Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:58, дипломная работа
Целевая установка:
- проведение комплексного исследования категорий и направлений совершенствования приоритетного национального проекта "Образование".
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию)
1. охарактеризовать сущность, основные направлениям и цели реализации приоритетного национального проекта "Образование";
2. выявить основные проблемы эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
3. разработать предложения по повышению и обосновать основные направления совершенствования реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Введение 6
Глава 1. Организация рынка образования в России 9
1.1. История развития советской системы образования 9
1.2. Современное состояние российского рынка образовательных услуг 14
Глава 2. Предпосылки и цели проведения приоритетного национального проекта «Образование» 29
2.1. Цели и задачи реализации проекта 29
2.2. Законодательная база реализации национального проекта "Образование" 32
Глава 3. Оценка развития реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 41
3.1. Результаты приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2009 гг 41
3.2. Развитиe приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 51
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 67
Ежемесячное вознаграждение в размере 1 тыс. рублей в зависимости от нормативной наполняемости класса получают педагогические работники республики, выполняющие функции классного руководителя.
В 2009 году денежного поощрения в размере 100 тыс. рублей удостоены 377 лучших учителей. По количеству учителей – победителей федерального конкурса в рамках приоритетного национального проекта "Образование" Республика Башкортостан заняла 3-е место в стране.
Ежегодно награждаются премиями лучшие представители талантливой молодежи. В 2009 году их обладателями премий стали 135 человек, из них 30 – получили премии по 60 тыс. рублей, 105 – по 30 тыс. рублей. Республика Башкортостан по количеству награжденной молодежи заняла в 2009 году 10-е место.
В республике давно действует и собственная система поддержки талантливой молодежи. Реализуется Президентская программа "Дети Республики Башкортостан". Действует целый комплекс мер поощрения творчески одаренной молодежи. Ежегодно 100 одаренных школьников, 335 студентов, аспирантов и докторантов получают стипендии Президента Республики Башкортостан. Присуждаются также именные стипендии в честь видных общественных деятелей, представителей науки и культуры. Учреждены гранты Республики Башкортостан для талантливой молодежи.
Башкирским государственным педагогическим университетом им. М. Акмуллы совместно с Министерством образования Республики Башкортостан запущен информационно-образовательный портал Республики Башкортостан. Для оплаты услуг доступа общеобразовательных учреждений к ресурсам сети Интернет Министерством образования Республики Башкортостан совместно с ОАО "Башинформсвязь" заключены договоры с более 1000 учреждений. На эти цели в 2009 году за счет средств консолидированного бюджета Республики Башкортостан было направлено 47,3 млн. рублей.
Несмотря на то, что поставка автобусов для сельских общеобразовательных учреждений за счет средств федерального бюджета была завершена, в текущем году из бюджета Республики Башкортостан было выделено 55,7 млн. рублей на закупку и поставку еще 65 автобусов для сельских школ.
Активное участие в реализации национального проекта принимают и муниципалитеты республики. Примером этого служит победа в федеральном конкурсе проектов по реорганизации школьного питания экспериментального проекта городского округа г.Уфа. На эти цели в 2009 году было выделено 123,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 50,0 млн. рублей, из бюджета Республики Башкортостан – 73,4 млн. рублей.
В 2009 году проводилась подготовка к открытию первого центра дистанционного обучения детей-инвалидов на дому на базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 13. На базе Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 63 создана опорная школа для консультирования педагогов, обучающих детей с нарушением интеллекта.
Дальнейшая реализация национального проекта "Образование" предусматривает:
повышение эффективности выполнения инновационных образовательных программ;
развитие дистанционного образования детей-инвалидов;
широкое использование современных информационных технологий и образовательных ресурсов;
переход к современным технологиям организации школьного питания.
Связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства сегодня очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед — это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым — делать ставку на лидеров и распространять их опыт.
Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием — вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.
Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей — ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы. В рамках приоритетного национального проекта нам удалось начать внедрение нескольких ключевых элементов новой системы оплаты труда педагогов. Субвенции на поощрение лучших учителей, являясь федеральным механизмом-образцом, должны быть непременно дополнены подобными механизмами на всех уровнях управления: региональном, муниципальном и главное — школьном. Это задачи на ближайшую перспективу.
Субсидия на выплату вознаграждения за классное руководство также представляет не менее важный элемент новой системы оплаты труда, когда в базовую часть зарплаты входит не только почасовая плата за уроки, но и оплата выполнения иных педагогических функций. Эти нововведения в рамках национального проекта затронули приоритетную, важнейшую функцию школы — воспитание. С удовлетворением отмечаем, что ранее высказанные нами предложения о повышении роли воспитания в образовании были учтены разработчиками национального проекта. Мы уже который год работаем в республике в этом направлении.
