Естественные монополии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:21, доклад

Описание работы

Назначение данного доклада состоит в том, чтобы дать представление о проблемах, связанных с функционированием естественных монополий, проанализировать мировой и отечественный опыт их реформирования, сформировать предложения по совершенствованию механизмов государственного регулирования естественно-монопольных секторов российской экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИЙ И ПРИЧИНЫ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ 3
2. ПРОБЛЕМЫ, ПОРОЖДЕННЫЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ МОНОПОЛИЙ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 6
3. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 7
3.1. Электроэнергетика 7
3.2. Газовая промышленность 11
3.3. Железнодорожный транспорт 14
3.4. Резюме 17
4. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ 20
4.1. Электроэнергетика 23
4.2. Газовая промышленность 26
4.3. Железнодорожный транспорт 28
5. СИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КЛЮЧЕВЫМ ИНФРАСТРУКТУРНЫМ ОТРАСЛЯМ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕФОРМИРОВАНИЯ 30
6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ РФ 33
6.1. Динамика цен и доходы отраслей естественных монополий 36
6.2. Ценовая проблема реформирования естественных монополий 37
6.3. Подходы к оценке потенциального роста цен (тарифов) продукции естественных монополий в условиях либерализации 39
6.4. Оценка народнохозяйственных последствий роста тарифов на продукцию естественных монополий и дилемма ценового регулирования 41
ВЫВОДЫ 43

Работа содержит 1 файл

dokladreforma.doc

— 1.02 Мб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

 

    Назначение  данного доклада состоит в  том, чтобы дать представление о  проблемах, связанных с функционированием  естественных монополий, проанализировать мировой и отечественный опыт их реформирования, сформировать предложения по совершенствованию механизмов государственного регулирования естественно-монопольных секторов российской экономики.

1. Возникновения монополий  и причины их  существования

 

    Монополией  называется абсолютное доминирование на рынке, когда один производитель товаров или услуг обеспечивает подавляющую часть спроса.

    Возникновение монополий по экономическим причинам обусловлено различиями в эффективностью функционирования различных производителей товаров и услуг. Если какая-то компания в состоянии поддерживать уровень удельных издержки ниже чем у всех остальных потенциальных производителей и при этом обеспечить потребности рынка, она, в конечном итоге, становиться единственным производителем и, таким образом, монополистам.

    Возникновение монополий может быть также связано  также с политическими причинами, в частности с наделением компаний теми или иными привилегиями. В  этом случае доминирование на рынке  обусловливается не столько характеристиками эффективности, сколько данными привилегиями и вытекающими из них ограничениями для остальных участников рынка.

    Выделяется  также понятие «естественных  монополий», то есть монополий, существование  которых связано с некими «естественными»  природными и технологическими факторами.

    В соответствии с Федеральным законом  «О естественных монополиях» от 19.07.1995г., понятие естественной монополии  определяется как «состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

    Данный  закон определяет, что корпорации, имеющие статус естественных монополий, работают в следующих отраслях:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

    Функционирование  всех естественных монополий связано  с созданием и поддержанием в  работоспособном состоянии больших  инфраструктурных объектов. При этом эффект масштаба создает существенные ограничения для входа на такого рода рынки новых участников.

    Возникновение естественных монополий связано  с индустриальным освоением пространства и высокой эффективностью специфических  способов масштабного перемещения в пространстве определенных товаров. Электроэнергию невозможно в промышленных масштабах передавать иначе чем через электрические сети; газ, несмотря на постепенное распространение технологий сжижения, по-прежнему эффективнее транспортировать по газопроводам; железная дорога в большинстве случаев не имеет конкурентов в перевозках массовых и высокотоннажных грузов на большие расстояния.

