Монополия в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы автор ставит изучение монополий, их признаков, видов и влияния на рынок, а также антимонопольное регулирование на примере России.
В соответствии с целью курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
сформулировать понятие «монополии», дать отличительные особенности и характеристики;
рассмотреть виды монополии;
обосновать необходимость государственного регулирования монополий;
проанализировать основные направления антимонопольного регулирования в России.

Содержание

Понятие монополии, основные черты и факторы возникновения.
Монополия в России.
Влияние монополии на экономику и ценообразование.

Работа содержит 1 файл

Соне.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

Такая ситуация получила название «естественной монополии» и характерна для многих общественных благ (энергетика, железнодорожный транспорт и т. п.). К примеру, в городе самым эффективным решением будет создание одной водопроводной городской сети, а не двух-трех конкурирующих между собой: невозможно представить ситуацию, при которой, четные дома на любой из улиц города обслуживались бы одной водопроводной компанией, а нечетные — ее конкурентом. Если такая ситуация и возникнет, то двум конкурирующим между собой фирмам все же выгоднее будет слиться, превратиться в монополию, так как при этом они способны существенно снизить свои издержки производства. На рисунке 1.1 обозначена нисходящая кривая средних издержек (LAC) естественной монополии.

Рисунок 1.1 - Кривая издержек естественных монополий

Такое положение кривой означает, что самый дешевый способ удовлетворить потребности в продукции отрасли заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного продукта в руках одной фирмы.

Приведем еще один пример.

Любая фирма производит Q* единиц продукции при средних издержках LAC(Q*), в то время как если бы тот же рынок поделили между собой две фирмы, то долгосрочные средние издержки выросли бы до величины LAC (Q*/2).

Рисунок 1.2 - Кривая средних издержек двух фирм в монопольной отрасли

Третьим фактором возникновения монополии является исключительная собственность на важнейшие средства и приметы производства. Одним из наглядных примеров такой монополии является ОАО «Газпром» – ведущая топливно-энергетическая корпорация России, которая по величине не имеет равных в мире. «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых доказанных запасах газа составляет около 17%. На его долю приходится 20% общемировой добычи газа, что позволяет концерну влиять на цены на мировом рынке.5 Он владеет крупнейшей в мире трубопроводной сетью, имеет собственную медиа-империю, включающую влиятельные теле- и радиостанции, газету, а так же собственный банк. В какой-то мере «Газпром» является инструментом внешней политики.

Отсюда вытекает четвертый фактор возникновения монополии - государственная политика. Государство может создавать и поддерживать монополии, предоставляя исключительные права экономической деятельности определенным фирмам. Это достигается путем предоставления таким фирмам лицензий или определенных привилегий.

Таким образом, в этой главе было рассмотрено понятие монополии, обозначены ее основные черты и признаки, а так же факторы возникновения монополий. Во второй главе будут рассмотрены основные виды монополий.

 

2 Основные виды монополий

 

 

В экономической литературе дается следующая классификация видов  монополий.

1. С учетом степени охвата  экономики выделяются следующие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли —  абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой. В масштабе национального хозяйства также образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

2. В зависимости от характера  и причин возникновения различают следующие виды монополий.

а) Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.6

Естественная монополия характеризуется ситуацией на рынке, при которой потребительский спрос может быть наилучшим образом удовлетворен только одной или небольшой группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям производства и системе потребительского обслуживания. В данном случае конкуренция не имеет практического смысла и даже может быть нежелательна. Например, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, почтовая и радиотелевизионная связь имеют в своем составе небольшое число, а может и единственное предприятие, которое, несомненно, является монополистом.

Основными признаками естественной монополии  являются следующие:

1. Фирмы, естественные монополисты, наиболее эффективно функционируют в том случае, когда на рынке отсутствует конкуренция. Дело в том, что это позволяет экономить на масштабах производства вследствие очень высоких издержек.

2. Барьеры входа на рынок для  других фирм. Издержки, связанные  с осуществлением функционирования  естественной монополии, настолько  высоки, что деятельность аналогичных  по специализации фирм в принципе не может быть окуплена;

3. Естественная монополия характеризуется  низкой эластичностью спроса  по цене. Товар, который поставляет  на рынок фирма-монополист, уникален  и не имеет заменителей или  близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены.

