Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:58, дипломная работа
Целевая установка:
- проведение комплексного исследования категорий и направлений совершенствования приоритетного национального проекта "Образование".
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию)
1. охарактеризовать сущность, основные направлениям и цели реализации приоритетного национального проекта "Образование";
2. выявить основные проблемы эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
3. разработать предложения по повышению и обосновать основные направления совершенствования реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Введение 6
Глава 1. Организация рынка образования в России 9
1.1. История развития советской системы образования 9
1.2. Современное состояние российского рынка образовательных услуг 14
Глава 2. Предпосылки и цели проведения приоритетного национального проекта «Образование» 29
2.1. Цели и задачи реализации проекта 29
2.2. Законодательная база реализации национального проекта "Образование" 32
Глава 3. Оценка развития реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 41
3.1. Результаты приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2009 гг 41
3.2. Развитиe приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 51
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 67
Приоритетный национальный проект «Образование» — один из существенных факторов дальнейшего успешного развития республиканской системы образования, с которым мы связываем наше движение вперед. Развитие, поиск точек роста, поиск лидеров, отработка на конкретных примерах новых моделей продолжатся и в последующие годы.
На развитие системы образования Башкортостана за последние три года направлено около 72,7 миллиарда рублей. Только в 2008 году в 25 районах и трех городах республики введены в эксплуатацию 49 объектов образования, в том числе 25 школ, рассчитанных в общей сложности на 4094 ученических места, и 14 дошкольных образовательных учреждений на 1055 мест. Успешно реализуются 19 республиканских целевых программ. Принята и реализуется Республиканская программа развития образования на 2009-2013 годы, обозначившая приоритетные тенденции и задачи развития отрасли.
Перспективное направление развития обязательного общего образования в республике предполагает реализацию равных стартовых возможностей обучающихся на получение доступного и качественного образования, внедрение нового поколения образовательных стандартов, выявление, развитие и сопровождение одаренных детей, подготовку и переподготовку педагогических кадров, введение новых финансово-экономических механизмов.
За последние четыре года, с момента начала реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Башкортостане государственную поддержку получили 1466 учителей- новаторов, 327 лучших общеобразовательных учреждений, 14 учреждений профессионального образования, 354 представителя талантливой молодежи. Все школы, подключенные к сети Интернет, обеспечены лицензионными программными продуктами, осуществляются поставки учебно-наглядного оборудования, автобусов.
Система образования Республики Башкортостан - одна из крупнейших в России. В настоящее время в республике функционируют более 4500 образовательных учреждений. Сюда входят 1810 дошкольных образовательных учреждений, 2205 дневных общеобразовательных школ, школ-интернатов, лицеев, гимназий, 29 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, 28 детских домов; 109 профессиональных училищ и лицеев, 309 учреждений дополнительного образования, 76 учреждений среднего и 12 учреждений высшего профессионального образования. В образовательных учреждениях всех типов и видов обучаются и воспитываются свыше 870,2 тысячи человек, работают 193 тысячи человек - педагоги и обслуживающий персонал.
За годы реализации приоритетного национального проекта «Образование» победителями стала 61 общеобразовательная школа, 233 учителя.
В целях укрепления учебной базы из федерального и республиканского бюджетов учреждениям образования города Уфы выделено 380 комплектов оборудования для кабинетов физики, химии, географии, биологии, интерактивных досок в кабинеты информатики, а также мультимедийное оборудование на сумму более 130 млн.рублей. Из бюджета города по отрасли «Образование» приобрели оборудование для образовательных учреждений города Уфы на сумму 170 млн. рублей.
Учительством столицы были разработаны более 100 авторских программ. Увеличилось количество экспериментальных площадок с 38 до 55 по различным направлениям опытно – экспериментальной образовательной деятельности. Количество педагогов – исследователей возросло до 25, звания учитель – мастер имеют 20 учителей.
Все школы бесплатно подключены к сети Интернет, имеют бесплатный, неограниченный доступ на любые образовательные порталы. В образовательных учреждениях созданы информационно – образовательные и административные интернет – сайты.
В соответствии с федеральным проектом «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан №13/17 от 26 февраля 2009 г. принята городская целевая программа: «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий на 2009-2011 годы».
Благотворительным фондом имени И. Харисовой детям – инвалидам для организации дистанционного обучения выделено 20 компьютеров.