    В этой связи необходимо различать  технологический и хозяйственный  аспекты функционирования естественных монополий. В технологическом плане магистральные электрические сети, магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги и аэропорты представляют собой естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы. Огромного масштаба, сформированные в течение десятилетий они, как правило, не имеют себе альтернативы. Именно эти масштабные технологические системы, в силу своей уникальности, являются объективным источником монополии.

    В то же время естественно-монопольные  сетевые и инфраструктурные системы  сами по себе являются источником монопольных воздействий не по отношению к потребителям электроэнергии, газа и транспортных услуг, а по отношении к их производителям. Действительно, производитель электроэнергии, газа или транспортных услуг не в состоянии удовлетворить спрос потребителя без использования соответствующих инфраструктурных объектов. Таким образом, в случае гипотетической автономности (взаимной независимости), производители перечисленных выше товаров и услуг являются потенциальными объектами монопольного поведения естественно-монопольных сетевых и инфраструктурных систем.

    Разрешение  этого противоречия в течение  многих десятилетий во всех странах  состояло в хозяйственном объединении  производства данных продуктов и  услуг и инфраструктурного обеспечения их доставки до конечного потребителя.

    Таким образом, вертикально-интегрированные  компании (ВИК-и) в сфере естественных монополий представляют собой один из наиболее распространенных  способ согласования экономических интересов  инфраструктурных объектов и компаний предоставляющих услуги конечным потребителям. Кроме того, объединение производства и средств доставки в одну корпорацию существенно повышает гибкость и надежность всей системы, снимает проблему внешних эффектов (экстерналий).

    Однако  итогом такого рода объединения становятся хозяйственные монополии, которые становятся монополиями по отношению к конечному потребителю. В России такого рода монопольными хозяйствующими субъектами являются РАО «ЕЭС», РАО «Газпром», РАО «РЖД». Монопольный характер этих субъектов рынка определяется наличием в их составе естественно-монопольных инфраструктурных объектов, именно поэтому перечисленные выше монополии называются естественными.

    Проблемы, а также разнообразные негативные последствия, связанные с функционированием хозяйственных монополий хорошо известны. Тем не менее монополии продолжают существовать, и не только потому, что их существование выгодно самим этим монополиям.

    История и логика возникновения естественных монополий служит обоснованием  целого ряда позитивных свойств хозяйственных монополий, существующих в виде вертикально интегрированных корпораций. Эти позитивные свойства состоят в следующем:

  1. Оказание уникальных (специфических) услуг для экономики и населения.
  2. Большая экономическая эффективность интегрированных сетевых систем.
  3. Большая технологическая надежность и гибкость интегрированных систем.
  4. Возможность концентрации и перераспределения финансовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов.
  5. В условиях трансформационных процессов в России и вакуума исполнительной власти естественные монополии в значительной степени выполняли функции государственных органов, в особенности в части гарантирования и  обеспечения доступности услуг для населения.
  6. Естественные монополии (применительно к России переходного периода) зачастую выступали инструментом согласования федеральных, отраслевых и региональных интересов, в особенности  в части ценовой политики.

2. Проблемы, порожденные  существованием монополий  и способы их  разрешения

 

    Главная опасность и проблема существования естественных монополий, как и всяких других монополий, связана со стремлением монополий использовать свое положение для извлечение сверхприбылей, то есть для улучшения своего финансового положения за счет остальной экономики. Монопольное поведение и негативные последствия существования монополий могут проявляться по следующим направлениям:

  1. Монопольное завышение цен.
  2. Непрозрачность компаний-монополистов, отсутствие адекватной информации о затратах и результатах.
  3. Невыполнение (неполное выполнение) финансовых обязательств перед государством.
  4. Реализация собственных монопольных интересов и проектов, не согласованных в должной мере с интересами общества и государства.
  5. Низкое качество предоставляемых услуг и невыполнение обязательств.
  6. Наличие явлений перекрестного субсидирования.
  7. Порождение искаженных рыночных сигналов для инвесторов и, как следствие, деформирование всего рыночного пространства.

