Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа
Целью работы автор ставит изучение монополий, их признаков, видов и влияния на рынок, а также антимонопольное регулирование на примере России.
В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
сформулировать понятие «монополии», дать отличительные особенности и характеристики;
рассмотреть виды монополии;
обосновать необходимость государственного регулирования монополий;
проанализировать основные направления антимонопольного регулирования в России.
Понятие монополии, основные черты и факторы возникновения.
Монополия в России.
Влияние монополии на экономику и ценообразование.
3. Регулирование монопольной
Рисунок 3.2 - Монополия и регулирование цены
В этом случае монополист будет нести убытки, равные площади прямоугольника EFGPV Фирма уйдет из отрасли, если не будет получать соответствующие субсидии (опять же за счет налогоплательщиков).
Более практичным решением является установление цены на уровне Р2 (LAC = = D). При этой цене объем выпуска фирмы равен Q2 (Рисунок 9.10). В этих условиях монополист будет получать нормальную (нулевую экономическую) прибыль. Необходимость в субсидиях отпадет.
Если установленная административная цена базируется на предельных или средних издержках, результатом может быть довольно курьезный результат: установление ценового потолка вынуждает монополиста увеличивать объем выпуска.
Но следует помнить, что ценовое регулирование естественной монополии чревато рядом проблем.
Во-первых, каждое регулирование не обходится без издержек. Необходимы усилия аудиторов для оценки деятельности регулируемой монополии. Во-вторых, регулируемая фирма имеет склонность преувеличивать объем своих издержек. В-третьих, при ограничении деятельности фирмы ее менеджеры теряют склонность к поиску оптимальных стратегий и т. п.
Действующая ныне система антимонопольного
регулирования экономики России
находится в кризисном
Современная система антимонопольного регулирования в России, особенно в части используемых в ней методов, является прямым заимствованием инструментов из систем регулирования, применявшихся в США еще в середине XX в. и на практике показавшее свою неэффективность. Это относится, прежде всего, к методам демонополизации экономики, принудительного разделения монополистов, преувеличения роли и значения методов поддержки малого и среднего предпринимательства в современной России и др. 17
Одним из основных препятствий в достижении антимонопольного эффекта в настоящее время в России является кризисное состояние ее экономики, макроэкономическая несбалансированность во всех сферах. Вряд ли целесообразно выделять антимонопольную политику в особую, независимую от других направлений экономических преобразований. На макроуровне антимонопольная политика в России должна вырабатываться в общей системе экономических и социальных преобразований: налоговых, экспортно-импортных, денежно-кредитных, инвестиционных, представляющих современные прямые методы экономического регулирования в сочетании с косвенными методами антимонопольного регулирования, составляющими комплекс правил сосуществования участников рыночной системы, а также экономических санкций за их нарушение.
В целом прямые и косвенные методы
должны быть направлены против необоснованного
ограничения конкуренции и «
Действенным инструментом проявления антимонопольной политики в современной России является формирование антимонопольного законодательства. Однако эффективность применения законодательных мер во многом определяется созданием антимонопольных условий деятельности фирм, т.е. состоянием конкурентной среды. Недостатки в этой сфере, а также динамизм экономических процессов в трансформирующейся экономике значительно снижают эффективность законодательных мер. Так, либерализация цен января 1992 г. вызвала такие резкие изменения в экономике России, что контроль над исполнением Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. Был просто невозможен.
Антимонопольное законодательство должно быть достаточно гибким, чтобы не подавлять деловой активности конкурирующих субъектов. В переходной экономике антимонопольное регулирование должно осуществляться через проведение государством институционально-правовой деятельности. Пока институциональная система в России представляет сегодня противоречивый набор институтов с недостаточной развитостью рыночных элементов.
Одним из примеров, наглядно иллюстрирующих объем правового регулирования монополий, является представленная на официальном сайте РАО «ЕЭС России» информация по реформированию электроэнергетики, объединяющая 37 нормативных источника (7 федеральных законов, 16 Постановлений, 7 Распоряжений Правительства Российской Федерации, 4 Приказа Федеральной службы по тарифам и Постановления Федеральной энергетической комиссии и 3 нормативных акта федеральных органов исполнительной власти, принятых в 2005 году).18
Вместе с тем
Следовательно, роль государства на современном этапе развития Российской экономики как регулирующего органа, призванного поощрять развитие конкуренции на внутреннем рынке и одновременно сдерживать монополистические тенденции хозяйствующих субъектов, состоит скорее не в запрете монополии (что, конечно, не исключается), а в создании системы мер и механизмов их практической реализации, поощряющих конкуренцию и экономическую состоятельность, стимулирующих деловую активность, устраняющих неравенства в условиях конкурентной борьбы, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей и свободы деятельности хозяйствующих субъектов в рамках закона.
В рамках данной работы автор ставил перед собой ряд задач, а именно изучение монополий, их признаков, видов и влияния на рынок, а также антимонопольное регулирование на примере России.
В соответствии с целью курсовой работы автором был поставлен ряд задач. С целью решения этих задач в первой части было дано определение монополии, выделены исторические предпосылки сегодняшней ситуации. Далее были даны основные отличительные черты монополий и факторы, способствующие их возникновению.
Во второй главе была дана классификация основных видов монополий, приводимая в экономической литературе – наиболее подробно были рассмотрены естественные монополии, их черты. А также приведены наиболее распространенные формы объединений монополистов.
В третьей части были рассмотрены принципы ценообразования монополистов, наиболее активно применяемые в российской практике, а так же обозначены основные способы государственного антимонопольного регулирования в РФ, и дана попытка оценить их воздействие на поведение монополистов.
В целом, автор считает, что поставленные задачи удалось выполнить в полном объеме.
1 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика Т.2, Спб, 1999 - стр.74
2 Селищев А. С. Микроэкономика. — СПб:. Питер, 2002- стр. 259
3 Цыперович Г. Р., Синдикаты и тресты в дореволюционной России, Л., 1984
4 Максимова В.Ф. Микроэкономика: Учебное пособие – М.: 2003. –стр. 65
5 Чесноков. А. Стратегическая цель «Газпрома»
– стать лидером среди глобальных энергетических
компаний Oil&Gas Eurasia № 10 2009 [www.oilandgaseurasia.ru/
6 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрайт-Издат, 2005. — 130 стр.
7 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. - 1986. – С. 75.
8 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 8.
9 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория Учебник для ВУЗов М.:Норма – 2001 – стр. 124
10 Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: учебник для ВУЗов, М.: Норма – 2007 – стр. 122
11 Там же
12 Леонтьев Л.А. "Капиталистический способ производства". М., 1961
13 Финансы: толковый словарь М.: “Весь Мир” 1998 г.
14 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2005. — стр. 130
15 Селищев А. С. Микроэкономика. — СПб:. Питер, 2002. — стр. 272
15 «О конкуренции и организации монополистической деятельности на товарных рынках» Закон Российской Федерации от 29 марта 1991 г с изменениями от 21 апреля 1995 г №83—ФЗ
17 Экономическая теория: Учебник / Под ред А.Г. Грязновой, Т В Чечелевой — М. Издательство «Экзамен». 2005. — стр. 155
18 Официальный сайт РАО «ЕЭС России» [ http://www.rao-ees.ru/ru/]