В экспериментальной работе по введению Федеральных государственных стандартов участвуют 6 общеобразовательных учреждений г. Уфы - гимназия № 82, лицей № 5, средние школы №№ 16, 35, 42, 85. Это учителя начальных классов и школы - участники и победители Приоритетного национального проекта «Образование».
В столице Республики Башкортостан ведется системная работа по образованию и развитию одаренности детей согласно Президентской программе «Дети Республики Башкортостан», включающей целевую подпрограмму «Одаренные дети».
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализуются две стратегии осуществления поддержки образовательных учреждений. Первая основана на выявлении и поддержке лучших учителей, лучших образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, выявлении и поддержке победителей различных профессиональных и творческих конкурсов талантливой молодежи. Вторая стратегия направлена на выравнивание условий реализации основных направлений модернизации системы образования. Это программа «Школьный автобус» и программа информатизации. Новизна первого подхода состоит в том, что средства государственной поддержки распределяются не всем поровну, а лучшим, то есть наиболее сильным, способным направить получаемые деньги на развитие образования, инвестировать их в будущее.
Однако это не мешает тому, чтобы национальный проект одновременно оставался и социальным проектом. В результате его реализации должна повыситься заработная плата классных руководителей и лучших учителей, должны улучшиться условия труда работников и обучения учащихся лучших школ. Таким образом, в национальном проекте идея его социальной направленности объединяется с другой идеей – эффективности.
Наиважнейшей характеристикой ПНПО как новой технологии развития является то, что в ее рамках создаются и отрабатываются как новые подходы к распределению финансовых средств, так и новые методы их распределения. В отличие от традиционных централизованных подходов образовательные учреждения, получившие средства государственной поддержки, могут самостоятельно определить приоритеты в их использовании.
Мы видим в реализации национального проекта решение и еще одной давно назревшей проблемы – оценки качества работы муниципальных органов управления образованием и учреждений образования по их результатам. Это связано с тем, что проект преследует цель внедрения в массовую практику новых механизмов управления развитием образования (определение новых подходов к качеству образования, аттестации педагогических кадров и образовательных программ учреждений, стимулирование перехода к подушевому финансированию, новой оплате труда учителей, финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, государственно-
Проект поддерживает не произвольно заданные, а четко очерченные государством направления и цели этого развития. Основных направлений проекта, в которых участвует Республика Башкортостан, шесть:
1. Стимулирование инновационных образовательных учреждений.
2. Поощрение лучших учителей.
3. Дополнительное вознаграждение за классное руководство.
4. Государственная поддержка талантливой молодежи.
5. Информатизация образования.
6. Оснащение учебным оборудованием и школьными автобусами.
На реализацию проекта в Республике Башкортостан было направлено в прошедшем году свыше 2,4 млрд. рублей, из них более 700 млн. рублей – из федерального бюджета.
В целях реализации проекта сформирована необходимая нормативная правовая база, которая постоянно пополняется и совершенствуется. Так, дополнительно к принятым в прошлом году документам в I квартале текущего года между Правительством республики и федеральными органами исполнительной власти заключено 4 соглашения (дополнения к общему соглашению, по поддержке школ, о выплатах классным руководителям, о подключении к Интернету). Сотрудничество между Министерством образования и главами муниципальных районов и городских округов республики также осуществляется на основе соглашений. В данный момент завершается их подписание на 2010 год (на сегодня из 63-х подписано около 50).
Сетевой график по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2010 году разработан в соответствии с федеральным графиком, утвержден приказом Министерства образования, согласован с Премьер-министром Правительства, председателем Координационного совета по реализации приоритетных национальных проектов в Республике Башкортостан. Выполнены все из запланированных на I квартал мероприятий.
Позитивные результаты конкурсных отборов в прошедшем году обусловили рост интереса к проекту в этом году. Число участников конкурсов в республике увеличилось. Если в 2009 году в конкурсе инновационных вузов участвовали 4 вуза республики (БГУ, БГМУ, УГАТУ, УГНТУ), то в текущем году – уже 6 (добавились БГПУ, УГАЭС), а Уфимский государственный авиационный технический университет вошел в число победителей. Размер поддержки его инновационного проекта составит 600 млн. рублей.
