Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:58, дипломная работа
Целевая установка:
- проведение комплексного исследования категорий и направлений совершенствования приоритетного национального проекта "Образование".
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию)
1. охарактеризовать сущность, основные направлениям и цели реализации приоритетного национального проекта "Образование";
2. выявить основные проблемы эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
3. разработать предложения по повышению и обосновать основные направления совершенствования реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Введение 6
Глава 1. Организация рынка образования в России 9
1.1. История развития советской системы образования 9
1.2. Современное состояние российского рынка образовательных услуг 14
Глава 2. Предпосылки и цели проведения приоритетного национального проекта «Образование» 29
2.1. Цели и задачи реализации проекта 29
2.2. Законодательная база реализации национального проекта "Образование" 32
Глава 3. Оценка развития реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 41
3.1. Результаты приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2009 гг 41
3.2. Развитиe приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 51
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 67
Содержание
Введение
Глава 1. Организация рынка образования в России
1.1. История развития советской системы образования
1.2. Современное состояние российского рынка образовательных услуг
Глава 2. Предпосылки и цели проведения приоритетного национального проекта «Образование»
2.1. Цели и задачи реализации проекта
2.2. Законодательная база реализации национального проекта "Образование"
Глава 3. Оценка развития реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане
3.1. Результаты приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2009 гг
3.2. Развитиe приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Образование является основным фактором социально-экономического развития страны, и сегодня в России его эволюция относится к приоритетным направлениям. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Среди множества проблем совершенствования системы образования страны, особое место занимают вопросы гармонизации ее территориальной структуры. Хотя почти за пять лет работы приоритетного национального проекта (ПНП) «Образование» многое сделано: созданы особые экономические зоны технико-внедренческого типа, центры трансфера технологий, технопарки, но их деятельность до сих пор не принесла существенных результатов. Основной причиной этого является нехватка квалифицированных кадров в регионах, а без них переход на инновационный путь просто нереален.
Термин национальный проект появился в нашей стране осенью 2005 г. Президент России В.В. Путин выступил с инициативой по реализации в стране четырех национальных проектов – «Современное здравоохранение», «Качественное образование», «Доступное жилье», «Эффективное сельское хозяйство». При проработке национальный проектов власть сделала акцент на четыре направления, приоритета: здравоохранение, образование, жилье, развитие АПК (агропромышленного комплекса). Приоритетные национальные проекты должны соотноситься с национальной идеей государства, которая, в свою очередь, должна учитывать основные его проблемы. Позитивное развитие государства предполагает решение этих проблем. Именно от четырех приоритетов прямо зависит качество жизни общества (культурная сфера в проекты не входит).
Об особой важности национальных проектов говорится в выступлении Президента РФ В.В.Путина, от 5 сентября 2005 года:
«Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.
Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.
Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».
Целью работы является проведение комплексного исследования категорий и направлений совершенствования приоритетного национального проекта "Образование".
Для достижения названной цели поставлен ряд задач:
- охарактеризовать сущность, основные направлениям и цели реализации приоритетного национального проекта "Образование";
- выявить основные проблемы эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
- разработать предложения по повышению и обосновать основные направления совершенствования реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Объектом исследования стала реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане
Предмет исследования - совокупность условий и направлений совершенствования реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных финансистов и экономистов, монографические исследования научно-исследовательских и учебных центров, материалы периодической литературы по проблемам государственного финансового контроля.
Советская система образования начала складываться с 1917 г. Для развития СССР, требовалось много грамотных и высококвалифицированных специалистов как для управления государственной системой, так и для управления фабриками, заводами, для развития земледелия, животноводства. В ответ на это создавались новые школы, училища, вузы, образование стало доступным для всех желающих вне зависимости от классовой принадлежности. Процесс интеллектуального освоения России сопровождался расширением сети поселений – центров высшей школы. В 1917 г. в России насчитывался 21 вузовский центр. В то же время (с 4 июля 1917 г.), проводилась работа по ликвидации учебных округов, которые были полностью упразднены в 1918 г. Дела учебно-окружных управлений были переданы Министерству народного просвещения и губернским земским учреждениям. С 1919 г. управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР.
