Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:58, дипломная работа
Целевая установка:
- проведение комплексного исследования категорий и направлений совершенствования приоритетного национального проекта "Образование".
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию)
1. охарактеризовать сущность, основные направлениям и цели реализации приоритетного национального проекта "Образование";
2. выявить основные проблемы эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
3. разработать предложения по повышению и обосновать основные направления совершенствования реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Введение 6
Глава 1. Организация рынка образования в России 9
1.1. История развития советской системы образования 9
1.2. Современное состояние российского рынка образовательных услуг 14
Глава 2. Предпосылки и цели проведения приоритетного национального проекта «Образование» 29
2.1. Цели и задачи реализации проекта 29
2.2. Законодательная база реализации национального проекта "Образование" 32
Глава 3. Оценка развития реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 41
3.1. Результаты приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2009 гг 41
3.2. Развитиe приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 51
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 67
Ход реализации проекта регулярно освещается республиканскими СМИ.
Совместно с Башкирским институтом развития образования изданы информационные сборники по итогам конкурсного отбора школ, учителей, талантливой молодежи. Кроме того, издано 4 сборника из серии «Приоритетный национальный проект «Образование», выпущена книга «Приоритетный национальный проект «Образование» в действии».
Реализация проекта отслеживается в ходе различных мониторингов, проводимых федеральным оператором ПНПО и Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.
В работе была рассмотрена тема «Национальный проект России «Образование»: экономическая эффективность и специфика финансирования». Важность темы обусловлена тем что страна, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта (ПНП) «Образование».
В первой главе рассматривается рынок образования в России. Здесь описывается история развития системы образования в Советский период, а также рассматривается описание современное состояния отечественного рынка образовательных услуг.
Во второй главе анализируются цели и задачи реализации приоритетного национального проекта «Образование». Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих.
При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта.
Кроме того, проект приносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
В третьей главе подводятся некоторые итоги реализации данного проекта как в России, в целом, так и в Башкортостане, в частности. Успешная реализация в России и в Башкортостане национального проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества. Приоритетный национальный проект «Образование» в Башкортостане включает направления: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования», «Внедрение современных образовательных технологий», «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня», «Повышение уровня воспитательной работы в школах» и «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».
По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.
По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными мероприятиями являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.
Дополнительное ежемесячное вознаграждение будет выплачиваться из расчета 1000 рублей за полнокомплектный класс, пропорционально численности в случае меньшего количества учеников. При этом базовый норматив наполняемости для сельских и городских школ будет разным (25 учеников - для городских школ и 14 – для сельских).
По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными мероприятиями являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Успешная реализация национальных проектов в масштабе всей страны, зависит от реализации этих проектов в регионах.
Несмотря на все трудности и недоработки, в целом можно отметить, что в Башкортостане достаточно успешно реализуются приоритетные национальные проекты. Поставленные задачи медленно, но верно претворяются в жизнь.
Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – необходимое и логичное развитие экономического курса, который проводится в течение предыдущих пяти лет, и будет проводиться дальше в России. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России.
Разумеется, у национальных проектов есть большое количество недостатков и недоработок, что является поводом для их всесторонней критики оппозицией в средствах массовой информации. Однако в целом их позитивное значение для развития регионов, и, следовательно, нашей страны – неоспоримо.
1. Нормативные правовые акты:
1. «Конституция Российской Федерации», принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.
2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 17.07.2009) «Об образовании».
3. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ (ред. от 02.08.2009) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (принят ГД ФС РФ 19.07.1996).
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.06.2009) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 03.07.1998).
5. Указ Президента РФ от 07.05.2008 N 716 «О федеральных университетах»
6. Указ от 16 декабря 2005 г. N 131-ук «Об утверждении положения, структуры и численности Министерства образования Оренбургской области».
7. Указ от 28 февраля 2006 г. N 61-ук «О внесении изменений в Указ губернатора Оренбургской области от 16 декабря 2005 г. N 131-ук».
8. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» (ред. от 31.03.2009).
9. Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы» (ред. от 24.03.2008).
10. Постановление Правительства РФ от 14.05.1992 N 315 (с изм. от 28.11.2000) «О системе профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения».
11. Постановление правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. № 850 «О мерах государственной поддержки в 2007 г. подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы».
12. Приказ Минобрнауки РФ от 24.02.2009 N 57 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.03.2009 N 13600).
13. Решение коллегии № 1 от 13.03.2009 г. «Основные итоги развития региональной системы образования в 2008 году и приоритетные направления деятельности министерства образования на 2009 год».