Каждая девятая школа республики испытала свои силы в конкурсе общеобразовательных учреждений. В соответствии с выделенной квотой на сегодня сформирован рейтинговый список, включающий 109 общеобразовательных учреждений, и представлен на утверждение в Координационный совет по реализации приоритетных национальных проектов при Правительстве Республики Башкортостан. Часть школ-победителей примут затем участие в другом конкурсе – на звание «Лучшая школа России».По итогам третьего конкурса «Лучшие школы России – 2010» до финала дошли 32, в том числе Большеустьикинский лицей №1 Мечетлинского района и лицей «ПолиТэк» г.Сибая.
По условиям конкурса этого года, в нем должны будут принять участие каждый двадцатый победитель конкурса общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы.
В настоящее время в республике продолжается конкурсный отбор учителей. В прошлом году победителями стали 363 учителя (148 – городских, 215 – сельских). На этот раз, на конкурс представлена 631 заявка, техническую экспертизу прошли 617. С одной стороны, мы рады такой активности учителей, с другой – увеличилась нагрузка на республиканскую конкурсную и экспертную комиссии.
На республиканском уровне также реализуется комплекс мер по поддержке лучших учителей, в том числе конкурсы на звание «Учитель года». С прошлого года, как известно, увеличены размеры премий победителям и лауреатам. Конкурсы в течение I квартала проведены, завершается подготовка наградных материалов.
Не первый год мы работаем в республике над усилением роли воспитания в образовании, ежегодно проводим Республиканское родительское собрание. В этом году оно состоялось в феврале.
Второй год около 33 тысяч классных руководителей получают ежемесячное вознаграждение. Сохранены и республиканские выплаты и надбавки. В I квартале текущего года выплачено всего около 108 млн. рублей, в том числе 56,5 млн. рублей – из республиканского бюджета.
В республике сложилась и система поддержки творчески одаренной молодежи в виде Президентских, именных стипендий, на выплаты которых в прошлом году было направлено 5,8 млн. рублей. На этот год запланировано более 7 млн. рублей. Указом Президента Республики Башкортостан учреждено 30 грантов по 50 тысяч рублей для молодых ученых. Вручение состоялось в феврале этого года.
112 молодым талантам премии присуждены по нацпроекту: 33 премии по 60 тыс. рублей, 79 премий по 30 тыс. рублей. В торжественной обстановке они были вручены в декабре месяце. Квоты пока не установлены, но надеемся, что в этом году количество награжденных будет не меньше, чем в прошлом году.
В республике с опережением графика осуществляется подключение школ к Интернету. Всего за два года планируется подключить 2677 образовательных учреждений. Из запланированных 662-х в прошедшем году фактически подключена 761. В настоящее время к сети Интернет подключено 1102 учреждения, из них 341 – с начала 2007г. (при плане на I квартал – 250). Кроме того, также действует целевая программа компьютеризации системы образования, рассчитанная на 2006-2010 годы.
В прошедшем году сельские школы республики получили в общей сложности 178 автобусов (из которых 173 – по проекту, 5 – по республиканской программе «Школьный автобус») на общую сумму 96,875 млн. рублей.
Кроме того, за прошедший год каждая шестая школа республики получила новые современные кабинеты химии, физики, биологии, географии или интерактивные аппаратно-программные комплексы. На эти цели направлено 70 млн. рублей – из федерального бюджета, 85 млн. рублей – из бюджета республики.
По демографическим мероприятиям, формально не входящим в состав нацпроекта, но тесно связанным с ним, необходимо отметить, что в январе месяце 2010 года были приняты 3 постановления Правительства Республики Башкортостан (№№15,16,17) о выплатах компенсаций части родительской платы в дошкольных образовательных учреждениях, выплате заработной платы приемным родителям и на обеспечение детей-сирот, а также выплате единовременного пособия при всех формах устройства детей-сирот в семьи. Деньги в республику поступили, в настоящее время завершается подготовка нормативных актов на распределение средств федерального бюджета по муниципалитетам.
Что касается информационной поддержки проекта, то мы провели 14 марта расширенное заседание коллегии Министерства образования по итогам реализации проекта. 13 апреля в г.Мелеузе состоялся Республиканский общественно-педагогический форум, в рамках которого были организованы выставка, презентации передового опыта, мастер-классы лучших учителей.
С начала года проведено 3 «круглых стола» на базе БАГСУ. В I квартале также был проведен цикл выездных семинаров-совещаний в городах - Уфе, Нефтекамске, Октябрьском, Мелеузе по разъяснению целей и задач проекта, содержания конкурсных требований.