В.И.Лениным была заявлена преемственность ступеней образования и равенство получения образования для всех слоев населения, обоего пола до 16 лет, независимо от национальности. С введением всеобуча обучением были охвачены все дети, и уровень грамотности в обществе вырос скачком. Кроме того, школа была полностью отделена от церкви. Допускалось получение образование на родном языке. Повсеместно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности (ликпункты). Во всех ведущих индустриальных районах страны, кроме Урала были созданы центры высшего технического образования, во всех основных сельскохозяйственных районах Европейской России открыты сельскохозяйственные вузы. Вместе с тем, ситуация в вузах в начале 20-х годов начала ухудшаться, многие вузы были сняты с государственного снабжения. Преподавателям по нескольку месяцев не выплачивали зарплату. Это обострило кадровую проблему. Многие профессора с мировым именем эмигрировали за границу. Университеты на периферии не могли укомплектовать кафедры заведующими, нехватку преподавателей компенсировали за счет привлечения к проведению занятий отлично успевающих студентов старших курсов, их называли «вридассы» (временно исполняющие должность ассистента). 9 декабря 1921 г. на заседании коллегии Главпрофорба слушался вопрос «О сокращении сети учебных заведений». В результате ряд региональных высших учебных заведений были закрыты.
В конце 20-х гг., во время социально-экономической реформы, под руководством А.И.Рыкова были предприняты кардинальные меры по очередной глубокой перестройке образования, прежде всего инженерного. Резко сократилось основное общее образование (преобладала семилетка) и получили распространение ФЗУ – фабрично-заводские училища. Структура образования этого времени показана на рис. 5.
Рис. 5. Структура системы образования СССР 20-х гг. ХХ в.
Уже в начале 30-х гг. высшее образование стало более диверсифицированным, на базе различных факультетов было открыто много новых учебных заведений в регионах, что обеспечило доступность образования для большего количества населения.
В результате проводимых образовательных реформ, согласно переписи населения в 1939 г. процент грамотности вырос до 87,4%, в том числе, за счет 76 действующих центров высшей школы, хотя по-прежнему остро стояла проблема нехватки высокопрофессиональных преподавательских кадров.
В период Великой Отечественной войны 1941—45 гг. на территории, подвергшейся немецкой оккупации, были уничтожены 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Поэтому в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательных школ. Были созданы школы для рабочей и сельской молодёжи, снижен возраст приёма в общеобразовательную школу с 8 до 7 лет, организована сеть пришкольных интернатов, введены экзамены на аттестат зрелости, усилено военно-патриотическое воспитание школьников и т. д.
По окончании войны основными задачами в области просвещения были восстановление и укрепление образовательных учреждений в городах и районах, освобожденных от оккупации.
Не смотря на все трудности военного и послевоенного периода, произошел взлет советской науки и техники. Активно создавались и развивались университеты, создана сеть фундаментальных и прикладных научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и вузовских лабораторий.
В 50–60-х гг. шел процесс увеличения числа средних школ за счет начальных и неполных средних (в это время они уже стали не семилетними, а восьмилетними). Открылись школы с углубленным изучением ряда предметов (так называемые спецшколы). Получили развитие школы-интернаты. В 1959 г. создана сеть технических профессиональных учреждений: ПТУ (1-2 года), СПТУ (3-4 года) и технические училища (1-1,5 лет).
Растущая общественная потребность в квалифицированных специалистах стимулировала рост числа вузов и развитие средних специальных учебных заведений во всех регионах СССР. А в 1959 г. перепись населения уже показывала полную ликвидацию неграмотности.
