Национальный проект России «Образование»: экономическая эффективность и специфика финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 07:58, дипломная работа

Описание работы

Целевая установка:
- проведение комплексного исследования категорий и направлений совершенствования приоритетного национального проекта "Образование".
Вопросы, подлежащие разработке (исследованию)
1. охарактеризовать сущность, основные направлениям и цели реализации приоритетного национального проекта "Образование";
2. выявить основные проблемы эффективности реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
3. разработать предложения по повышению и обосновать основные направления совершенствования реализации приоритетного национального проекта "Образование".

Содержание

Введение 6
Глава 1. Организация рынка образования в России 9
1.1. История развития советской системы образования 9
1.2. Современное состояние российского рынка образовательных услуг 14
Глава 2. Предпосылки и цели проведения приоритетного национального проекта «Образование» 29
2.1. Цели и задачи реализации проекта 29
2.2. Законодательная база реализации национального проекта "Образование" 32
Глава 3. Оценка развития реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 41
3.1. Результаты приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2009 гг 41
3.2. Развитиe приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане 51
Заключение 59
Список использованной литературы 63
Приложения 67

Работа содержит 1 файл

diplom.doc

— 376.00 Кб (Скачать)

Основные мероприятия по направлению:

Подключение 20 000 школ к сети Интернет (по 10 000 школ ежегодно) и оснащение ежегодно не менее 2 500 школ компьютерными классами, что в комплексе с ранее реализованными государственными программами информатизации общего образования позволит обеспечить техническую основу для внедрения современных образовательных технологий.

Разработка и размещение в открытом доступе на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ.

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 0,15 млрд. руб. в 2006 году и 0,15 млрд. руб. в 2007 году.

3. Оснащение в 2006-2007 годах ежегодно не менее 8000 школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием на сумму 4,8 млрд. руб., в том числе 2,3 млрд. рублей в 2006 году.

По направлению "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня" основными мероприятиями являются: создание к 2008 году в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый - в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) в московском регионе и г. Санкт-Петербурге.

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 3,0 млрд. руб. в 2006 году и 6,0 млрд. руб. в 2007 году, а также привлечены средства субъектов Российской Федерации и частных инвесторов.

По направлению "Повышение уровня воспитательной работы в школах" основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.

Дополнительное ежемесячное вознаграждение будет выплачиваться из расчета 1000 рублей за полнокомплектный класс, пропорционально численности в случае меньшего количества учеников. При этом базовый норматив наполняемости для сельских и городских школ будет разным (25 учеников - для городских школ и 14 – для сельских). На эти цели в федеральном бюджете на 2006 год предусмотрено 7,7 млрд. руб. По итогам выплат первого квартала 2006 года объем финансирования будет уточнен.

По направлению "Развитие системы профессиональной подготовки в армии" основными мероприятиями являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.

Основные мероприятия по направлению:

Создание в воинских частях 100 учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы.

Организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации (включая выплату им специальных стипендий).

На эти цели из федерального бюджета будет выделено 0,3 млрд. руб. в 2006 году и 0,6 млрд. руб. в 2007 году.

Кроме того, предусматривается реализация проекта "Сельский школьный автобус", в рамках которого в 2006-2007 годах субъектам Российской Федерации будут предоставлены субсидии в сумме 2,08 млрд. руб. (в том числе 1,0 млрд. руб. в 2006 году) на приобретение ежегодно не менее 3 500 школьных автобусов на условиях паритетного финансирования.

Прежде всего, реализация приоритетного национального проекта "Образование" опирается на закон РФ "Об образовании" от 15 января 1996г. (с изменениями на 31 декабря 2005 года), который провозглашает приоритетность образования в России, его общедоступность и светский характер, свобода и плюрализм в образовании, и гарантирует обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации и создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Однако основную правовую базу реализации национальных проектов обеспечивают различные постановления, принимаемые Правительством РФ, такие как:

Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 860 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений";

Постановление Правительства РФ от 17 марта 2008 г. № 174 "О выплате денежного поощрения лучшим учителям в 2008 - 2009 годах";

Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. N 89 "О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы";

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования";

Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи";

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы";

Приказ от 18.04. 2006 г. №763"О создании конкурсной комиссии по отбору общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы";

Федеральный закон РФ N 17-ФЗ О внесении изменений в Закон РФ "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (от 9 февраля 2007 г);

Приказ Минобрнауки России № 38/14 О внесении изменений в перечень образовательных учреждений, подключаемых к сети Интернет (от 31 января 2007 г);

Постановление Правительства РФ N 848 О мерах государственной поддержки субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (от 30 декабря 2006 года);

Распоряжение Минобрнауки России N Р-33 Об утверждении объявления о проведении конкурсного отбора образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы (от 23 ноября 2006 года);

Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1616-р (Об образовании федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южный федеральный университет", от 23 ноября 2006 года) Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1518-р (О создании федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет", от 4 ноября 2006 года);

Постановление Правительства РФ N 548 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя" (от 07 сентября 2006 года);

Распоряжение Правительства РФ N 1032-р от 19 июля 2006 г. о внедрении в общеобразовательных учреждениях современных образовательных технологий (от 25 июля 2006 года);

Постановление N 366 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г.», №854 «О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ» (от 10 июня 2006 г);

Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта "Образование" (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г);

Приказ № 176/85 Минобрнауки России и Мининформсвязи России "Об Организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа" (от 30 июня 2006 г)

К каждому из этих постановлений прилагается свод правил, регулирующих их реализацию.