    Исторический  опыт свидетельствует о том, что  монополии в тех или иных формах существовали всегда и всегда, с большим или меньшим успехом, велась борьба с монополиями и проявлениями монополизма в экономике.

    Применительно к естественным монополиям традиционно  предлагается четыре основные стратегии  борьбы с ними.

    Первая — это государственная собственность и государственное управление предприятиями. Теоретически, при такой схеме госсектор устанавливает цены, равные  предельным издержкам, а разницу между предельными и средними издержками восполняет за счет налоговых платежей.

    Хотя  общемировая тенденция состоит  в уходе от государственного владения и управления предприятиями, этот способ государственного вмешательства по-прежнему играет важную роль в сфере естественных монополий.

    Второй вариант решения проблемы монополии предполагает сохранение частной собственности, но для покрытия разницы между выручкой при ценах, равных предельным издержкам, и суммарными издержками прибегает к государственным субсидиям через налоговую систему.

    Третий вариант — традиционное регулирование государственной комиссией, цель которой – сделать так, чтобы тарифы покрывали издержки с нулевой сверхприбылью.

    Четвертый вариант политики — это использование естественной или специально стимулируемой конкуренции. Такая конкуренция превращает естественные монополии в то, что называется состязательным рынком1.

3. Международный опыт  реформирования естественных  монополий

3.1. Электроэнергетика

3.2. Газовая промышленность

3.3. Железнодорожный  транспорт

3.4. Резюме

4. Реформирование естественных  монополий в России

4.1. Электроэнергетика

        

4.2. Газовая промышленность

4.3. Железнодорожный  транспорт

5. Системные требования  к ключевым инфраструктурным  отраслям и возможности  их реформирования

 

    Влияние естественно-монопольных сетевых  и инфраструктурных систем на экономику  тем выше, чем больше географическое пространство национальной экономики и чем ниже плотность населения. В западноевропейских странах плотность населения на порядок выше, чем в России сами эти страны несоизмеримо меньше России. Результатом этого является то, что средняя дальность перемещения грузов и продукции здесь в несколько раз ниже, чем в России. Соответственно меньше влияние естественно-монопольных отраслей на экономику в целом. Даже в США, стране по масштабам и расстояниям сопоставимой с Россией с огромными объемами производства электроэнергии и газа и высокой долей железнодорожного транспорта в общем грузообороте, доля отраслей естественных монополий в добавленной стоимости экономики примерно в три раза ниже чем в России. 

    Это означает, что воздействие как  отрицательных, так и положительных последствий реформ естественных монополий на экономику России будут существенно более значимыми, чем в большинстве западных стран, что предъявляет повышенные требования к уровню проработанности и качеству реформ. Ошибки и грубые действия в сфере реформирования естественных монополий могут крайне негативно сказаться на функционировании всей экономики и уровне жизни всего населения России.

    Необходимо  также учитывать, что всякая инфраструктурная отрасль в нашей стране всегда выполняет две функции: 1) подобно традиционным отраслям производит товары и услуги; 2) поддерживает структурное и пространственное равновесие национальной экономики. В частности такие монополии как «Газпром», «РАО ЕЭС», МПС играют стержневую роль в нашей экономике. В значительной степени именно относительно низкие цены на продукцию (услуги) этих отраслей обеспечивают существование общероссийского рынка. Хотя следует признать, что эти сравнительно низкие по мировым стандартам цены на продукцию естественных монополий, все же оказываются слишком высокими для многих отраслей российской экономики и для большей части населения. Это выражается в том, что за годы рыночных реформ масштабы межрегионального обмена в России резко сократились, многократно снизились поездки населения на дальние расстояния. Это означает, что существенное повышение цен на продукцию естественных монополий, в особенности на транспортные услуги чревато сегментацией российского рынка, развитием явлений анклавизации, то есть, по большому счету, угрожает экономической целостности России.

Информация о работе Естественные монополии в России