В 60-х гг. Л.И.Брежневым проведена реформа в области образования и с 1965 г. введено всеобщее десятилетнее среднее образование. В городе и на селе сооружались новые школы, их число достигло более 140 тыс. Учиться, заставляли даже тех, кто не хотел или не мог окончить десятилетку. В системе высшего образования приоритет был отдан дневному обучению, сократились льготы при поступлении на заочное отделение производственникам со стажем.
В 1984 г. К.У.Черненко был принят Закон о перестройке школы. В нем предусматривались меры по дополнению всеобщего среднего образования - всеобщим профессиональным. Такие меры были введены для социально-экономического развития общества. Реформа, по замыслу ее инициаторов, приближала учащихся к физическому труду, к последующей работе на заводах. Вплоть до 1990-х гг. существовала жесткая система профессионального образования, которая исключала инициативу и творчество учащихся и обучающих их педагогов в изменении, как содержания образования, так и в организационных формах обучения и типологии образовательных учреждений.
В то же время, созданная на протяжении многих десятилетий единая государственная система профессионального образования позволила нашей стране не только совершить культурную революцию, но и достигнуть высокого и общепринятого в мире уровня профессиональной подготовки. При этом многие годы профессиональное образование было ориентировано на производство, а не на удовлетворение запросов и интересов отдельной личности.
По статистическим данным 1975 г., на территории СССР создано 856 вузов (в т. ч., 65 университетов), в которых обучалось свыше 4,9 млн. студентов (в том числе, 44 тыс. иностранных граждан из 134 стран). Советский Союз по численности студентов на 10 тыс. населения значительно превзошёл такие развитые капиталистические страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и мн. др. Кроме того, было развито международное научное сотрудничество, СССР ежегодно командировал за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимал столько же граждан из других стран. Существовала достаточно эффективная государственная система распределения выпускников высших и профессиональных средних учебных заведений, которая в значительной степени решала проблему дефицита кадров в регионах.
К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР стали проявляться кризисные явления. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов. В последние десятилетия СССР и Россия в его составе резко отстали по мировым показателям продуктивности сельского хозяйства. Социальная сфера, наука и культура финансировались по остаточному принципу.
Застой в экономике сочетался с падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.
В этой связи, предпринимались меры по реформированию политического, экономического и социального устройства страны, которые связаны с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева и его программой перестройки СССР. Стержнем концепции перестройки стала идея перевода жестко централизованного, планового – государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма.
Во время перестройки СССР с 1985 по 1991 гг. начала меняться и система образования. С 1989 г. она приняла наиболее развитую рыночную структуру, были внедрены различные типы образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др., которые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другие образовательные услуги, не свойственные им ранее.
Таким образом, наметилась демократизация в сфере образования, появились зачатки рыночного устройства структуры образования, в условиях прежней централизованной и жесткой системы образования.
Реформы 1992 г., послужили предпосылкой формирования рынка, разделения государства и экономики. Уже к середине 90-х годов российская экономическая система приобрела фундаментальные признаки рыночной экономики: в стране возникли все рыночные экономические институты; рынок начал функционировать автономно, его субъекты получили возможность принимать решения, исходя из сложившихся цен и максимизации прибыли; сформировались рычаги государственного макроэкономического регулирования. На правительственном уровне вернулись к идее воссоздания учебных округов, в каждом из которых должны развиваться окружные центры высшего образования. Одновременно предполагалось выделение учебных регионов в рамках федеральных учебных округов, в которых получили бы развитие несколько региональных центров высшего образования. Одновременно во всех федеральных учебных округах планировалось выделить учебные регионы, в каждом из которых должны развиваться несколько региональных центров высшего образования. Данный проект не был реализован. Хотя, такой вариант территориального деления образовательного пространства, актуален и сегодня, так как при наличии огромного количества региональных вузов[1] (педагогических, сельскохозяйственных, медицинских и т.д.), не существует эффективной региональной политики по достижению баланса в распределении вузов, направленных на развитие региона и освоение его ресурсов.