Монополии России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании монополизма в российской экономике.
Объектом исследования является российская экономика.
Предмет исследования – монополизм.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по теме, с целью выявления возникновения монополии и определения её сущности;
- установить формы и виды монополии;
- рассмотреть монополию и конкуренцию;
- проследить за современной монополизацией, а так же положительными и отрицательными сторонами;
- раскрыть особенности антимонопольной политики в России.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. История возникновения и сущность монополий...........................6
1.1 Возникновение монополий.......................................................................6
1.2 Формы и виды монополий........................................................................9
1.3 Монополия и конкуренция......................................................................12
Глава 2.Особенности современной монополизации России......................17
2.1 Положительные и отрицательные стороны монополий.......................17
2.2 Особенности антимонопольной политики России................................21
Заключение......................................................................................................26
Библиографический список...........................................................................28

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 64.17 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение...........................................................................................................3

Глава 1. История возникновения и сущность монополий...........................6

1.1 Возникновение  монополий.......................................................................6

1.2 Формы и  виды монополий........................................................................9

1.3 Монополия  и конкуренция......................................................................12

Глава 2.Особенности современной монополизации России......................17

2.1 Положительные  и отрицательные стороны монополий.......................17

2.2 Особенности  антимонопольной политики России................................21

Заключение......................................................................................................26

Библиографический список...........................................................................28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Введение 

       Проблема монополизма в экономике  вызывает интерес экономистов  на протяжении почти всего  двадцатого столетия. Эта тема  была и останется актуальной  до тех пор, пока существуют  мировые экономические гиганты,  прочно занимающие монополистическое  место в производстве. 
К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния. 

  Исторически сложилось так, что длительное время на рынках экономически развитых стран преобладали многочисленные и относительно небольшие предприятия. Но с середины 19 века ситуация начинает меняться. Рост промышленности сопровождается концентрацией производства, соответственно, более крупные производители ведут себя на рынке не совсем так, как многочисленные мелкие предприниматели. Условия функционирования субъектов рынка меняются, то есть появляются новые рыночные структуры (модели рынка). Одной из них является монополия (чистая монополии).

     Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи. 
         Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Крупнейшие предприятия, создаваемые в течение нескольких лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам. Это касается, прежде всего, сырьевых отраслей, энергетики и транспорта. Они играют огромную роль в жизни каждого гражданина нашей страны. Например, повышение цен на электроэнергию или резкое удорожание нефтепродуктов в 2005 года есть отражение деятельности крупнейших российских монополий.

     Одной из главных проблем переходного  периода российской экономики, не разрешенных  до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада  производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы Российской Федерации, в том числе, сферу естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления  и дальнейшего развития отечественной  промышленности, развития реального  сектора экономики, поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения. 
 С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

       Поэтому огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирование монополистических процессов и конкуренции, необходимости экономических реформ в данной сфере.

     Тем самым, исходя из этих убеждений можно  сделать вывод, что выбранная  тема является актуальной.

     Цель  данной работы заключается в исследовании монополизма в российской экономике.

         Объектом исследования является российская экономика.

        Предмет исследования – монополизм.

         Задачи:

- изучить и проанализировать литературу по теме, с целью выявления возникновения монополии и определения её сущности;

- установить формы и виды монополии;

- рассмотреть монополию и конкуренцию;

- проследить  за современной монополизацией, а так же  положительными и отрицательными сторонами;

- раскрыть особенности антимонопольной политики в России.

     Методологическую  базу данной работы составляют труды  следующих ученых: Вильсон Дж., Дорнбуш Р., Маркс К.,Пигу А., Фишер С., Циапелик Р., Шналензи Р., Энгельс Ф.

     Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, библиографического списка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                

                 Глава 1. История возникновения и сущность монополии

1.1Возникновение  монополий

 
  Становление рыночной экономики в России столкнулось и продолжает сталкиваться с монополизмом особого рода. Своим рождением он обязан нерыночной среде и по своему генезису кардинально отличается от монопольных отношений, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы. Российский монополизм - результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления. Именно государство составлялось, вокруг которой формировались все элементы монопольной структуры.
  В отличие от рыночных монополий в западной экономике наши так называемые административные, или ведомственные, монополии создавались волевым путем. Государственный монополизм как не имеющая аналогов управленческая и организационная монополия составлял отличительную черту отечественного монополизма. Он сопровождался огромной концентрацией экономической власти на всех уровнях и функциональных направлениях централизованного планирования и управления экономикой. Важно подчеркнуть, что эта проблема не лишена социальной и политической окраски, поскольку интересы монопольных структур тесно переплетаются с интересами политической, административной и хозяйственной элит как советского, так и постсоветского общества. 
   Первые монополии возникли в России в начале 80-х годов 19-го века среди предприятий, обслуживающих железнодорожное строительство (“Союз рельсовых фабрикантов” – в 1882-м году, а также объединения заводов, изготовлявших конструкции для мостов, рельсовые крепления и т.п.)1. Тогда же оформилась конвенция предпринимателей по производству