Произошедшие всего за один год в ходе осуществления проекта изменения в республиканской системе образования масштабны. Национальный проект позволил выявить лидеров — те школы и тех учителей, которые выступают носителями нового качества образования и наиболее востребованы обществом. Первый год реализации приоритетного национального проекта подготовил основу для запуска комплексных региональных проектов модернизации, включающих новую систему оплаты труда, подушевые принципы распределения ресурсов, общественное участие в управлении образованием, изменение подходов к оценке качества образования. Образно выражаясь, национальный проект стал «генеральной репетицией» перехода на качественно новый уровень системных изменений в ближайшие годы.
В этих целях заключен и выполняется ряд правительственных соглашений о взаимодействии по реализации проекта, предоставлении финансовой помощи на выплату вознаграждения классным руководителям, внедрении инновационных программ в общеобразовательных учреждениях, об оснащении школ учебно-наглядным оборудованием и автобусами. По инициативе нашего министерства заключены и выполняются соглашения со всеми муниципалитетами. В рамках других проектов — «Здоровье», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — в перспективе очень полезным было бы сотрудничество на межведомственном уровне по совершенствованию медицинского обслуживания педагогических работников, обеспечению их жильем, подготовке кадров для агропромышленного комплекса, строительной отрасли и т.д. Соответствующие предложения мы внесли в Правительство республики.
Масштабный национальный проект по инновационным программам высших учебных заведений обеспечивает прорыв в высшем образовании на современном этапе. Четыре ведущих университета нашей республики — УГНТУ, УГАТУ, БГМУ, БГУ — приняли в этом году участие в конкурсе инновационных программ. Возможно, на фоне ведущих вузов г.Москвы и С.-Петербурга наши выглядели несколько скромнее и даже не вышли в финал, но у республики есть все основания надеяться на более высокие результаты уже этой осенью. Многие высшие учебные заведения Башкортостана имеют высокие ежегодные рейтинги и входят в лидирующие группы в своих категориях.
Создана ассоциация «Башкирский государственный педагогический университетский комплекс», включившая в себя 14 педагогических колледжей. Несколько выпусков специалистов со средним профессиональным образованием сделал Башкирский государственный университет. Внедряет в своих стенах систему непрерывного образования Уфимский государственный авиационный технический университет. Предстоит открытие республиканского инновационного бизнес-инкубатора в Башкирском государственном университете. С введением уже в этом году системы рейтингования высших учебных заведений в зависимости от востребованности их выпускников на рынке труда создается основа для перехода к практической стадии реализации проекта при активном участии общественных институтов, государственных органов и бизнес-сообщества.
В рамках национального проекта «Образование» в этом году по миллиону рублей получили 109 школ республики. Это 54 сельских и 55 городских общеобразовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность. Гранты распределялись на конкурсной основе с участием общественных экспертов. Гражданские объединения заметили и оценили в программах развития этих школ убедительные ответы на социальные запросы. Особенно радует высокая активность сельских школ. Это не удивительно, а напротив — закономерно: сельскую школу сама жизнь заставила стать на практике социокультурным центром для селян, ориентироваться на широкие общественные потребности.
Средства в объеме 109 млн. рублей из федерального бюджета в республику поступили своевременно и предназначены исключительно для приобретения лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовки преподавателей, а также для финансирования мероприятий, направленных на реализацию целей дальнейшего инновационного развития общеобразовательных учреждений. Со всеми директорами школ-победителей проведены консультации по вопросам организации закупок и торгов.
Кроме того, по национальному проекту «Образование» более 170 сельских школ республики уже в этом году получат автобусы, около 500 школ — кабинеты физики, химии, биологии, географии, интерактивные доски. Эту существенную поддержку из федерального и республиканского бюджетов получат школы, не ставшие «миллионерами», но активно внедряющие современные технологии обучения и являющиеся базовыми для других школ своих районов. Кроме того, в бюджетах муниципалитетов предусматривается в этом году направить на оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием 76,9 млн. рублей.
Доступ к Интернету сегодня имеют 46 процентов средних школ республики, но во многих случаях скорость передачи информации невысока. Широкополосный доступ, который в рамках приоритетного национального проекта «Образование» получат 2677 школ республики, обеспечивает высокую скорость передачи информации и должное качество связи. На республиканском совещании в Нуримановском районе мы попросили глав администраций обратить на это внимание и подготовить рабочие места для обеспечения доступа в сеть Интернет в соответствии со всеми техническими требованиями. Оснащение за два года всех школ доступом в Интернет откроет новые возможности по проведению дистанционных уроков и консультаций, в том числе и в сельских школах, в которых могли бы принимать участие лучшие учителя, получившие от государства соответствующее денежное поощрение. Работа в этом плане в республике ведется. Очень своевременной оказалась инициатива Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы, предложившего свои услуги по формированию единой региональной информационно-коммуникационной системы и регионального образовательного Интернет-портала. Со своей стороны, мы обеспечили необходимым оборудованием все районные и городские центры педагогической информации.