Ход реализации национального проекта "Образование" в 2007г.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 5 сентября 2005 г., ориентирована прежде всего на выявление и стимулирование лучших образцов российского образования, обеспечение возможности получения качественного, соответствующего современным требованиям и условиям образования независимо от места жительства и охватывает следующие уровни образования: общее среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное.

В реализации приоритетного национального проекта "Образование" участвуют федеральные органы исполнительной власти (Минобрнауки России, Рособразование), органы управления образованием субъектов РФ, образовательные учреждения.

Приоритетный национальный проект «Образование» реализуется с 2006 года. На реализацию проекта в 2006-2008 годах из федерального бюджета выделено более 123,5 млрд. рублей (в том числе в 2006 году –29,28 млрд. рублей, в 2007 году – 48,88 млрд. рублей в 2008 году – 45,36 млрд. рублей).

За время реализации проекта оказана государственная поддержка 57 вузам, 9 тыс. школ, 246 учреждениям НПО и СПО, внедряющим инновационные образовательные программы. Созданы два федеральных университета и две бизнес-школы, свыше 52 тыс. общеобразовательных учреждений обеспечены доступом к сети Интернет (с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения) и оснащены лицензионным программным обеспечением. Получают ежемесячные поощрения за классное руководство не менее 800 тыс. педагогов. Получили поощрения 30 тыс. лучших учителей и более 16 тыс. представителей талантливой молодежи. В общеобразовательные учреждения – ресурсные и методические центры поставлено 54,8 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования (из них 24,8 тыс. комплектов за счет средств федерального бюджета), 9,8 тыс. автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (из них 4,8 тыс. автобусов за счет средств федерального бюджета). В 31 регионе реализуются комплексные проекты модернизации образования, за время реализации которых в общеобразовательных учреждениях введено нормативное подушевое финансирование, осуществлен переход на новые системы оплаты труда, финансово-хозяйственную самостоятельность, созданы механизмы государственно-общественного управления образовательными учреждениями. В 14 регионах реализуются проекты, направленные на совершенствование системы школьного питания.

В результате улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн. учащихся), выросла доля учителей (около 45%), хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами, увеличилась на 10% доля студентов, участвующих в научной работе; в 2 раза возросли объемы выполнения вузами НИОКР за счет внебюджетных средств, активизировалась деятельность субъектов Российской Федерации и местных органов власти по развитию образования, отработаны эффективные организационно-финансовые и проектные механизмы управления, разработана современная модель образования.

Это создало базу для дальнейшей реализации проекта в 2009-2012 годах, целью которого является формирование в системе образования устойчивых механизмов интенсивного социального развития, становления и развития экономики знаний, обновления кадрового потенциала.

На реализацию проекта в 2009-2012 годах в федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов предусмотрено 73,8 млрд. рублей (в том числе в 2009 году – 31,8 млрд. рублей, в 2010 году – 21,0 млрд. рублей, в 2011 году – 21,0 млрд. рублей).

Дальнейшая реализация проекта предусматривает как продолжение мероприятий по вознаграждению за классное руководство, поощрению лучших учителей, поддержке талантливой молодежи, предоставлению общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через Интернет, внедрению комплексных проектов модернизации образования в субъектах Российской Федерации, совершенствованию организации школьного питания, организации обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, созданию сети образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, развитию сети федеральных университетов и бизнес-школ мирового уровня, так и осуществление пяти новых мероприятий, направленных на развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста, современной образовательной среды в школах (в развитие мероприятий национального проекта по поддержке общеобразовательных учреждений), дистанционного образования детей-инвалидов, сети национальных исследовательских университетов (в развитие поддержки учреждений высшего профессионального образования, реализующих инновационные программы), инновационных программ в системе непрерывного профессионального образования.

 


Глава 3.  Оценка развития реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Башкортостане

3.1. Результаты приоритетного национального проекта       «Образование» в 2006-2009 гг

Национальный проект "Образование" оказывает значительное влияние на инновационное развитие системы образования в республике.

Осуществляется поддержка образовательных учреждений-лидеров. Увеличилось до 15 число учреждений профессионального образования – победителей федерального конкурса инновационных образовательных программ. В 2009 году в их число вошел профессиональный лицей № 86 с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан. На реализацию его инновационной программы направлено 26,4 млн. рублей из федерального бюджета, 33,6 млн. рублей – из бюджета Республики Башкортостан.

Информация о работе Национальный проект России «Образование»: экономическая эффективность и специфика финансирования