Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:23, курсовая работа
Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность. Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода.
Введение………………………………………………………………………..3
1 Монополии и их виды……………………………………………………….5
2 Экономический вред монополии…………………………………………..11
3 История возникновения и развития монополий в России………………..13
4 Особенности монополий в советской экономике…………………………16
4.1 Формы монополии в советской экономике……………………….20
5 Особенности современной монополизации в России, её позитивные и негативные факторы…………………………………………………………..22
6 Проблема монополизма в российской экономике………………………...25
7 Антимонопольная политика как следствие развития монополизма…….29
Заключение……………………………………………………………………32
Библиографический список………………………………………………….33
Введение…………………………………………………………
1 Монополии и их виды……………………………………………………….5
2 Экономический вред монополии…………………………………………..11
3 История возникновения
и развития монополий в России…
4 Особенности монополий
в советской экономике………………………
4.1 Формы монополии в советской экономике……………………….20
5 Особенности современной
монополизации в России, её позитивные
и негативные факторы…………………………
6 Проблема монополизма
в российской экономике……………………
7 Антимонопольная
политика как следствие
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………….33
Введен
Одной
из главных проблем переходного
периода российской экономики, не разрешенных
до настоящего времени, является формирование
конкурентных рынков в условиях
спада производства и кризиса
неплатежей, охвативших все отрасли
промышленности и регионы Российской
Федерации, в том числе, сферу
естественных монополий. Предприятия
естественных монополий, в комплексе
образующие производственную инфраструктуру
государства, являются базой для
оживления и дальнейшего
Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность. Предприятия сферы естественных монополий, подобно подавляющему большинству промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода.
Специфика статуса монополий в российской экономике состоит в том, что для российских естественных монополий никто и никогда не считал ни предельных доходов, ни предельных издержек. Структурный и технологический монополизм был в принципе присущ социалистической директивной экономике. Российские естественные монополии не вырастали в рыночной среде естественным путем последовательных укрупнений и перешли в рынок в своем первозданном виде. Поэтому для России они в наибольшей степени были и остаются своеобразным понятием на стыке производственной технологии с макроэкономикой, в связи, с чем у многих политиков и экономистов велико искушение решать все проблемы привычными административными методами.
В данной работе определены предмет, объект, цели и задачи исследования.
Предметом данной работы является монополизм в России.
Объектом данной работы являются изменения и эволюция монополизма в XXI веке.
Цель курсовой работы состоит в изучении и анализе истории и развития монополизма в России, а так же его значение.
Отсюда вытекают конкретные задачи работы:
- исследовать
историю российского
- дать обобщающую
характеристику российского
- проанализировать
особенности российского
В методологическую основу работы входит принцип логического исследования объекта и принцип системности, предполагавший сохранение целостности при рассмотрение взаимосвязей элементов структуры объекта. Общим научным методом исследования является метод восхождения от частного к общему.
Научно-практическая значимость курсовой работы состоит в том, что работу можно использовать на лекциях по экономической теории, а также при проведении семинаров по экономике.
В
экономике под монополией обычно
подразумевается абсолютное преобладание
на рынке единоличного поставщика или
продавца, т.е. такая структура рынка,
когда отдельный производитель
занимает доминирующее положение и
контролирует рынок некоторого продукта.
Монополистом может быть даже маленькое
предприятие, если оно имеет высокую
долю в производстве какого-либо товара,
а крупная фирма может
Монополия может быть искусственной, основанной на государственной привилегии на исключительное право сбыта какого-либо товара, или естественной, появляющейся как следствие конкурентных взаимодействий. Естественная монополия всегда требует государственного вмешательства, так как она может установить ту цену, которая максимизирует ее прибыль, и перераспределить ресурсы в свою пользу в ущерб обществу. Естественная монополия обычно «нестойка, преходяща и может быть закреплена только внеэкономическими методами - опять же покровительством властей или какими-либо формами террора и подавления конкурентов»1.
В обществах с традиционной формой хозяйствования имела место и монополия - рынок единоличного покупателя.
Особый интерес представляет собой двусторонняя монополия - противоборство на рынке определенного товара единого поставщика и объединенного покупателя.
Часто,
когда производство связано с
важными системами
Часто встречаются и олигопольные структуры - наличие на рынках немногих поставщиков.
Противоположным
же монополии является состояние
рынка, соответствующее «совершенной
конкуренции». Совершенный рынок
предполагает неограниченное число
продавцов и покупателей, так
что никто в отдельности или
в какой-либо коалиции не в состоянии
произвольным варьированием поставок
или закупок повлиять на цену. Совершенный
рынок - это полный диктат общества
над производством. Завершенная
монополия, наоборот, означает абсолютное
доминирование производства над
обществом. Можно сказать, что близкая
к завершенной монополия
Монополизмом также называют и тип экономических отношений, при котором отдельные хозяйственные субъекты могут навязывать собственные интересы своим контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности. Именно такое определение является наиболее приемлемым для советской экономики.
Далее можно сказать, что монополия, как и конкуренция, является атрибутом любого хозяйства, основанного на обмене и разделении труда, ибо стремление к монопольной власти - естественное стремление любого субъекта экономики (и государства в том числе) упрочить свои позиции.
В
современном обществе (как в западном,
так и в бывшем советском) монопольная
экономическая власть связана не
столько с величиной
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.
Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути.
Первый
заключается в успешном развитии
предприятия, постоянном увеличении его
масштабов путем концентрации капитала.
Второй (более быстрый) основывается
на процессах централизации
Что
является причиной появления и развития
монополистических тенденций? По этому
вопросу в экономической
Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А.
Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Ещё сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Иной
движущей силой действий предпринимателей
в этом направлении является закон
концентрации производства и капитала.
Как известно, действие этого закона
наблюдается на всех этапах развития
рыночных отношений. Его движителем
является конкурентная борьба. Чтобы
выжить в такой борьбе, получить
большие прибыли, предприниматели
вынуждены вводить новую
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более
доступным и распространенным является
путь соглашения нескольких крупных
фирм. Он дает возможность быстро создать
ситуацию, когда продавцы (производители)
выступают на рынке “единым фронтом”,
когда сводится на нет конкурентная
борьба, прежде всего ценовая, покупатель
оказывается в