В этом году как никогда успешно школьники и студенты республики выступали на всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах и форумах. Впервые столица Башкортостана стала местом проведения Всероссийской олимпиады школьников по химии. Общее количество медалей, завоеванных в этом году на всероссийских предметных олимпиадах, на 62 процента больше, чем в прошлом году. По нашей республике в рамках национального проекта «Образование» из числа способной и талантливой учащейся молодежи 41 человек претендует на получение премии в размере 60 тысяч рублей, 37 человек — 30 тысяч рублей — вот сколько у нас победителей и призеров российского и регионального масштаба! Кроме того, в Башкортостане будет расширяться и своя система стипендиальной и грантовой поддержки молодых талантов. Так, например, расходы муниципальных бюджетов на стипендиальную поддержку талантливой молодежи составят в 2006 году 350,4 тысяч рублей.
Национальный проект предполагает стимулирование не только учащихся, но и учителей. Поддержка учителей осуществляется и будет продолжаться как по линии национального проекта, так и вне его. В этом году значительно увеличены размеры премий победителям и лауреатам республиканских конкурсов профессионального мастерства «Учитель года» и «Учитель года башкирского языка и литературы». Впервые проведен республиканский конкурс педагогов дополнительного образования детей. Существенным фактором мотивации развития воспитательного потенциала педагогических кадров стал Указ Президента Республики Башкортостан об установлении выплат классным руководителям образовательных учреждений, ранее не включенных в национальный проект. Сейчас дополнительное вознаграждение в размере тысячи рублей в месяц получают в нашей республике 32,5 тысяч классных руководителей. Предстоит дальнейшее совершенствование процедур отбора, учет всех результатов и наработок первого конкурса, упрощение процедур как для участников, так и для экспертов и тем самым — повышение прозрачности и объективности. Очень важно не потерять складывающуюся сеть экспертов, шире использовать этот общественный ресурс для реализации задач развития образования. И, конечно, на всех уровнях нам необходимо содействовать формированию сообществ инновационных школ и лучших учителей, сделать широко известным их опыт, максимально учесть и использовать потенциал победителей при решении разнообразных задач модернизации образования.
Учителя-победители уже выявлены, ожидаем подписания приказа Министерства образования и науки Российской Федерации. Премиями в размере 100 тысяч рублей ко Дню учителя будут поощрены 363 лучших учителя республики. Шанс принять участие в конкурсе и получить премию имеется у каждого педагога. Квота на 2007 год пока не установлена. Надеемся, что в следующем году премию получат не меньше учителей, чем в нынешнем.
Одним из направлений реализации национального проекта было заявлено получение начального профессионального образования военнослужащими. В феврале этого года министерство выходило с инициативой о создании на территории республики учебного центра начального профессионального образования на базе одной из войсковых частей. Однако был получен ответ, что создание подобных центров на территории республики в 2006 году не предусматривается. Башкортостан четвертый год подряд занимает первые места во всероссийских конкурсах подготовки граждан к военной службе. Поэтому на большом педсовете, состоявшемся 11 августа в Нуримановском районе, мы обратились к министру образования и науки А.А.Фурсенко с просьбой учесть этот момент при определении совместно с Минобороны России дислокации предусмотренных национальным проектом центров.
Также было высказано предложение о необходимости расширения рамок национального проекта за счет включения в него таких важных уровней образования, как дошкольное и дополнительное образование детей. Этот вопрос пока изучается на федеральном уровне.
Национальный проект «Образование» пополнится в следующем году еще одним новым направлением: уже этой осенью будет объявлен конкурс среди субъектов Российской Федерации, которые наиболее успешно реализуют комплексные проекты модернизации образовательных систем. Об этом сообщил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. «Необходимо поддерживать не только отдельных учителей и школы, но и сам регион, поскольку именно от его руководства зависит успех и педагогов, и учебных заведений», — отметил он. Старт этого конкурса намечен на октябрь. 30 субъектов Российской Федерации уже изъявили желание участвовать в конкурсе. Как отметил на августовском республиканском совещании Президент Республики Башкортостан М.Г.Рахимов, «…наша республика смогла бы стать подобной площадкой для отработки нового финансового механизма в сфере образования».
Другое нововведение — конкурс для учреждений начального и среднего профессионального образования. По результатам конкурса планируется определить по стране 100—150 учреждений, каждое из которых получит по 50 миллионов рублей. Республика Башкортостан, располагающая одной из мощнейших и авторитетнейших в России систем начального и среднего профессионального образования, имеет все возможности представить на этот конкурс интересные инновационное программы.
В Год благоустройства, объявленный Президентом республики М.Г.Рахимовым, в канун подготовки к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России особое звучание приобретают вопросы духовного благоустройства. В наступающем учебном году продолжится реализация программ «Формирование гражданина нового Башкортостана», «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения». Активно включились учащиеся республики и в недавно объявленный открытый всероссийский конкурс творческих работ «Моя классная — самая классная!!!». Тема первого урока в новом учебном году — «Знания юных — Отечества слава».