2. Учебная, научная и специальная литература:
1. А.Ю.Андреев. О «новом прочтении» истории российских университетов // Высшее образование в России. 2009. №3. С. 149-159.
2. А. Андреев. Существовал ли «русский путь» развития университетов? // Высшее образование в России. 2008. №7. С. 113-119.
3. И.Архарова. Школы для всех и каждого // Столичное образование. 2008. №7. С. 26-32.
4. Буре К.С. Реформа высшего образования: экспансия бакалавров и магистров //Вопросы образования. 2008. №2. С. 52-72.
5. История России XIX- начала XX в. Учебник для исторических факультетов/ Под ред. В.А.Федорова. – М.: Издательство ЗЕРКАЛО, 1998. – С. 678-680.
6. Е.Н.Кошкина. Автореферат диссертации на соискание кандидата экономических наук «Проблемы диверсификации регионального рынка образовательных услуг в России». 2009
7. Национальный проект "Образование". Что по чём?, 16.05.2009
8. О направлениях реализации национального проекта «Образование». http://www.mon.gov.ru
9. Новости Президента. Госдума, правительство, минфин. http://www.parlcom.ru
10. http://www.rost.ru Приоритетные национальные проекты.
11. http://www.5ballov.ru/news Всероссийская педагогическая конференция
12. Газета «Вести Образования» за 15 ноября - 15 декабря, 2009 г.
13. http://www.vrfo.ru Всероссийский Фонд Образования. Официальный сайт.
14. www.eurekanet.ru/ewww/info/
15. http://www.eurekanet.ru Образовательный портал «Эврика».
16. http://www.v-yakutia.ru Общественно-политическая интернет-газета.
17. «Поиск» - газета научного сообщества за декабрь 2009 года.
18. http://www.ps.1september.ru Становление рынка учебной литературы в Российской Федерации: роль Инновационного проекта развития образования.
19. http://www.sinncom.ru Приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО): инновации в образовании.
20. http://www.fcpro.ru Федеральная целевая программа развития образования.
21. http://www.pages.marsu.ru/iac/
22. http://www.pages.marsu.ru/iac/
23. j.rsl.ru/downloads/0327/
24. http://www.bd.fom.ru О кризисе системы образования
25. ncdo.levsha.ru/Pub/036D.htm Статья «Перспективы образования в информационном обществе», Татьяна Воронина
26. http://www.scepsis.ru Реформа образования в России
27. Доклад Министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко «Итоги реализации приоритетного национального проекта "Образование" и задачи на перспективу», Москва, 28 февраля 2010 г.
28. http://www.riasamara.ru Национальный проект призван заложить фундамент российского образования XXI века
29. «О приоритетных национальных проектах» (по информации фракции «Единая Россия»), 2010г.
Приложение 1[3].
Эпоха советского образования (XX-в.) | ||||
1 | Начало XX века | Временное правительство (март 1917г. - октябрь 1917г.)
Министр народного просвещения (март — июль 1917г.) А.А Мануйлов (сентябрь 1917г.) С.С.Салазкин | С марта по июль 1917г. были восстановлены в должностях профессора и преподаватели, уволенные по распоряжению министерства народного просвещения без согласия советов университетов. Отменены исключения из гимназий и реальных училищ без права поступления в другие учебные заведения (с так называемым «волчьим билетом»). Предпринимались меры к возобновлению нормального учебного процесса. Выпущен циркуляр, содержащий основные правила нового, упрощённого правописания. В сентябре 1917г. вводилось бесплатное начальное и среднее образование, автономия высших учебных заведений и др. | Структура образования не изменилась.
|
2 | Начало XX века | Российская Советская Республика (1917-1918гг.) Председатель Совета Народных Комиссаров России (СНК) (с ноября 1917) В. И. Ленин | В октябре 1917 года МПН прекратило свое существование, его функции перешли к Народному комиссариату по просвещению РСФСР. Революция 1917 г. поставила задачи ликвидации безграмотности населения, общедоступности 7-ми летнего образования (бесплатности), его унификации (идея единой школы), контроля со стороны государства.
| Структура образования не изменилась.