4. Деятельность фирмы-монополиста  построена по сетевому принципу. Иными словами, головная организация  имеет широкие географические  и экономические связи со всеми  филиалами и дочерними структурами. Посредством этого фирма осуществляет контроль над рынком и механизмом его функционирования.

Естественные монополии встречаются  в двух вариантах.

Первый тип — природная монополия. Она образуется посредством барьеров, создаваемых самой природой. Например, геологоразведочная компания открыла уникальный в своем роде источник природных ресурсов и приобрела в свою собственность участок земли, на котором это месторождение расположено.

Ко второму типу относятся технико-экономические  монополии. Они появляются под воздействием каких-либо технических или экономических факторов. При этом имеет место эффект масштаба, что заставляет фирмы расширять зону своего влияния и собственные размеры в целях снижения затрат на единицу изготовленной продукции.

Таким образом, естественная монополия — это самый оптимальный вид монопольной структуры. Сегодня такие крупнейшие компании осуществляют общий контроль над использованием ресурсов и занимаются их распределением. Однако главным недостатком здесь все же является система «плавающих» цен, поскольку монополист устанавливает их самостоятельно и порой необоснованно.

Часто дается иное определение  естественной монополии: «Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией».7

б) Административная монополия.

Административная монополия возникает  вследствие действий государственных  органов. Такие монополии, как правило, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить и/или продавать какую либо продукцию (военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция и т.д.). Кроме того, сюда же относят так называемые легальные монополии, выраженные в следующих формах:

    • патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей;
    • авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода;
    • торговые знаки — специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Как правило, административная монополия группирует предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Иногда административную монополию называют государственной.

Самым ярким примером является монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. 
       Административно-командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики (за "железным занавесом"), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод. 

Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят научно-технический прогресс в своей  стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает их и от иностранных конкурентов.8

В бывшем СССР монополизм в народном хозяйстве был доведен до абсурда. Государственная монополия на основную массу производительных сил, централизованное регулирование экономики лишили ее динамизма, сделали невосприимчивой к научно-техническому прогрессу. Государство не только не боролось с монополизмом, но активно поддерживало и продвигало его. Оно надеялось на возникновение иных движущих стимулов экономики, способных заменить конкуренцию. На практике надежды не оправдались. Порожденная государственной  монополией тенденция к застою с 70-х годов стала мощно нарастать и вылилась в кризис экономики.9

Административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия.

в) Экономическая монополия.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление  обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Имеются в виду предприятия, которые достигли монопольного положения на рыке одним из двух способов:

- успешным развитием предприятия, постоянным наращиванием масштаба путем концентрации капитала.

- основываясь на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов.

Так или иначе, предприятие занимает доминирующее положение.

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

·  монополия отдельного предприятия;

·  монополия как соглашение;

·  монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь доминирующего положения первым путем очень сложно, о чем говорит сам факт очень редких таких образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать "честным", так как он предусматривает достижение преимущества над конкурентами постоянным повышением эффективности деятельности.

Более быстрым и распространенным является путь слияния или соглашения нескольких фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда договорившиеся компании выступают на рынке "единым фронтом", и конкурентная борьба, прежде всего ценовая, прекращается. Кроме того, они существенно меняют структуру рынка в целом:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм;
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии;
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства);
  • «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Слияние может производиться различными способами: либо путем поглощения в  процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.

Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50-70 годам XIX в., монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В текущем столетии они получили широкое распространение. Теперь конкурентная борьба все чаще ведется между монополиями и аутсайдерами, а также внутри самих монополий.10 Характер борьбы определяется формой объединения.

Различают несколько основных форм монополистических объединений.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем, объеме производства, ценах, рынках сбыта. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям.

В картель, как правило, входят предприятия с различным техническим развитием, поэтому, сначала возникает борьба за применение тех или иных технических совершенствований. А после того, как лидеры начинают получать львиную долю прибылей, они до известной степени утрачивают побудительные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать внедрения новых технологий на предприятиях других участников картелей, которые, в свою очередь, не хотят довольствоваться меньшей долей прибыли. Поэтому прикладывают массу усилий для внедрения новых технологий, повышения производительности труда и добиваются снижения цен, а крупные и мощные монополисты наоборот, добиваются повышения цен, для окупаемости высоких издержек. Результатом такой борьбы являются квоты – доли участников картели в общем производстве и сбыте данного объединения. 11

Информация о работе Монополия в России