Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:58, дипломная работа
Целевая установка:
- проведение комплексного исследования категорий и направлений совершенствования приоритетного национального проекта "Образование".
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию)
1. охарактеризовать сущность, основные направлениям и цели реализации приоритетного национального проекта "Образование";
2. выявить основные проблемы эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
3. разработать предложения по повышению и обосновать основные направления совершенствования реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Введение 6
Глава 1. Организация рынка образования в России 9
1.1. История развития советской системы образования 9
1.2. Современное состояние российского рынка образовательных услуг 14
Глава 2. Предпосылки и цели проведения приоритетного национального проекта «Образование» 29
2.1. Цели и задачи реализации проекта 29
2.2. Законодательная база реализации национального проекта "Образование" 32
Глава 3. Оценка развития реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 41
3.1. Результаты приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2009 гг 41
3.2. Развитиe приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 51
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 67
Эпоха «рыночного» образования (XX- XXIвв.) | ||||
13 | Конец XX века | 1-й Президент Российской Федерации (1991-1999гг.) Б.Н.Ельцин
Министр образования РФ (1990-1992) Э.Д.Днепров
Министр образования РФ (1992-1996) Е.В.Ткаченко | В июле 1990 года проводилась школьная реформа, направленная на деидеологизацию, демократизацию и обновление отечественного образования. В 1992 г. был принят федеральный Закон «Об образовании», который наряду с государственным образованием ввел понятие негосударственного образования. В 1992/1993 - насчитывалось 535 государственных вузов. В 1995/1996 уч. г., государственных вузов стало на 6% больше, а негосударственных — 193 (т. е. возникла первоначальная сеть). В 1996г. принят закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
| Начальное образование, с 6 или 7 лет (4-х или 3-х-летнее обучение на выбор родителей); Базовая средняя школа (5 – 9 классы); Полная средняя школа (10 – 11 классы); Начальное профессиональное образование (1-3 года); Среднее профессиональное образование (2-4 года); Неполное высшее(2 года); Незаконченное высшее (3 года); Высшее образование (6 лет). |
14 | Начало XXI века | 2-й Президент Российской Федерации (2000-2008гг.) В.В.Путин 3-й Министр образования и науки Российской Федерации (2000-2004гг.) В.М.Филлипов 4-й Министр образования и науки Российской Федерации (2004-по настоящее время) А.А.Фурсенко | Реформа образования, основными положения которой является: Введение единого госэкзамена (с 2001г.) 12-летнее школьное обучение Увеличение доли обучающихся на коммерческой основе Введение и развитие многоуровневого высшего образования. В рамках данного направления высшее профессиональное образование разделяется на два цикла - бакалавриат и магистратура. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена моноуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени "дипломированный специалист". В 2001г. государственных вузов стало на 6% больше, а негосударственных — на 85%. В сентябре 2003г. Россия присоединилась к Болонскому процессу. 5 сентября 2005 года Владимир Путин объявил о старте приоритетного национального проекта: "Образование". В сентябре 2005 – принятие «Национального проекта» в сфере образования, который предусматривает создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты), двух бизнес-школ, выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих. | Начальное образование (4-х летнее обучение); Базовая средняя школа (5 – 9 классы); Полная средняя школа (10 – 11 классы). Начальное профессиональное образование; Среднее профессиональное образование; Высшее образование: неполное высшее (срок обучения 2 года); незаконченное высшее (срок обучения 3 года) базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года; «дипломированный специалист» со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и «магистр» со сроком подготовки 6 лет (новая модель).