|
3 | Начало XX века | Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (1918-1922гг.) Председатель Совета НКР, РСФСР В. И. Ленин | В 1918г. – ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР, которая узаконивала обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей от 8 – 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. В 1919г управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В 1919г. – 8-ой съезд РКП(б) принял программу партии по обеспечению бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет, и развитие профессионального образования для лиц от 17-го возраста. Была заявлена преемственность ступеней образования. | Структура образования:
Школы (начальные, средние) Училища Вузы |
4 | Начало XX века | Советский союз (1922-1991)
1-й Председатель СНК СССР (1922 — 1924 гг.) В. И. Ленин
| В 1920-х гг. произошла глубокая перестройка образования, прежде всего инженерного. Полное закрытие прежнего гуманитарного сектора в университетах, замененного новым марксистско-ленинским учением, старая профессура была вытеснена из администрации. В 1921г. наряду со средней 9-и летней школой существовала 7-и летняя школа. В 1921г. утверждено положение о ФЗУ. 20.08.1923г. – СНК принял решение приступить к разработке плана всеобщего обучения. В 1923 г. создано общество «Долой безграмотность», в деревнях начали открываться школы крестьянской молодежи. | Структура образования:
Школы (начальные, средние) Средние специальные учебные заведения Вузы |
5 | Начало XX века | 2-й Председатель СНК СССР (1924-1930гг.) А.И.Рыков
| В 1928 г. принята резолюция «Об улучшении подготовки новых специалистов». Получило развитие среднее профессиональное образование. В 1929 г. насчитывалось свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В 1930-х гг. на базе факультетов вузов было открыто много новых учебных заведений. 14.08.1930г. принято постановление о всеобщем начальном обучении. В 1926г. в городах открылись ФЗУ (7 лет обучения) | Структура образования: Школы Профессионально-технические училища Средние специальные учебные заведения, ФЗУ Высшие учебные заведения.
|
6 | Середина XX века | 3-й Председатель СНК СССР (1930-1941) В.М.Молотов
| В 1931–1932 гг. принято постановление ЦК ВКП(б) о школе (вводились централизованное управление и централизованный контроль). В 1934 г. было возобновлено преподавание истории в средней и высшей школе, начальным обучением был достигнут 100% охват населения. 1933-1937гг. введено обязательное семилетнее обучение. | Структура образования не изменилась |
7 | Середина XX века | 3-й Председатель СНК СССР (1941-1946гг.) 1-й Председатель НК СССР (1946-1953) И. В. Сталин | Период взлёта советской науки и техники. Построено здание МГУ, университетам были переданы крупные здания в Минске, Воронеже, Харькове. Активно начали создаваться и развиваться университеты ряда союзных республик. Создана сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий. Учёные стали подлинной элитой страны. В то же время, целые области исследований, такие как генетика и кибернетика, объявлялись «буржуазными лженауками». Следствием этого были аресты и порой даже расстрелы, а также отстранения от преподавания видных советских учёных. | Структура образования не изменилась |
8 | Вторая половина XX века | 1-й Первый секретарь ЦК КПСС (1958-1964) Н.С.Хрущев | В 1958г. принят «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (проведена реформа образования: для преодоления «отрыва обучения от жизни»). В 1959г. создана сеть технических профессиональных учреждений. Кроме того, восстанавливалась разрушенная в 20-е гг. университетская система. | Структура образования: Школы Профессионально-технические училища: - ПТУ (1-2 года); - СПТУ (3-4 года); - Тех-е училища (1-1,5 лет) Высшие учебные заведения. |
9 | Вторая половина - конец XX века | 2-й Генеральный секретарь ЦК КПСС (1966-1982гг.) Л.И.Брежнев | В 1965 г. произошел всеобщий переход к среднему образованию, обязательное 10-летнее среднее образование (даже для тех, кто не хотел или не мог окончить десятилетку), возврат к приоритету дневного обучения в вузах, сокращению льгот при поступлении в вузы производственникам со стажем. В 1972г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию». | Структура образования не изменилась |
10 | Конец XX века | 3-й Ген. секретарь ЦК КПСС (1982-1984гг.) Ю.В.Андропов | В 1980-х гг. проводились милицейские облавы в местах скопления людей с целью выявления прогульщиков, в том числе прогуливающих уроки школьников. | Структура образования не изменилась |
11 | Конец XX века | 4-й Генеральный секретарь ЦК КПСС (1984-1985гг.) К.У.Черненко | В 1984г. принято постановление Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в котором предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования всеобщим профессиональным. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. | Структура образования не изменилась |
12 | Конец XX века | 5-й Генеральный секретарь ЦК КПСС (1985-1991гг.) М.С.Горбачев | С 1989 г. разрешено расширение образовательных услуг, в связи с этим появились различные типы образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др., которые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров. | Начальная школа (3 года) Средняя школа (5 лет) Полная школа (2 года) Среднее специальное образование (1-3 года) Среднее техническое образование (4 года) Незаконченное высшее (3 года) Высшее образование (6 лет) |