 
     1См.  Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» – СП б: Издательство «Питер», 2000г. с 475

гвоздей, проволоки, картель сахарозаводчиков, позднее – экспортный

синдикат  Бакинских керосинозаводчиков. В  условиях промышленного подъема 90-х  годов наиболее крупные банки  страны (Петербургский международный, Русский для внешней торговли и другие) приступили к активному  финансированию промышленности. Решающую роль в перерастании домонополистического капитализма в империализм сыграл промышленный кризис 1900-1903 годов, во время  которого промышленное производство сократилось, закрылось большое количество предприятий. Число безработных выросло. В  годы кризиса началось массовое возникновение  монополистических объединений, среди  которых преобладали синдикаты. В черной металлургии ключевые позиции  занял синдикат «Продамет» – “Общество  для продажи изделий русских  металлургических заводов” в 1902-м году, а также синдикаты «Трубопродажа» в 1902-м году, «Гвоздь» в 1903-м году. В цветной металлургии господствовало акционерное общество «Медь» , в  угольной промышленности синдикат «Продуголь» , который контролировал сбыт угля, в нефтяной промышленности – картель  «Нобельмазут» , контролировавший в 1905-1906 годах общероссийскую продажу керосина. В машиностроении действовали объединения  паровозных («Продпаровоз» в 1901-м  году) , вагонных («Продвагон» – около 100 % производства вагонов) и мостостроительных  заводов в 1900-м году1. В сахарной промышленности возник «Союз рафинеров» в 1902-м году. Оформились первые объединения петербургских, лодзинских хлопчатобумажных, джутовых, полотняных и других фабрикантов. В России, как и в развитых капиталистических странах, монополии становятся одной из основ всей хозяйственной жизни. Наряду с промышленными монополиями возникли крупные банковские объединения типа Петербургского международного, Азовско-Донского, позднее – Русско-Азиатского коммерческих банков.

 

1 См.Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2001г. с 315

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила  число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались  монополии связанные с военным  производством. Российский монополистический  капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме  «принудительных объединений» по инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей  проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской  революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское  государство частично использовало учетные и распределительные  органы монополий при создании органов  управления народным хозяйством. При  переходе России к рынку вновь  возникли монополии и проблемы связанные  с ними.

     Формирование  и рост монополий исторически  неразрывно связаны перерастанием  капитала свободной конкуренции  в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений  капиталистический рост монополий  привел к усилению их диктата и  господства. Совершенная конкуренция  и «чистая» абсолютная монополия  – это теоретические абстракции, которые выражают две рыночные ситуации.

       Есть несколько причин существования монополий. Первая: «естественная монополия»1. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных

1 См. Экономика: Учебник / Под р. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК,

патентом  или содержащихся в секрете.

     История монополий неразрывно связана с  развитием тех процессов, которые  на каждом этапе ускоряли рост монополизации  хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся  рост акционерной собственности, новая  роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как  способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений  и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное  значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них  по-своему ускорял развитие монополизации  хозяйства.

1.2 Формы и виды  монополий 

          Выделяют низкие и высшие формы монополии. Низшие формы — временные союзы и соглашения, возникающие для достижения конкретного проекта, она основана на системе участия.

           Возможность ее развития  заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит   владельцу контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей «дочерней»  компанией. Это и есть система участия, которая может носить многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху пирамиды, контроль над громадными капиталами. Такие соглашения могут возникнуть и сегодня, но основными формами монополизации экономики выступают -  высшие.1

Высшими формами монополий являются картель, синдикат, трест, концерн. 
 Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую
         

1См.Вильсон Дж., В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год . с 298

самостоятельность, и договариваются о доле каждого  в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

     Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой. 
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест. 
 Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.1 
 Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

           Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они            1См. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: «Микроэкономика. Теория и российская практика». Учебник для студентов вузов,. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2003г. с 582

приносят  увеличение прибыльности только до определенных пор.

  Выделяют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая. 
             Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей.1 Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. 
            Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства. 
           Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее

1См.Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. - М.: ИНФРА-М, 1998.с 138

появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на

основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное  положение на рынке. К нему ведут  два пути. Первый заключается в  успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем  концентрации капитала. Второй основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке. 
Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”.1  Она является логическим завершением стратегии предприятий.  
          Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является

 1См. Пигу А.«Экономическая теория благосостояния»Т. с.326

одним из основных признаков монополизации  экономики. Таким образом, следует, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Информация о работе Монополии России