|
15 | Начало XXI века | 3-й Президент Российской Федерации (2008г.- по настоящее время) Д.А.Медведев | В 2009 г. ЕГЭ стало единственной формой сдачи выпускных экзаменов. В 2009 г. подготовлен законопроект о создании предприятий на базе колледжей и вузов. К 2010 году – полный переход системы образования на осуществление основных положений Болонской декларации. | Начальное образование (4-х летнее обучение); Базовая средняя школа (5 – 9 классы); Полная средняя школа (10 – 11 классы). Начальное профессиональное образование; Среднее профессиональное образование; Бакалавриат (4 года) Магистратура (2 года) |
Приложение 2.[4] | |||
Приоритетный национальный проект «Образование» (млн. рублей) | |||
Наименование | 2009 год - утверждено | 2010 год - проект | Процент роста к 2009 году |
Национальный проект «Образование» - всего | 29291,5 | 48891,5 | 166,9 |
Внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ | 8000 | 18000 | 225 |
Внедрение современных образовательных технологий | 1500 | 4000 | 266,7 |
Развитие системы национальных университетов и создание бизнес-школ для подготовки управленческих кадров | 3000 | 6000 | 200 |
Установление ежегодного поощрения лучших учителей | 1000 | 1000 | 0 |
Установление вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных учреждениях | 11711,5 | 11711,5 | 0 |
Государственная поддержка талантливой молодежи | 200 | 200 | 0 |
Начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву | 300 | 600 | 200 |
Методическое обеспечение и информационная поддержка | 280 | 280 | 0 |
Централизованная закупка автобусов для сельских школ | 1000 | 1000 | 0 |
Централизованная закупка учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения школ | 2300 | 2300 | 0 |
Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные меры модернизации образования |
| 3500 |
|
Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств |
| 300 |
|
Приложение 3
Бюджетные ассигнования на исполнение приоритетных направлений государственной политики
| 2009 год (бюджет. роспись) | 2010 год | 2011 год | 2012 год | ||||||
прогноз | отклонение | прогноз | отклонение | прогноз | Отклонение | |||||
в млрд. рублей | в %% к 2009 году | в млрд. рублей | в %% к 2010 году | в млрд. рублей | в %% к 2011 году | |||||
ВСЕГО | 3 244,9 | 3 339,4 | 94,5 | 2,9 | 3 346,9 | 7,5 | 0,2 | 3 160,3 | -186,0 | -5,6 |
Оплата труда | 1489,6 | 1503,9 | 14,3 | 1,0 | 1564,3 | 60.4 | 4,0 | 1564,7 | 0,5 | 0,03 |
Приоритетный национальный проект «Образование | 27,1 | 16,0 | 0,0 | 0,0 | 16,0 | 0,0 | 0.0 | 16,0 | 0,0 | 0,0 |
Приоритетный национальный проект «Здоровье» | 102,4 | 114,8 | 12,4 | 12,1 | 128,8 | 14,0 | 12,2 | 137,4 | 8,6 | 6,7 |
Другие направления в сфере социальной политики | 58,0 | 62,2 | 4,2 | 7,2 | 67,0 | 4,8 | 7,7 | 72,3 | 5,3 | 7,9 |
Поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических-инноваций | 227,8 | 217,6 | -10,2 | -4,5 | 223,5 | 5,9 | 2,7 | 229,6 | 6,1 | 2,7 |
Развитие транспортной системы | 308,1 | 282,9 | -25,2 | -8,2 | 297,5 | 14,6 | 105,2 | 248,9 | -48,6 | -16,3 |
Поддержка агропромышленного комплекса | 99,8 | 99,2 | -0.6 | -0,6 | 90,2 | -9,0 | -9,3 | 90,2 | 0 | 0,0 |
Обеспечение жильем | 218,8 | 215,5 | -3,3 | -1,5 | 139,0 | -76,5 | -36 | 96,8 | -42,2 | -30,3 |
Подготовка особо значимых международных проектов | 135,9 | 225,6 | 89,7 | 66,0 | 288,9 | 63,3 | 28,1 | 156,7 | -132,2 | -45,8 |
Приложение 4
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» млрд. рублей
| 2009 год (бюджетная роспись) |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Всего | 27,1 | 16,0 | 16,0 | 16,0 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации | 19,4 | 14,5 | 14,5 | 14,5 |
из них: |
|
|
|
|
Установление вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных учреждениях | 11,1 |
|
|
|
Установление ежегодного поощрения лучших учителей | 1,0 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования | 5,3 | 11,5 | 11,5 | 11,5 |
Развитие дистанционного образования детей-инвалидов | 1,0 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях | 1,0 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Прочие мероприятия | 7,8 | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
из них: |
|
|
|
|
Внедрение современных образовательных технологий | 1,1 |
|
|
|
Развитие сети национальных университетов | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
Развитие сети национальных исследовательских университетов | 3,0 |
|
|
|
Государственная поддержка талантливой молодежи | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных отраслей | 1,8 |
|
|
|
Обучение в высших учебных заведения лиц, прошедших военную службу по контракту | 0,2 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Начальное профессиональное образование военнослужащих, проходящих военную службу по призыву | 0,04 |
|
|
|
Методическое обеспечение и информационная поддержка | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
6
[1] В эти годы насчитывалось 250 центров высшей школы.
[2] Е.Н.Кошкина. Автореферат диссертации на соискание кандидата экономических наук «Проблемы диверсификации регионального рынка образовательных услуг». 2009
[3] Кошкина Е.Н. Автореферат диссертации на соискание к.э.н. «Проблемы диверсификации регионального рынка образовательных услуг России»
[4] Социальные аспекты проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2007 год//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 18 (306), 2009