Монополия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автор ставит изучение монополий, их признаков, видов и влияния на рынок, а также антимонопольное регулирование на примере России.
В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
сформулировать понятие «монополии», дать отличительные особенности и характеристики;
рассмотреть виды монополии;
обосновать необходимость государственного регулирования монополий;
проанализировать основные направления антимонопольного регулирования в России.

Содержание

Понятие монополии, основные черты и факторы возникновения.
Монополия в России.
Влияние монополии на экономику и ценообразование.

Работа содержит 1 файл

Соне.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

 

Докризисный этап развития экономики можно назвать этапом формирования стабильного эффективного рыночного хозяйства. Перестройка системы управления экономикой, помимо прочих проблем, выявила проблемы, связанные с наличием глубоко монополизированных отраслей экономики. Причем, особую остроту эти проблемы имеют на региональном уровне, так как именно регионы в наибольшей степени приближены к основной части предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом изменилось.

Получив экономическую самостоятельность  и осознав полную ответственность  за результат своей хозяйственной деятельности, предприятия должны сформировать у себя такую систему управления, которая обеспечила бы им высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. Деятельность монополий представляет собой порой непреодолимое препятствие для функционирования других предприятий. Поэтому для создания на рынке условий для здоровой конкуренции необходимо регулирование монополизма. Однако, проблемы, имеющие отношение к монополиям, очень многообразны и их исследование неоднозначно и сопряжено с определенными сложностями. Именно необходимость совершенствования конкуренции в России, повышения конкурентоспособности товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными направлениями в современной России.

Целью работы автор ставит изучение монополий, их признаков,  видов  и влияния на рынок, а также антимонопольное регулирование на примере России.

В соответствии с целью  курсовой работы автором были поставлены следующие  задачи:

    • сформулировать понятие «монополии», дать отличительные особенности и характеристики;
    • рассмотреть виды монополии;
    • обосновать необходимость государственного регулирования монополий;
    • проанализировать основные направления антимонопольного регулирования в России.

Объектом исследования является монополия.

Предметом исследования выступают основные характеристики монополии, ее виды, а так же проблемы регулирования монополии в России.

Информационной базой основой курсовой работы явились труды отечественных ученых и экономистов-практиков, посвященные проблемам регулирования деятельности монополий и защиты конкуренции в условиях свободного предпринимательства.

В курсовой работе использована литература таких авторов как  И.П.Николаева, Е.А. Кисилевава, М.Н. Чепурин, А.С.Булатов, А.Г.Грязнова, А.Ю.Юданов  и  др.

 

1 Понятие и характерные черты монополии

1.1 Понятие  и история возникновения монополизма  в России

 

 

Монополией в экономике называют такую ситуацию, когда на рынке действует одна фирма в отсутствии значимых конкурентов. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. 1

Таким образом, монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольная политика большинства стран считает монопольным положением занятие 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п.

Подобно чистой конкуренции, чистая монополия  является теоретической абстрактной категорией, ибо в реальной жизни найти чистую монополию практически невозможно. Пожалуй, проще встретить примеры монополии, обращаясь к советской истории нашего государства. Так, в СССР существовало единственное предприятие по производству швейных машинок в Подольске, единственное предприятие по производству фильтров для сигарет в Армянской ССР. Советское руководство, основываясь известным высказыванием В. И. Ленина, стремилось превратить социалистическую экономику «в единую фабрику», в чем немало преуспело.2

Но начали образовываться монополии в России значительно раньше. Первые монополии возникли в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“Союз рельсовых фабрикантов” – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.). Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный синдикат бакинских керосинозаводчиков.

Функционирование монополий связано  с созданием и поддержанием в  работоспособном состоянии больших  инфраструктурных объектов. При этом эффект масштаба создает существенные ограничения для входа на такого рода рынки новых участников.

В условиях промышленного подъема 90-х годов наиболее крупные банки  страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному  финансированию промышленности. Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма в имперализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время которого промышленное производство сократилось на 5,7 %, закрылось около 3-х тысяч предприятий. Число безработных превысило 200 тысяч человек. 3

В годы кризиса началось массовое возникновение монополистических  объединений, среди которых преобладали  синдикаты. В черной металлургии  ключевые позиции занял синдикат “Продамет” – “Общество для  продажи изделий русских металлургических заводов” в 1902-м году, а также синдикаты “Трубопродажа” в 1902-м году, “Гвоздь” в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество “Медь”, в угольной промышленности синдикат “Продуголь”, который контролировал до 70 % сбыта угля, в нефтяной промышленности – картель “Нобельмазут”, контролировавший в 1905-1906 годах до 80 % общероссийской продажи керосина. В машиностроении действовали объединения паровозных (“Продпаровоз” в 1901-м году), вагонных (“Продвагон” – около 100 % производства вагонов) и мостостроительных заводов в 1900-м году. В сахарной промышленности возник “Союз рафинеров” в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчатобумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее – Русско-Азиатского коммерческих банков.

Возникновение  монополий было связано с индустриальным освоением  пространства и высокой эффективностью специфических способов масштабного  перемещения в пространстве определенных товаров. Электроэнергию невозможно в  промышленных масштабах передавать иначе чем через электрические сети; газ, несмотря на постепенное распространение технологий сжижения, по-прежнему эффективнее транспортировать по газопроводам; железная дорога в большинстве случаев не имеет конкурентов в перевозках массовых и высокотоннажных грузов на большие расстояния.

Сегодня в России монополистами  являются РАО «ЕЭС», РАО «Газпром», РАО «РЖД». Монопольный характер этих субъектов рынка определяется наличием в их составе естественно-монопольных  инфраструктурных объектов, именно поэтому перечисленные выше монополии называются естественными.

В технологическом плане магистральные  электрические сети, магистральные  нефте- и газопроводы, железные дороги и аэропорты представляют собой  естественно-монопольные сетевые  и инфраструктурные системы. Огромного масштаба, сформированные в течение десятилетий они, как правило, не имеют себе альтернативы. Именно эти масштабные технологические системы, в силу своей уникальности, являются объективным источником монополии.

В то же время естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы сами по себе являются источником монопольных воздействий не по отношению к потребителям, а по отношении к их производителям. Это объясняется тем, что производитель той же электроэнергии не в состоянии удовлетворить спрос потребителя без использования соответствующих инфраструктурных объектов.

Разрешение этого противоречия в течение лет состояло в хозяйственном  объединении производства данных продуктов  и услуг и инфраструктурного  обеспечения их доставки до конечного потребителя. Объединение производства и средств доставки в одну корпорацию существенно повышает гибкость и надежность всей системы, снимает проблему внешних эффектов. Однако, создает при этом ряд проблем.

 

1.2 Основные черты монополии

 

 

Модель совершенной монополии основана на ряде допущений.

1. Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.4 Если кривая спроса на продукцию предприятия в условиях совершенной конкуренции бесконечно эластична и имеет вид прямой параллельной оси выпуска, то кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный наклон. Это обусловлено тем, что  хотя монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями. Это давление всеобщей конкуренции за деньги покупателей воплощено в самой функции (кривой) спроса, которой для монополиста является рыночная (отраслевая) функция (кривая) спроса на его товар.

И всякое увеличение объема продукции, продаваемой или производимой монополистом, сопряжено со снижением цен на нее.  В условиях рынка совершенно конкурентное предприятие наоборот, может продать любой объем продукции по существующей цене. Таким образом, монополист может достигать максимизации прибыли лишь варьируя объем производства.

2. Отсутствие свободы входа на  рынок (в отрасль). Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:

— наличие у предприятия-монополиста  патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;

— существование правительственных  лицензий, квот или высоких пошлин на импорт товаров;

— контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;

— наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;

— высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков, так что единая в технологическом отношении отрасль может представлять множество локальных монополистов.

Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.

3. Одному продавцу противостоит  большое число покупателей.

Если на данном рынке единственному  продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией.

4. Совершенная информированность.  И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка. Допущение совершенной информированности имеет для монополиста едва ли не большее значение, чем для совершенно конкурентного предприятия. Последний, как мы знаем, является ценополучателем, а значит, ему вовсе не обязательно знать отраслевую или рыночную кривую спроса. Для него рыночная цена является экзогенным параметром, а его индивидуальная кривая спроса представляется прямой, параллельной оси выпуска. Чтобы максимизировать при данной рыночной цене свою прибыль, ему достаточно лишь знать свою функцию затрат. Другое дело предприятие-монополист, кривая спроса на продукцию которого является и кривой спроса отрасли. Следовательно, манипулируя в целях максимизации прибыли объемом выпуска или уровнем цены, монополист должен знать кривую спроса на свою продукцию, т. е. все возможные соотношения между ценами спроса и его объемами. Более того, в некоторых ситуациях, например при осуществлении монополистом ценовой дискриминации, ему нужно знать и функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка. Очевидно, что допущение о совершенной информированности субъектов рынка в случае монополии не более реалистично, чем при совершенной конкуренции.

 

 

1.3 Факторы возникновения монополий

 

 

Исходя из основных характеристик  монополии, можно выделить ряд факторов их возникновения.

Во-первых, монополия может стать  результатом нововведений и новаций. Не все индивиды обладают одинаково творческими или инициативными качествами. Принципиальное открытие нового товара или технологии, защищенное патентом, дающим исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования изобретения, порождает монополию. Пока кто-то способен производить принципиально новый и уникальный продукт, держать технологию его создания «в секрете» — до тех пор существует возможность монополии.

Вторая экономическая сила, которая  имеет возможность создать монополию, — это экономия от масштаба. Существуют отрасли, в которых рыночный спрос может быть недостаточным для поддержания большого числа (или даже нескольких) эффективных фирм. Возможна ситуация, при которой в отрасли способен эффективно работать лишь один производитель.

Информация о работе Монополия в России