4. исключить обязанность плательщиков представлять в налоговый орган в бумажном виде документы, подтверждающие обоснованность применения ими нулевой ставки НДС при экспорте товаров в государства, с которыми применяется таможенный контроль и таможенное оформление.

По налогу на прибыль предусмотрено:

  1. перейти к предоставлению налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль один раз в год с уплатой этого налога в течение года ежеквартально авансовыми платежами;
  2. упростить порядок применения налоговой льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений, за счет отказа от увязки размера льготы с суммой использованного амортизационного фонда и распространить ее на займы, получаемые от иностранных организаций (при этом льготированию будет подлежать 50 % суммы валовой прибыли);
  3. в состав расходов, учитываемых при налогообложении, включить оплату услуг по управлению предприятием или его отдельными подразделениями (например, бухгалтерской, финансовой или маркетинговой службой) сторонними специализированными организациями и индивидуальными предпринимателями;

отменить  нормирование представительских расходов для целей налогообложения.

По акцизам: отменить текущие платежи.

По подоходному налогу с физических лиц:

  1. проиндексировать на планируемый уровень инфляции размеры стандартных налоговых вычетов (с 270 000 до 292 000 рублей вычет на работника и критерий на применение такого вычета с 1 635 000 до 1 766 000 рублей; с 75 000 до 81 000 рублей вычет на каждого ребенка до восемнадцати лет);
  2. упростить порядок подтверждения факта выплаты денежных средств заготовительными организациями владельцам личных подсобных хозяйств, отменив при этом ограничение в размере 500 базовых величин в год в отношении суммы, в пределах которой освобождаются от подоходного налога доходы физических лиц от реализации сельскохозяйственной продукции;
  3. предоставить возможность применения имущественного налогового вычета, связанного с приобретением и (или) отчуждением возмездно отчуждаемого имущества, в размере 10 процентов суммы доходов, полученных от реализации этого имущества, в случае невозможности документального подтверждения таких расходов.

По налогу на недвижимость: усовершенствовать порядок применения отдельных налоговых льгот..

По земельному налогу:

  1. усовершенствовать порядок применения отдельных налоговых льгот;
  2. закрепить на постоянной основе установленный Указом Президента Республики Беларусь от 13.08.2010 г. № 420 порядок применения комбинированных ставок земельного налога.

По экологическому налогу:

  1. включить в состав налога в качестве отдельного объекта налогообложения ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ ввиду исключения соответствующего сбора как отдельного платежа из налоговой системы;
  2. отменить повышающие коэффициенты к ставкам экологического налога сверх установленных лимитов, заменив их таксами на возмещение вреда в соответствии с экологическим законодательством.

По государственной пошлине: с учетом исключения из налоговой системы как самостоятельного платежа сбора за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, соответствующую процедуру предлагается включить в состав объектов обложения государственной пошлиной, что позволит исключить отдельный налог из налоговой системы республики.

По налогу при упрощенной системе налогообложения:

  1. проиндексировать на планируемый уровень инфляции критерии валовой выручки (предельный размер выручки от реализации, позволяющей переходить на применение налога, будет увеличен с 2861,25 до 3090,15 млн. рублей, предельный размер выручки, позволяющий сохранить применение налога, будет увеличен с 3815 до 4120,2 млн. рублей и предельный размер выручки, позволяющий применять в качестве налоговой базы валовой доход, – с 1090 до 1177,2 млн. рублей.);
  2. распространить пониженную ставку налога в размере 3 процентов на экспорт услуг;
  3. конкретизировать состав плательщиков, не имеющих права на применение налога при упрощенной системе налогообложения.

По единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц:

  1. для решения вопроса самозанятости граждан и легализации их доходов перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, дополнить такими видами, как ремонт и переделка одежды и головных уборов, реализация кошек и собак, дрессировка домашних животных, музыкальное обслуживание свадеб и иных торжеств, фотосъемка, изготовление фотографий;
  2. увеличить предел выручки с 20- до 30-кратной суммы единого налога, при превышении которого индивидуальные предприниматели обязаны производить доплату налога в процентах от выручки. Одновременно снизить ставку такой доплаты с 10 до 8 процентов;
  3. установить ставки налога непосредственно в Налоговом кодексе, что обеспечит их неизменность на протяжении всего календарного года.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики